УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются политические, институциональные и организационные изменения в современном обществе, способствующие появлению инноваций в социальной сфере. Автор статьи определяет социальные инновации как прогрессивные решения социальных проблем, новые формы организации взаимодействия как внутри, так и снаружи учреждений социальной сферы, предполагающие появление новых продуктов, услуг или процессов, которые поддаются качественной оценке, ориентированы на устойчивое развитие и создают общественную ценность. Подробно рассматривается содержание концепций открытых инноваций и внедренных инноваций применительно к менеджменту в социальной сфере.

Ключевые слова:
условия развития инноваций, инновации в социальной сфере, открытые инновации, внедренные инновации, цифровые технологии предоставления социальных услуг
Текст

Социальные и демографические изменения требуют постоянного развития инструментов социальной политики для успешной реализации социальной поддержки граждан. Инновации позволяют сократить издержки социальных служб и становятся необходимым элементом стратегии по развитию социальной сферы. Одним из вызовов, с которым сталкиваются системы социального обеспечения в настоящее время по всему миру, является быстрое старение населения. Согласно прогнозам, доля пожилых людей ускоренно возрастает, что отражает повышение среднего возраста населения и сокращение удельного веса более молодых слоев населения. Коэффициент демографической нагрузки растет, и все большее число экономически зависимых индивидов приходится на одного независимого [1]. Как государственное, так и рыночное регулирование далеко не всегда справляются со своевременным реагированием на социальные проблемы, возникающие в обществе. Такие ситуации в литературе отражены в понятиях «провалов государства» и «провалов рынка» [2], которые неизбежны в современных социально-экономических реалиях. Формирующиеся демографические условия и низкая эффективность распределения социальных благ диктуют необходимость в совершенствовании систем социального обеспечения и поиска инновационных решений.  

Предоставление социальных услуг является неотъемлемой частью систем социального обеспечения. Социальные услуги авторы подразделяют на денежные пособия, бесплатные материальные блага и услуги, - все является формой социальной поддержки граждан. Определение социальных услуг зависит от действующей системы социального обеспечения, степени участия государства в процессе перераспределения ресурсов и уровне экономического развития.

Формирование концепции государства всеобщего благосостояния произошло в середине XX века как ответ на экономические проблемы и неравенство. Государство всеобщего благосостояния призвано обеспечить социально незащищенные слои населения социальной поддержкой. На настоящий момент, согласно Э. Андерсену, существует четыре модели государств всеобщего благосостояния, это: либеральная, социально-демократическая и консервативная или континентальная модели. Данные системы характеризуются разным уровнем неравенства и разной степенью декоммодификации, что описывает объем социальной помощи гражданам в стране. Данные формы социального обеспечения распределены в мире неравномерно и большинство моделей находятся в кризисе, требуя новых форм решения сложившихся социальных проблем и своевременного реагирования правительств на возникающие вызовы [6].

Современные общества сталкиваются со множеством проблем при предоставлении социальных услуг. Такие положительные тенденции, как рост продолжительности жизни, развитие медицины и мобильность граждан увеличивают потребность в предоставлении социальной поддержки и вынуждают реорганизовывать системы социального обеспечения для лучшего удовлетворения потребностей жителей. Несмотря на существующие отличия в системах социальной поддержки граждан, разные социальные службы пытаются найти новый формат социальной помощи, который подойдет под потребности пользователей и позволит достичь большей эффективности в распределении благ.

Дискуссии, касающиеся вопросов, связанных с инновациями, часто происходят в контексте появления новых технологических возможностей, способствующих экономическому развитию. Концепция инновации как нового продукта, процесса или рыночной структуры, предложенная еще в середине 20 века, существенно преобразилась и вышла за рамки экономики и менеджмента, где ассоциировалась с увеличением прибыли, конкуренцией и позицией на рынке.

Инновации в научной литературе подразделяют на разработку нового продукта (Product innovation) и на разработку нового процесса (Process innovation). Согласно авторам Bessant и Davies [5], под инновацией продукта подразумевается инновация как результат, обновленный продукт или его свойства, а разработка нового процесса характеризуется организационными изменениями, которые порождают появление нового продукта, как усовершенствованное взаимодействие в процессе производства, креативность, формирование подходящих социально-экономических условий.

Впоследствии представления об инновациях сменились в сторону признания эффективности открытых инноваций (open innovations) [9], которые переориентировались на сотрудничество разных компаний, установления связей для успешного проведения исследований и разработок и передачи знаний. Открытая инновационная активность позволила подключиться большему числу субъектов, вовлекая университеты и государственные организации для сотрудничества. Позднее гражданское общество также было включено в модель формирования инноваций. Способность общества использовать и применять новые знания значительно ускорила разработку новых продуктов и процессов, что позволило достигать более широких общественных целей. Разработка концепции устойчивого развития оказала влияние на модель формирования инноваций, подчеркивая важность социально-экологических изменений в обществе [4]. С развитием общества концепция инноваций сменяет направление с экономической конкурентоспособности на ориентацию на социальное развитие в соответствии с имеющими ресурсами и планами по долгосрочному устойчивому развитию.

Поддерживая концепцию открытых социальных инноваций, авторы [15] определяют четыре фактора для успешного создания и внедрения инновации в социальной сфере, это: создание общественной ценности (public value), развитая предпринимательская культура в стране, поддержка крупного бизнеса и поддержка представителей власти. Что касается общественной ценности, то она возникает при дефиците решения социальной проблемы и появлении социальной миссии, которая служит определенным общественным интересам. В процессе решения социальной проблемы с помощью инновационного подхода появляется возможность разрешить проблему дефицита и достичь социальной цели. Предпринимательская культура в данной модели характеризуется формальными и неформальными правилами делового оборота, более низкими транзакционными издержками и широкой сетью доверия, которая создает подходящий для инноваций климат. Ресурсы крупной организации, партнерство, торговля и возможность сторонней мобилизации ресурсов также способствуют формированию инноваций. И, наконец, государство в создании и внедрении социальных инноваций играет крайне важную роль, выполняя функцию по социальной защите и поддержке граждан и формируя законодательные ограничения для взаимодействия компаний.

Обзор научной литературы показал, что пока еще нет четкого определения концепции социальных инноваций, как и сферы их применения, их пределов и четких характеристик, которым должен соответствовать инновационный продукт или услуга [2]. Однако, эксперты постепенно формируют общий подход, определяя социальные инновации как новые и эффективные решения, которые удовлетворяют социальные потребности и совершенствуют возможности использования имеющихся ресурсов. Другими словами, социальные инновации совершенствуют социальные отношения с целью более справедливого распределения благ и позволяют более эффективно использовать ресурсы. Авторы рассматривают социальные инновации на разных уровнях, выявляя их как на макро, так и на микроуровнях. Структурные социальные инновации внедряются благодаря большей солидарности и коллективного продвижения новых идей, в то время как локальные инновации проще для адаптации и могут применяться для улучшения функционирования одной организации. Важно отметить, что социальные инновации, решая проблему в обществе, создают новые отношения и повышают социальный капитал граждан, повышая уровень доверия и возможность группы совместно действовать.

В социологии инновации подразделяются на три измерения: на объективное, временное и социальное. Первое раскрывает, что нового было создано, временное позволяет определить, сколько времени прошло с появления обновленного продукта, и социальное ограничивает круг людей, для которых разработанный продукт является инновацией [11]. В то время как объективное и временное измерения могут быть четко определены, социальное является более сложным, предполагающим зависимость от контекста применения. В данном отношении большую важность имеет инновационная культура, открытость общественного мнения, подготовленность нормативно-правовой базы и социальных программ, поскольку успех принятия усовершенствованных продуктов и процессов зависит от общепринятых стандартов качества [7]. 

Согласно авторам, Eurich и Langer [7], инновации в социальной сфере подразумевают реализацию и распространение новых идей в следующих четырех формах: новый продукт, новый процесс предоставления услуг, новыq порядок предоставления услуг, изменивший контекст предоставления, включающий в себя культурное измерение и ценности. Данные измерения вместе являются факторами появления социальных инноваций и позволяют выявить и оценить текущие социальные инновации. 

Социальные инновации позволяют решить появляющиеся социальные проблемы быстрее, чем традиционным способом, благодаря коллективным действиям по поиску инновационных решений, нового осмысления социальных процессов и форм человеческого поведения. Так, Solis-Navarrete утверждает, что социальные инновации способны увеличить гендерное равенство, расширить права женщин, снизить уровень бедности и увеличить человеческий потенциал [12]. Улучшение качества жизни в процессе социальных инноваций происходит при трансформации мышления людей, форм социальных отношений, институтов и социальной структуры.

Одним из трендов развития социальных услуг в последнее время является ориентир на пользователя, который позволяет предоставлять услуги более адресно и лучше удовлетворять спросу. В процессе переориентации социального обеспечения на пользователей изменяются роли и функции участников процесса, происходит интеграция получателей услуг и увеличивается гибкость их предоставления. Примером такого подхода может быть услуга в сфере здравоохранения по реабилитации людей с инсультом легкой и средней тяжести. Вместо традиционного подхода по восстановлении в больнице, пациенты находятся дома и получают персонализированный уход и индивидуально со врачом формируют цели по дальнейшей реабилитации. Данный подход позволяет не исключать пациентов из социальной жизни и находиться в своем знакомом окружении.

Следующим трендом развития социальной поддержки является использование новых цифровых технологий.  В данном контексте инновацией считается разработка новых услуг, которые стали возможны благодаря современным технологиям. Примером может стать платформа «Знай свое здоровье» в Великобритании, которая позволяет людям самостоятельно поддерживать здоровье, следовать рекомендациям после выписки из больницы, чтобы ощущать большую уверенность в долгосрочном улучшении состояния здоровья. 

Инновации процесса предоставления социальных услуг относятся к использованию систем управления изменениями (Change management) и подразумевают проведение организационных трансформаций. Организационные изменения включают совершенствование поставки ресурсов, взаимодействия с партнерами организаций, новые роли и функции, что поднимает вопросы квалификации персонала и новых форм сотрудничества. Что касается внешних факторов, то институциональные изменения и формирование новых условий функционирования организаций, способствуют появлению инноваций. Социальные инновации включают как организационные изменения, которые определяются новыми способами работы, новыми организационно-правовыми формами, так и новизной во взаимодействии со внешней средой, обратная связь от которой позволяет улучшить качество предоставления социальных услуг и стать более приспособленной организацией к появляющимся демографическим и социально-экономическим вызовам.

Важной частью предоставления инновационных социальных услуг является измерение результатов их предоставления, качества, затрат и проблем, которые появлялись на пути успешной реализации социального обеспечения. В социальном контексте не все способы измерения результатов, которые применяются для оценки экономической эффективности в бизнесе, будут актуальны. Особое внимание уделяется развитию качеств услуг и дальнейших способов его измерения. Инновации в социальной сфере часто включают усовершенствование формы контроля и оценки качества, что в свою очередь, может являться инновационной практикой в сфере социального обеспечения. Однако, в случае с социальными инновациями отследить эффект их применения довольно сложно, поскольку эффект может оказаться не быстрым, а влияние комплексным, одно нововведение способно повлечь за собой все новые преобразования в разных областях.

Функционирование социальных служб находится в прямой зависимости от территории, которую покрывает их управление, населения и его потребностей. В этом отношении работа по предоставлению социальных услуг должна отталкиваться от определенных местных условий, поэтому внедрение новых инновационных продуктов, их перенос с других территориальных единиц не всегда может обернуться успехом. Инновации формируются в сфере, где сложились благоприятные определенные социально-экономические условия, там, где имеется наибольший инновационный потенциал, что приводит авторов к выводу о концентрации социальных инноваций в городской среде [7].

Благоприятная институциональная среда является важным условием для появления инноваций в сфере социальных услуг. В широком смысле институциональная инновация связана с институциональными изменениями, которые включают в себя как формальные аспекты, изменения в нормативно-правовой основе, политических событиях, так и неформальные инновации как формы организаций, новые механизмы непрописанных коллективных действий. Неформальные институты являются длительно меняющимися структурами. Однако, общество имеет возможность коллективного обучения, в процессе которого новые способы решения социальных проблем, новые практики приводят к появлению новых социальных отношений, которые постепенно по мере их повторения могут способствовать социально-техническим изменениям. Новые модели взаимодействия способны облегчить управление и взаимосвязь органов власти с заинтересованными сторонами. С позиции формальных институтов, предоставление социальной поддержки встроено в контекстуальные и программные рамки, которые могут иметь решающее значение. Политический дискурс, ориентация органов власти и их приоритеты напрямую оказывают значимое влияние на распределение ресурсов, определение повестки и на поддержку инновационной активности. Легитимация инноваций, в том числе в социальной сфере, формируется на основе общественного мнения, политического дискурса, национальных, региональных и местных стратегий и планов. Институциональные изменения способны создавать благоприятные условия для появления социальных инноваций [4].

Соловьева, Попов и др. авторы [2] в своем исследовании отметили большую роль политических факторов в процессе создания социальных инноваций. На примере изучения опыта Испании, Китая и России авторы выяснили, что поддержка социальных инноваций в высших эшелонах власти и упоминание в нормативно-правовых документах подталкивает органы власти муниципалитетов воплощать данную инициативу на местах.

Появление новых форм управления непосредственно оказывает влияние и на социальное обеспечение. Рост социальных инноваций имеет потенциал изменить как структуру оказания социальной поддержки гражданам, так и формат государственного управления, создавая новые организационные трудности для государственных служащих. Принципы, направленные на приватизацию или стандартизацию, влекут за собой конфликты, основной которых является адаптация инноваций. С одной стороны, стимул сохранения надежной и слаженной социальной системы может подрывать внедрение необходимых инноваций, а с другой стороны, частое обновление процессов работы социальных служб может повлечь трудности масштабирования инноваций и обеспечения равного доступа к ним гражданам с различных территорий. Таким образом, государственная политика и программы могут стимулировать или сдерживать появление инноваций.

 Инновационный менеджмент в социальной сфере включает формирование новых социальных структур, в которых объединены инновации и социальные услуги. С точки зрения бизнеса, инновационный менеджмент состоит из шести ключевых элементов, это: стратегия, основная идея, приоритеты, концептуализация идеи и ее реализация, люди и организация и рыночные условия. Согласно данной схеме, инновации должны быть частью стратегии организации, соединяя новую идею с практической адаптацией в определенных условиях [3]. Кроме того, подходящая организационная культура также способствует появлению инноваций. Дружелюбная атмосфера для инноваций позволяет объединить отдельных сотрудников, способы их мышления и креативный потенциал, способствует групповому сотрудничеству при создании инновации, формируя концепцию внутриорганизационного предпринимательства [8].

Этапы формирования социальных инноваций авторами определяются по-разному. Так, например, согласно Murray [13], есть шесть этапов, последовательное выполнение которых приводит к появлению социальной инновации, это: определение проблемы, для которой необходимо инновационное решение, генерация идей и предложений по ее решению, создание прототипов решения и проверка их на практике, оценка успешности прототипов, в случае успеха расширение масштабов применения социальной инновации и последовательные системные изменения.

Однако, описывая инновации в социальной среде, стоит придерживаться термина «Внедренных инноваций» (embedded innovations), введенного Э. Гидденсом. Данный термин описывает необходимость разрабатывать инновации, согласно контекстуальным особенностям, учитывать инфраструктурные и социальные рамки. Особенностями социальных инноваций является то, что они редко реализуются как отдельная предпринимательская идея, чаще они появляются под воздействием альянса, союза заинтересованных сторон, продвигающих предложение по улучшению услуг. Союз может состоять из сотрудников государственных служб из сфер здравоохранения, образования, социальной поддержки граждан, так и инвесторов, представителей частного сектора и некоммерческих предприятий. Следующей особенностью инноваций в социальной сфере является мультиканальный источник их финансирования, помимо государственных средств, могут быть использованы денежные средства частных компаний, что зависит от нормативной среды региона и возможностей для партнерства. В контексте социальной сферы стимулировать появление инноваций можно на разных функциональных уровнях: от уровня законодательной инициативы, нормотворчества, которое определяет институциональные условия взаимодействия, до уровня практической реализации инноваций в отдельной организации. Кроме того, поскольку предоставление социальных услуг требует переориентации на потребности конечного пользователя, возрастает необходимость взаимодействия со внешней средой, с разными субъектами в процессе предоставления услуг. Концентрация на принятии решений только внутри органов социальной поддержки не позволит учитывать местные особенности, потребности граждан и объективно оценивать качество предоставляемых благ. Управление взаимодействием со внешней средой социальных организаций становится ключевой задачей в процессе внедрения инноваций в социальной сфере.

Менеджмент инноваций в социальной сфере следует определять как процесс между органами власти, кто управляет социальными службами, финансирует их деятельность,  сотрудниками, кто осуществляет предоставление социальных услуг и их потребителями, которые интегрированы в управление инновациями и позволяют оценить эффективность их применения. Расширенное понимание социальных инноваций включает не только технологические и организационные инновации, но и совершенствования в государственном управлении, в гражданском обществе, «третьем секторе», и бизнес сообществах. Бенефициарами социальных инноваций становятся не только создатели новых технологический, руководители или организации, но и целые сообщества, поскольку инновационная активность создает положительные внешние эффекты для общества и способствует росту благосостояния.

Таким образом, именно совокупность политических, институциональных и организационных изменений способствует появлению инноваций в социальной сфере. Несмотря на множественность подходов к определению концепции и природы социальных инноваций, большинство авторов описывают социальные инновации как инновационные решения социальных проблем, новые формы организации взаимодействия как внутри, так и снаружи организаций. Определение социальных инноваций включает появление новых продуктов, услуг или процессов, которые поддаются качественной оценке, ориентированы на устойчивое развитие и создают общественную ценность. Политические факторы влияют на формирование национальной нормативно-правовой базы, определения целей и приоритетов развития, распределения ресурсов и создают рамки для возможного партнерства и объединения государственных и частных организаций с целью более эффективного социального обеспечения. Институциональные условия закладывают основу для восприятия обществом инноваций, их укоренения и долгосрочного использования. Организационная культура, открытая к внедрению инноваций, позволяет реализовывать новые процессы и продукты внутри социальной сферы, а формы гражданского участия и вовлечения заинтересованных сторон позволяют обеспечить высокое качество социальных благ и гибкость социальной системы.

Список литературы

1. Российский рынок труда через призму демографии: Монография / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 436 с.

2. Соловьева Т. С. и др. Социальные инновации в Испании, Китае и России: ключевые аспекты развития //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. №. 2.

3. Adams R., Bessant J., Phelps R. Innovation management measurement: A review //International journal of management reviews. 2006. Т. 8. №. 1. P. 21-47.

4. Slee B., Burlando C., Pisan E., Secco L., Polman N. Social innovation: a preliminary exploration of a contested concept // Local Environ. 2021.

5. Bessant J., Davies A. Managing service innovation // DTI occasional paper, No. 9, Innovation in Services, 2007. P. 61-96.

6. Caulier-Grice J., Davies A., Patrick R., Norman W. Defining social innovation: A deliverable of the project: "The theoretical, empirical and policy foundations for building social innovation in Europe" // European Commission-7th Framework Programme. Brussels: European Commission, DG Research. 2012.

7. Eurich J., Langer A. Social innovations as opportunities: How can innovations in social services be stimulated and managed? / /Diaconia. 2016. Т. 7. №. 2. P. 174-191.

8. Grohs St., Schneiders K., Heinze R. G. Social Entrepreneurship versus Intrapreneurship in the German Social Welfare State: A Study of Old-Age Care and Youth Welfare Services // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2013.

9. Chesbrough H.W. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting. Harvard Business Publishing, Boston, MA. 2003.

10. Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. Harper & Brothers Publishers, New York, NY. 1942.

11. Johannessen J.-A., Olsen B., Lumpkin G. Thomas. Innovation as newness: What is new, how new, and new to whom? // European Journal of Innovation Management 4 .1. 2001. P. 20-31.

12. Solis-Navarrete J. A. et al. What is not social innovation // Technological Forecasting and Social Change. Volume 173. 2021.

13. Murray R., Caulier-Grice J., Mulgan G.. The Open Book of Social Innovation. The Young Foundation, London. 2010.

14. Provenzano V., Arnone M., Seminara M. R. Innovation in the rural areas and the linkage with the quintuple helix model // Procedia - Soc. Behav. Sci., 223. 2016. P. 442-447

15. Yun J. J. et al. Dynamics of social enterprises-Shift from social innovation to open innovation //Science, Technology and Society. 2017. V. 22. №. 3. P. 425-439.


Войти или Создать
* Забыли пароль?