В статье обосновывается актуальность использования субъектно-ориентированных технологий для формирования качеств саморазвития детей в дополнительном образовании: определяются их характеристики, основные подходы и принципы. Предлагаются этапы педагогического сопровождения детей в рамках дополнительного образования для формирования качеств саморазвития ребенка: подготовительный этап, мотивационный этап, деятельностный этап, аналитический этап, заключительный этап. Целью данной статьи является обоснование использования субъектно-ориентированных педагогических технологий и соблюдение этапов педагогического сопровождения детей в рамках дополнительного образования для формирования качеств саморазвития ребенка. Выявлен низкий уровень подготовленности педагогов к использованию современных технологий, в том числе субъектно-ориентированной технологии. Рассматривается профессиональная подготовка педагогов к использованию субъектно-ориентированных технологий в дополнительном образовании. Исследование характеризуется практико-ориентированностью, затрагивает современные аспекты дополнительного образования, использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.
субъектно-ориентированные технологии, саморазвитие детей, дополнительное образование
Потребности общества определяют цель – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. Эта цель может быть достигнута через проектирование занятий с использованием различных педагогических технологий, которые располагают всеми средствами, активизирующими деятельность учащихся, и составляют главную идею и причину эффективности результатов. Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Организация дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Изучению проблемы использования технологического подхода в образовании посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова,
В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской,
М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна,
В.Я. Пилиповского, Е.С. Полат, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Н. Гронлунда, Р. Мейджера, А. Ромишовски и др.
У истоков использования технологического подхода в педагогике стояли
Я.А. Коменский и А.С. Макаренко. Своим главным вкладом в педагогику они считали создание «механизма» образования, опираясь на который каждый подготовленный педагог может воспитать любого ученика.
Анализ определений, приведенных в различных научных и учебных методических источниках, показывает, что большинство исследователей сходится на том, что существуют два ключевых положения, позволяющих раскрыть сущность технологического подхода к учебному процессу:
- технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей;
- технология обучения связана с применением педагогом соответствующих средств обучения.
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:
− педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов,
Н.Б. Крылова, Р.де Киффер, М. Мейер);
− педагогические технологии как способ, процесс коммуникации, основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин,
В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др.);
− педагогические технологии как научное направление, обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер);
− педагогическая технология как многомерное понятие, как многомерный процесс (В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко,
Е.В. Коротаева, В.Э. Штейнберг, Д. Финн, К. Силбер, П. Митчел, Р. Томас)
[5, с. 35].
Однако, в ряде научных исследований авторы отождествляют понятия «педагогическая технология» и «методика обучения». Однако, мы понимаем, что есть различия между данными понятиями. Основным различием является то, что методика помогает ответить на вопрос: с помощью чего можно достичь определенных результатов в обучении и воспитании? А педагогическая технология помогает ответить на вопрос: как сделать, чтобы результат был гарантированным? Таким образом, педагогическая технология является субъектно-ориентированной или персонифицированной по отношению ко всем субъектам образовательного и воспитательного процесса. Если понятие «методика» включает в себя процедуру использования комплекса методов, средств и приемов, то педагогическая технология предполагает включение субъектности, имеющегося личного опыта обучающегося, а также педагогического мастерства педагога. Однако, в то же время нельзя противопоставлять эти два понятия, так как педагогическую технологию можно рассматривать, как более высокую стадию развития методики.
Любая педагогическая технология отличается технологичностью, т.е. поэтапностью, пошаговостью, заданных технологией и выполняемых обучающимися действий. Под педагогической технологией мы понимаем алгоритм целенаправленных совместных действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающий достижение намеченного результата.
В отличие от производственных условий технологическое содержание обучения и воспитания должно учитывать уникальность каждой ситуации, особенности обучающихся и динамику их самовыражения, изменений, складывающихся отношений и т.д. Однако, использование технологического подхода в современной педагогике нельзя отождествлять с применением алгоритмов, так как в ней действия не могут быть жестко регламентированы, потому что они всегда вариативны. Выбирая определенную педагогическую технологию, педагог должен ориентироваться на особенности, возможности и потребности обучающихся. И главной особенностью технологического подхода является то, что он не только описывает образовательный процесс теоретически, но и имеет значительную практическую сторону, выражающуюся в конструктивной модели организуемого процесса.
Анализируя опыт использования технологического подхода в образовательных учреждениях, можно утверждать, что процесс внедрения педагогических технологий протекает стихийно и не системно. Это определяется отсутствием единой методологии использования педагогических технологий в рамках образовательного процесса.
Остро встаёт вопрос о том, какие педагогические технологии можно считать современными. К таким технологиям мы относим те, которые востребованы обучающимися, удовлетворяют их потребности, оптимально развивают участников образовательного процесса, отвечают запросам общества, требованиям современного производства [1].
Применение современных технологий должно активизировать позицию обучающихся, стимулировать их интерес к образованию, повышать ответственность за результаты своей деятельности. С целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач сегодня должны преимущественно использоваться субъектно-ориентированные технологии, т.е. такие технологии, которые обеспечивают субъектную позицию обучающихся в образовательном процессе и позволяют принципиально по-новому взаимодействовать друг с другом, предоставляя им возможность самим принимать решения и брать на себя ответственность за своё образование.
В дополнительном образовании детей наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, как:
- Педагогика сотрудничества.
- Технология полного усвоения знаний.
- Адаптивная система обучения.
- Технология исследовательского обучения.
- Технология игрового обучения.
- Технология разноуровневого обучения.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
К современным образовательным технологиям мы относим субъектно-ориентированные технологии. Разработанная нами общая субъектно-ориентированная технология нацелена на формирование у обучающихся способности принимать самостоятельные и адекватные решения на всех этапах образовательной деятельности, исходя из собственных потребностей и возможностей. Мы выделяем признаки субъектно-ориентированных технологий, которые обеспечивают:
- проявление и развитие, как индивидуальности, так и личности обучающегося;
- возможность для обучающегося удовлетворить свои интересы и потребности;
- самостоятельность постановки обучающимся образовательных задач и поиска путей их решения;
- предоставление права обучающемуся выбирать темп, объём, сложность, вид и форму работы, роль, позицию в образовательной деятельности, способы взаимодействия с другими субъектами (преподавателями, студентами);
- удовлетворённость собственной деятельностью и её результатами;
- рефлексивное отношение обучающегося к собственной деятельности;
- диалоговый, партнёрский характер взаимодействия педагогов и обучающихся [1, с.17].
Стать субъектом определенной деятельности – значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Активность является одним из главных признаков субъекта, отличающих его от объекта, она отличается разумной осознанностью действий. Активность субъекта характеризуется как интегративное свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами деятельности и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально измененных условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации; творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности. С активностью субъекта тесно сопряжена и его способность к саморазвитию.
Общий алгоритм субъектно-ориентированной технологии можно представить следующим образом:
– самодиагностика (осознание себя: «какой я?», «что я знаю?», «что я умею?» и наоборот: «что не знаю?», «что не умею?» и т.п.);
– самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и т.п.);
– самоопределение, постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения («к чему стремиться и почему?», «каким должен быть результат?», «как этого добиться?», «какими должны быть мои действия?», «кто может мне помочь?» и др.);
– самореализация (самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений);
– самооценка (сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков: «в какой мере мне удалось решить поставленные задачи?», «что мне удалось и почему?», «что не удалось и почему?» и др.);
– самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия: «в какой мере поставленные цели и задачи были правомерны, адекватны моим возможностям?», «что необходимо учесть при целеполагании в дальнейшем?», «что изменить в последующих моих действиях?» и др.) [1].
Общая субъектно-ориентированная технология охарактеризована в виде алгоритма действий обучающегося. Каждый этап этой технологии конкретизируется педагогическими средствами, методами и приёмами. Технология и используемые при этом средства, приёмы и техники могут применяться в самых различных конкретных ситуациях: при проведении учебных занятий, воспитательных мероприятий, при организации педагогической практики и исследовательской деятельности [4, с. 46].
Стоит акцентировать внимание на том, что главным субъектом педагогического сопровождения является ребенок. Именно поэтому такое педагогическое сопровождение обучающихся предполагает выявление индивидуальной траектории их развития и уровня потенциальных возможностей с ориентацией на зону ближайшего развития.
Отсутствие в организациях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения субъектно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Дополнительное образование позволяет личности саморазвиваться в том виде деятельности, который соответствует ее направленности, интересам и потребностям, что дает возможность человеку быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности и способности [6].
Дополнительное образование дает ребенку возможность почувствовать себя успешным, независимо от наличия академической успеваемости в общеобразовательной школе, что важно с точки зрения психолого-педагогической поддержки учащихся. Возможность заниматься интересным для ребенка видом деятельности с учетом его индивидуальных потребностей и способностей повышает процессуальную мотивацию, мотивацию к успеху. Таким образом, можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования субъектно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения. На практике реализация субъектно-ориентированных технологий дополнительного образования заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что одним из негативных факторов, влияющих на использование субъектно-ориентированных технологий, является неподготовленность самих педагогов [2].
Применяя субъектно-ориентированную технологию, педагог тщательно продумывает «шаги» самого обучающегося, сопровождая его в скрытой, ненавязчивой форме с учетом уровня сформированности субъектности обучающегося. При этом педагог не влияет на обучающегося и его деятельность, а создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения обучающегося. В задачи педагога входит стимулирование активности обучающихся; подбор средств, методик самопознания, самоопределения; создание ситуаций выбора; ненавязчивая поддержка обучающегося в ситуациях затруднения через постановку проблемных (наводящих) вопросов; включение обучающихся в целеполагание на всех этапах обучения; организация анализа и рефлексии. При этом каждый «шаг» предложенного алгоритма субъектно-ориентированной технологии конкретизируется специальными техниками и приемами, которые подбирает педагог с учетом содержания учебного материала, опыта и подготовленности обучающихся, уровня сформированности их субъектности и самостоятельности в конкретном виде деятельности [3].
Саморазвитие – это особо важная характеристика каждой индивидуальности. Саморазвивающиеся люди – целеустремленные, способные идти к новым целям, получать новые знания, имеющие большой воспитательный потенциал. Ключевой частью саморазвития ребенка является познавательный интерес. Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Для активизации познавательного интереса учитель в своей работе может использовать: частично-поисковый метод работы, в который включается поисковая деятельность, различные задания творческого характера, логические задачи и нестандартные задания; исследовательский метод, содержащий научно-исследовательскую деятельность, работу с дополнительными источниками информации; проблемный метод и проективный.
Организация образовательного процесса на основе субъектно-ориентированной технологии предполагает этапы:
- Подготовительный этап.
- Мотивационный этап.
- Деятельностный этап.
- Аналитический этап.
- Заключительный этап.
Для этого этапа характерно выстраивание межличностных отношений, знакомство друг с другом, изучение личностных характеристик, субъектного опыта друг друга.
Педагог должен показать свое позитивное отношение к ребенку, свою заинтересованность. На данном этапе уместно написание мини-сочинений о себе, самодиагностика, саморефлексия.
2. Мотивационный этап
На этом этапе нужно создать у ребенка внутреннюю мотивацию. Для этого необходимо выявить предыдущий опыт ребенка. Первый и второй этап могут интегрироваться. Время, отведенное на второй этап, может быть различным. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
- связь изученного материала с реальной жизнью;
- обращение к ранее приобретенному опыту ребенка;
- практическое применение полученных знаний, способов деятельности;
- ощущение у учащихся удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед;
- творческий характер деятельности;
- свободный выбор деятельности на любом этапе обучения;
- ответственность учащегося за свой выбор, действия;
- приоритет самостоятельной и творческой деятельности.
3. Деятельностный этап
Этот этап может быть наполнен разнообразием форм, методов и средств педагогической деятельности.
Выделим наиболее важные его принципы.
- чередование индивидуальных и групповых форм работы, что помогает сохранять высокий уровень мотивации;
- в деятельностной стадии уровень заданий должен быть различным, и ребенок должен иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор сложности и средств, форм для их выполнения;
- целостность изучаемого материала и его связь с реальной жизнью.
Чем разнообразнее, неожиданнее будут проявляться эмоции детей, тем эффективнее будет складываться их личностное отношение к происходящему и, как следствие, усиливаться внутренняя мотивация учения. Акцент необходимо делать на личностный смысл обучения каждого ребенка.
- Аналитический этап
На данном этапе необходимо изучить:
− развитие интеллектуально-познавательной сферы;
− уровень сформированности ключевых компетенций;
− личностное развитие ребенка.
- Заключительный этап.
На данном этапе ребенок осмысливает результат, способ его достижения. Намечаются дальнейшие пути деятельности. На этой стадии проводятся групповые дискуссии. Такое обсуждение ведется на добровольной основе. В группах дети могут выставлять взаимооценки за «умение сотрудничать», за «умение преодолевать трудности в учении», за «поддержку в трудную минуту» и т.д.
В целом, субъектно-ориентированный подход в образовании становится фактором не только успешного обучения детей, их личностного развития, но и профессионального, личностного роста учителя, поскольку обращен к полноценному взаимодействию и взаимообогащению всех субъектов образования [5].
1. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гущина Т.Н., Груздев В.М. Ключевые идеи субъектно- ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. − 2013. Вып. 8. − С. 17.
2. Байбородова Л.В., Данданова С.В., Миронова А.Н. Подготовка студентов к использованию субъектно-ориентированных технологий в педагогической деятельности // Учёные записки Забайкальского государственного университета. − 2020. − Т. 15. − № 4. − С. 46.
3. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. Академический вестник института образования взрослых Российской Академии образования. − 2006. − Вып. 4. − С. 7-14.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. − Москва: Народное образование, 2005. 816 с.
5. Сластенин В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. − Москва: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 434 с.
6. Темербекова А.А. Информация и образование: границы коммуникаций. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. 312 с.