Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы определяется целями современного образования, становлением целостной личности обучающегося, системным подходом к формированию современного человека. Этот научный подход положен в основу научной школы Ю.П. Сокольникова, профессора МПГУ, развивается его учениками и последователями в настоящее время на факультете начального образования института детства МПГУ.

Ключевые слова:
системный подход, воспитание, сельская школа, педагогическая деятельность, экспериментальная работа, педагогическое исследование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

«Существование в целом есть борьба.

А жизнь – это продолжительная победа»

Роже Мартен дю Гар (1981 – 1958) – французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1937 г.

 

14 октября 2021 в 10 часов утра на Малой Пироговской в Москве в главном корпусе МПГУ праздновали 100-летний юбилей факультета начального образования. Над стеклянной крышей этого здания, архитектурного шедевра, висело голубое небо и очень верилось, что именно «образование в ближайшие годы станет приоритетом России».
С традициями к инновациям – таков сегодня вектор перемен в МПГУ. 15 октября состоялись секционные заседания, на одном из которых моё выступление было посвящено академику Крутецкому В.А. и профессору Ю.П. Сокольникову, сыгравшим важную роль в развитии психолого-педагогической науки, подготовке научных кадров, педагогов, психологов.

     С 1970 г. моя жизнь накрепко связана с лучшим педагогическим университетом России – МПГУ. Каждый раз: читая лекции, беседуя с коллегами, обсуждая с магистрантами, аспирантами методологии педагогического исследования, ведущие идеи педагогики,
я непременно обращаюсь к научному наследию, взглядам, идеям и опыту моих выдающихся Учителей, которые навсегда остаются большими учеными, создателями научных школ кафедры, университета: В.А. Сластенин, А.Е. Дмитриев, И.Ф. Свадковский, Ю.П. Сокольников, С.П. Баранов. Каждый из них, стоя у истоков, был создателем научной школы. Особое место среди них занимает профессор, д-р пед. наук Ю.П. Сокольников.

     Выдающийся ученый, педагог, профессор, д-р пед. наук, фронтовик, родился 30 января 1925 г. в Чувашском городе Ядрин в семье служащих. Рос он энергичным, активным ребенком, проявлял любознательность, любил слушать рассказы о птицах, повадках лесных зверей, так как для него охота, рыбалка, сбор ягод и грибов были привычным занятием местных жителей, соседей, родственников. Учился он с интересом, школу свою любил и друзей, играл в подвижные игры. Рос он крепышом, был любим своими родителями.

     Юрген Петрович однажды рассказывал, что его отец, Петр Федорович Сокольников,  работал председателем радиокомитета при ЧАССР, а в 1937 г. был репрессирован и расстрелян (реабилитирован в 1956 г.) В 13 лет юный Юрген стал сыном «врага народа», семья была выдворена  из квартиры и скиталась по частным углам. В июне 1542 г. Юрген с отличием окончил среднюю школу, работал токарем на электроприборном заводе  в г. Чебоксары. Вскоре, по просьбе Юргена, военкомат направляет его на войну, Родину защищать. За проявленное на войне мужество и героизм Ю.П. Сокольников был награжден орденом Отечественной войны I степени, многочисленными  медалями. Как известно, мечта рождает желание, а желание – действие. Именно поэтому, продолжая служить в послевоенное время  в армии, Юрген, сын учительницы,  сдал экстерном экзамены за I курс исторического факультета пединститута и вскоре был демобилизован, вернулся в Чебоксары к матери С.И. Сокольниковой и в 1949 г. окончил Чувашский пединститут. Он успешно работал учителем истории, а затем директором Чурачикской средней школы.

     На занятиях с аспирантами Юрген Петрович о своём учительском опыте рассказывал, что борьба с разрухой требовала энтузиазма и сил. Сплотив педагогический коллектив, директору удалось восстановить сельскую школу, обновить и радиофицировать. В основу учебно-воспитательного процесса им были положены идеи А.С. Макаренко
о самоуправлении воспитанников, идеи коллектива и его традиции. Именно об этом
Ю.П. Сокольников написал в своей книге «Использование педагогического наследия
А.С. Макаренко в школе» (Чебоксары, 1958). Постепенно успехи в воспитании и обучении учащихся становились все более и более ощутимыми, что, несомненно, вдохновляло и педагогов и учащихся. Объективно появилась необходимость обобщить опыт воспитательной работы, и в 1953 г. директор школы Ю.П. Сокольников поступил в аспирантуру (заочно) МПГИ имени А.И. Герцена (Ленинград), при этом продолжил опытно – экспериментальную работу. Он отмечал, что получал для такой работы на новом уровне поддержку известных уже в то время ученых – педагогов: Е.Я. Голанта,
Г.И. Щукиной и других, чьи золотые имена вписаны навсегда в историю кафедры педагогики ЛГПИ. По окончанию аспирантуры, которую он завершил, успешно защитив кандидатскую диссертацию по теме: «Общественные поручения как средство воспитания ответственного отношения к обязанностям учащихся старших классов».

     В дальнейшем, увлеченный научным поиском ответов на поставленные вопросы воспитания, молодой ученый приступил к написанию докторской диссертации под руководством профессора Е.Я. Голанта на кафедре педагогики ЛПГИ имени А.И. Герцена.

     Вспоминая о своём великом учителе, Юрген Петрович рассказывал аспирантам о
Е.Я. Голанте, что он всегда был в гуще проблем и событий: ликвидация неграмотности среди взрослого населения, подготовка «Букваря для рабочих» и «Букваря для крестьян»; помощь Минпросу в составлении учебных планов как для школ, так и для вузов; разработке учебных программ; написание первого учебника по истории педагогики (совместно с Ш.И. Ганелиным). Книга содержала обобщение подходов и историко-педагогические явления школьного образования в России и за рубежом.

В своих воспоминаниях о Е.Я. Голанте профессор Сокольников отмечал, что широк круг проблем дидактики, разработкой которых занимался Ленинградский учёный: классификация методов обучения, принципы обучения, управления образованием, руководство школы, написание учебника  «Методы обучения в советской школе» (1957)  и др.

     Имя Е.Я. Голант вписано в Золотые имена кафедры педагогики герценовского университета наряду с такими как Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, И.П. Иванов,
П.Н. Груздев, Т.К. Ахаян и др.
[2].

     Целостная школа научной педагогики, интеграция психологии и педагогики стала базой психолого-педагогической школы университета, в которой проходило становление ученого Ю.П. Сокольникова.

    В своих лекциях по педагогике Ю.П. Сокольников всегда базировался на исследованиях психологов, и этим отличались его содержательные занятия, что особенно импонировало студентам отделения и педагогики, и психологии МПГУ. На знаменитой кафедре педагогики ЛГПИ, по воспоминаниям профессора, успешно овладевали методологией педагогики и способами педагогического исследования, аспиранты и докторанты, среди которых был в своё время и Ю.П. Сокольников, закладывались основы его научной школы системного подхода к воспитанию, формированию целостной личности, учете индивидуальных особенностей ребенка. Им была создана впоследствии на прочной научной основе база − экспериментальные площадки и исследовательские лаборатории в рамках Ассоциации «Воспитание» во многих регионах России, которыми руководили ученики и последователи профессора Сокольникова Ю.П. , в том числе В.Н. Харькин, Л.К. Веретенникова, А.В. Тутолмин, Г.В. Караваева, С.С. Зорин, Н.И. Гуслякова,
Т.Н. Каменских, Н.В. Нагорнов, И.П. Павлов и мн. др. [1]. Содержательная работа, ежегодные встречи-отчеты объединяла и цементировала содружество единомышленников ученых, педагогов.

     Автор более 250 научных работ разного формата, профессор Ю.П. Сокольников, благодаря своему педагогическому опыту, научным открытиям, экспериментальной работе непосредственно в школе, развивал и отстаивал идеи целостного, системного подхода к воспитанию личности. Свои концептуальные идеи он базировал  на глубокой научной психолого-педагогической основе [3].

      Он был истинным методологом педагогики, тщательно прорабатывал категориальный и понятийный аппарат науки, что четко изложил в своей книге, посвященной теории и логике педологической деятельности (2004 г.) Работая с 1574 по 2005 г. профессором кафедры педагогики начального обучения МПГУ, он подготовил  десятки научных сотрудников для вузов нашей необъятной страны. Под научным руководством и консультированием Ю.П. Сокольникова подготовлено и успешно защищено свыше
50 кандидатских, а также докторских диссертаций, в том числе И.П. Павлов,
А.И. Мищенко, Л.К. Веретенникова, Н.И. Гуслякова, И.П. Прокопьев, В.Д. Данилов,
А.В. Тутолмин, В.Н. Харькин, Л. Бурова, С.Ю. Сенатор, Э.И. Сокольникова и др. Сегодня уже следующее поколение – дети его учеников и последователей − успешно штурмуют научные высоты, преодолевая вызовы глобального мира, защищают свои кандидатские диссертации: С.С. Сенатор, Л.Г. Блинова, А.В. Гуслякова и др., продолжают активно вести научно-исследовательскую работу в разных направлениях современной науки, создают смелые проекты, лидируют в своих научных направлениях, активно публикуются в отечественных и зарубежных изданиях.

     Будучи профессором кафедры педагогики начального образования на факультете начального образования МПГУ имени В.И. Ленина, Ю.П. Сокольников создавал исследовательские группы студентов и аспирантов, педагогов по проблемам системного подхода к воспитанию. Своими лекциями по педагогике он наделял студентов ведущими педагогическими идеями, учил мыслить, решать педагогические задачи, выдвигать проблемы. Именно на кафедре им и была создана концепция системного подхода; воспитание, и на этой научной базе разработано учение о логике педагогической деятельности [4]. Напряженно и увлеченно работая, ученым была разработана комплексная исследовательская программа, общей целью была и апробация, и развитие, разработана  им авторская концепция, и что важно – создание общей педагогической теории.

     В своих работах профессор Ю.П. Сокольников, уже маститый ученый,  обосновывал и сформулировал идею системного подхода и воспитания, создал Центр системного подхода к воспитанию в Ассоциации «Воспитание», объединявший педагогов-исследователей из разных регионов СССР, президентом которого он был избран. В 1991 г. на общем собрании АПН СССР, посвященному актуальным проблемам воспитания, он выступил с общей концепцией воспитания, озвучил основополагающие требования, получил мощную поддержку присутствующих делегатов. Но она не была утверждена в связи с распадом страны. СССР был ликвидирован,  НИИ проблем воспитания тоже, а АПН преобразован в Академию образования.

         Впоследствии (1993 г.) профессором Ю.П. Сокольниковым в АПиСН с успехом было создано «Отделение методологии и теории воспитательных систем». Оно объединяло многих талантливых ученых, педагогов из стран Содружества, исследователей, диссертантов, выпускников МПГУ и других вузов.

     Нельзя не отметить, что и сегодня на кафедре теории и практики начального образования МПГУ (заведующая – профессор Е.Н. Землянская) создано творческое объединение студентов, магистрантов и аспирантов под руководством профессора
Л.К. Веретенниковой. Его сегодня возглавляет студентка факультета начального образования, учитель начальных классов ГБОУ школы № 1517 имени А.Л. Баренбаума А.А. Аббасова. Школа является одной из ведущих школ в Москве и входит в Топ – 20
в рейтинге лучших. Образовательная деятельность в школе направлена на то, чтобы учеба была не только полезной, но и интересной, больше времени  уделяется  внеклассной работе:  предметные кружки, спортивные секции, творческие объединения и т.д.
Это позволяет учащимся определиться с профессиональной ориентацией, расширяет кругозор и формирует разносторонне развитую личность. Так что дело Ю.П. Сокольникова живёт, от традиции идей к инновациям
[5].

     Заслуги Ю.П. Сокольникова и вклад в педагогическую науку бесценен. Его многочисленные ученики, целая группа докторов и кандидатов наук успешно продолжают развивать педагогическую и психологическую науку; преподают в российских и зарубежных вузах, работают в различных образовательных учреждениях и  ведут научно-исследовательскую работу.

     Его идеи, взгляды на формирование целостной личности звучат на педагогических курсах, в частности на дисциплинах по выбору «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики», «Развитие исторического потенциала младших школьников» (профессор Л.К. Веретенникова) [6]  «Русские народные традиции семейного воспитания» (доцент Е.В. Борисова), «Методика преподавания китайского языка» (доцент Г.А. Дугина).

Считаю, что понимание взаимодействия педагога и обучающегося как основного механизма воспитания целостной личности, направленного на усвоение социального опыта, позволит глубоко  изучать и разрабатывать многообразие моделей воспитания, педагогических технологий организации воспитательного процесса в разных типах образовательных учреждений и на разных ступенях образования. На наш взгляд, всё большую актуальность приобретают вопросы систематизации накопленного знания о подходах к воспитанию и выделению периодизаций развития соответствующих представлений в педагогической науке и практике, также их сравнительно-исторический анализ. На современном этапе требуют своего экспериментального обоснования вопросы соотношения теории и практики воспитательной деятельности в школе, в вузе и т.д., как целостного и непрерывного педагогического процесса, изучение воспитательных возможностей разнообразных технологий организации учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе, выработка понимания генеза воспитательной деятельности. Нам представляется, что постановка и решение названных проблем будет способствовать эффективности педагогической деятельности, но воспитание современных детей на разных возрастных этапах, закономерности её системной организации, как целостного процесса (организация педагогической функциональной системы воспитательной деятельности ПФСВД).

     Ректор МПГУ профессор А.В. Лубков говорил: «Учитель XXI века – это разносторонняя личность, гражданин и патриот своего Отечества». Именно таким и был для нас и останется в памяти выдающийся учитель учителей Ю.П. Сокольников.

Список литературы

1. Бадалев А.А. Системный анализ воспитания школьников [ Текст ] / А.А.Бадалев// Советская педагогика. - 1987. С. 133 - 134.

2. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе [ Текст ] / Е.Я. Голант. - Москва; Учпегиз. 1957. - 152 с.

3. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания [ Текст ] / Ю.П. Сокольников. - Москва; 1993. - 198 с.

4. Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности [ Текст /Ю.П. Сокольников. - Москва; Белгород: Изд-во БГУ. 2000. - 149 с.

5. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих педагогов к развитию творческого потенциала обучающихся: монография [ Текст ] /Л.К. Веретенникова - Москва: МПГУ,2018. - 164 с.

6. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебное пособие [ Текст ] /Л.К. Веретенникова - Москва: МПГУ, 2020. - 83 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?