Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению особенностей организации и проведения предметных олимпиад с использованием современных интерактивных технологий. В содержании исследования выделены и охарактеризованы основные формы проведения предметных олимпиад.

Ключевые слова:
олимпиада, эвристическая и дистанционная олимпиада, методы и формы проведения олимпиад
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

На протяжении многих лет одними из эффективных форм работы с учениками были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады, как один из видов неформального образования, являются открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний. Они позволяют выявить ещё в школьный период обучения наиболее одарённых учащихся, правильно и своевременно сориентировать их в выборе будущей профессии, пропагандируют научно-технические знания среди молодёжи.

Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъёму интеллектуального уровня всех участников: школьников и учителей. Это особенно важно в настоящее время, когда так возрастает спрос на творчески развитых, всесторонне образованных специалистов. Однако методика проведения предметных олимпиад сформировалась в условиях единой общеобразовательной школы, когда задачи формирования знаний и умений были приоритетными по сравнению с задачами развития личности учащегося.                                                                                                                                           

Обсуждение

В последние годы внимание образовательных учреждений стало уделяться разным интеллектуальным конкурсам, марафонам и конференциям. Но с развитием техники и науки в годы цифровизации в стране эти методы проведения предметных олимпиад начали устаревать. Если обратиться к новым современным формам проведения предметных олимпиад, мы смогли выделить две формы, которые наиболее актуальны и эффективны в современном мире технологий: эвристическая и дистанционная олимпиада.

Эвристическая олимпиада − новая форма обучения, которая появилась в системе эвристического типа образования, разработанного А.В. Хуторским, – директором центра образования «Эйдос» [1, с.75-78]; [2, с. 217].                                      

Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения [3]. Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового.

Задачи эвристического метода обучения:

  1. Формирование и создание у учащихся собственного личного опыта, направленного на получение знаний будущего.                      Конструирование у каждого учащегося собственного смысла и наполнения процесса обучения.                                                   Этот метод проведения олимпиады А.В. Хуторской описал в своей монографии «Дидактическая эвристика», в которой в 1996 г. ввел понятие «эвристическая олимпиада» [2]. О новой разработанной технологии и опыте проведения эвристических олимпиад 3 сентября 1996 г. написала «Учительская газета».

Второй тип из наиболее эффективных и современных методов современной формы проведения предметных олимпиад − дистанционная эвристическая.                                             Оба метода были разработаны в образовательном центре А.В. Хуторского. Учитывая современное состояние страны, связанное с глобальной эпидемией коронавируса, для безопасности и удобства участники, ученики 1−11-х классов, студенты сузов и вузов, взрослые,а также организаторы могут участвовать на олимпиадах,находясь дома. Для выполнения они используют электронные аккаунты, различные формы и форумы, другие интернет-ресурсы, которые доступны и понятны всем.

Суть этой новой формы отличается от традиционной олимпиады, где участники выполняют не только решение, закрытый продукт, а создает свой продукт, находя новое направление при выполнении задания. Такой метод помогает организаторам олимпиад оценить одаренность участника, выявить склонность, раскрыть творческий потенциал, развитие интереса, дальнейшее его привлечение  к различным видам кружков и конкурсов.                                             

В ходе нашего исследования, мы обратились к исследованиям, рассматривающим вопросы применения современных методов и технологий при проведении олимпиад [4, с. 34-37]; [5, с. 176-179]; [6, с. 50-54]; [7, с. 174].

На эвристической олимпиаде, в отличие от традиционных предметных олимпиад, могут участвовать школьники с любым уровнем теоретической подготовки по предмету. Это обусловлено целью эвристической олимпиады, которая состоит не столько в выполнении серии мыслительных операций по решению трудной задачи, сколько в создании своих собственных знаний, в самостоятельном открытии субъективно и объективно новых знаний об исследуемом объекте.

Выделяют 3 основных направления подготовки к участию в дистанционных, эвристических олимпиадах:                                                                        

− информационно-методическое – организация и проведение подготовки по актуальным проблемам образовательного процесса (поиск, обобщения, классификация, систематизация материала);                                                      

− деятельностное – выполнение различного рода задач с целью усвоения учениками эвристических методов (факультативные занятия, интеллектуальные марафоны, брейнг-ринги, творческие конкурсы и т.п.);                       

− общетехническое (работа с большим количеством информации, вычитка, оформление и каталогизация, получение и передача знаний).

Заведующая кафедрой математики ЦДО «Эйдос» Завьялова считает, что: «дистанционные эвристические олимпиады содержат в себе большой потенциал дляформирования, ключевых и предметных компетентностей у школьников» [8]. И отмечает положительное влияние участия школьников в эвристических олимпиадах на их успешное развитие: 1) у ребенка сформированы установки личностного роста; 2) ученик ясно представляет цели своего участия в олимпиаде, которые преобразуются в процессе работы; 3) преобладает позитивный эмоциональный настрой, радость от творчества; 4) наличие подготовки к олимпиаде; 5) составление учеником плана на день, определение времени для выполнения заданий; 6) связь с событиями в жизни семьи, класса, установление его значимости.

После выполнения эвристических заданий, деятельность ребенка характеризуется следующими моментами:

− наличие личностных организационно-деятельностных открытий;

− эмоциональная оценка предложенных заданий и проделанной работы;

− подробное описание хода выполнения заданий, фиксирование последовательности действий;

− философские выводы;

− планирование дальнейшей деятельности, формулирование намерений;

− установление личностных «отношений» с наукой / предметом;

предоставление возможности всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;

выявление наиболее способных учащихся для участия в предметных олимпиадах [8].

Мотив, связанный с возможностью высказать свои идеи, очень часто появляется у тех ребят, которые уже вкусили радость творчества в ранее проводившихся дистанционных эвристических олимпиадах. Интерес к дистанционной форме творческого соревнования остаётся, но уступает место именно эвристической направленности олимпиад. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.

Дистанционные эвристические олимпиады в совокупности образуют образовательную систему. В ней осуществляется вся учебно-творческая работа. И лучший результат этой работы достигается при участии во всех олимпиадах. Для многих педагогов и родителей их дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в элитных районных и городских конкурсах. Именно этим учащимся участие в дистанционных эвристических олимпиадах помогает обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой креативный потенциал.                                         Таким образом, дистанционные эвристические олимпиады формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению у школьников мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения; развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создавать творческую продукцию, анализировать свою учебную деятельность, развивают технические навыки использования компьютерных программ. Количественный рост учащихся и педагогов, принявших участие в дистанционных эвристических олимпиадах, а также качественное улучшение создаваемой ими творческой продукции, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы креативной деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционного формы творческого обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе.

Таковы общие черты организации и проведения дистанционных эвристических олимпиад.

 

Выводы

Используемые нами формы проведения предметных олимпиад нацелены на подготовку одаренных учащихся к предметным олимпиадам в комплексе с развитием их способностей, призваны формировать у них устойчивый интерес к предмету, с помощью обогащенных программ обучения развивать логические, комбинаторные, алгоритмические схемы мышления, формировать понимание стратегии работы с нестандартными задачами, поощрять индивидуализацию развития одаренности.                           Раннее развитие предметных способностей позволяет одаренным ученикам решать олимпиадные задания разного уровня сложности, именно в решении сложной задачи может состоять достижение подростка, ведь он оказывается в равном положении со взрослым, даже превосходит его. На практике решения олимпиадных задач вырабатывается интеллектуальная техника, соответствующие волевые качества, стрессоустойчивость, мотивация, критическое мышление.

Список литературы

1. Хуторской А.В. Эвристические олимпиады в Интернет // Лицейское и гимназическое образование. - 1998. - №6. - С. 75-78.

2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. − Москва: Изд-во МГУ, 2003. − 416 с.

3. Эвристический метод обучения.[URL]: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/evristicheskiy_mtod_obucheniya

4. Келдибекова А.О., Авазова Э.Т. Дистанционные и эвристические олимпиады - современные формы проведения предметных олимпиад // Вопросы педагогики. - Москва, 2018. - С. 34-37.

5. Келдибекова А.О. Роль информационных технологий в управлении процессом организации математических олимпиад школьников// Международный научно-исследовательский журнал. − 2018. − № 5 (71). − С. 176-179.

6. Келдибекова А.О., Золотарева Т.А. Применение информационных технологий на уроках//Наука. Образование. Техника. − № 3-4 (60). - Ош, 2017. − С. 50-54.

7. Келдибекова А.О., Омаралиев А.Ч. Математическая олимпиада как один из факторов влияния на повышение уровня информационной компетентности школьников Кыргызстана//Современные проблемы науки и образования. − 2018. − № 5. − С. 174.

8. Завьялова О.А. Участие младших школьников в серии предметных дистанционных эвристических олимпиад: секреты успеха [URL]: http://www.eidos.ru/journal/2011/1130

Войти или Создать
* Забыли пароль?