II ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – ПРОСТРАНСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен отчет о проведении 27 октября 2021 г. на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского II Всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности». Научное мероприятие проведено в рамках научного проекта № 20-013-00616, поддержанного РФФИ.

Ключевые слова:
конференция, сотрудничество, дополнительное образование, образовательное пространство, саморазвитие личности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

27 октября 2021 г. на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности» (далее – конференция). Научное мероприятие проведено в рамках Года науки и технологий в Российской Федерации, в рамках научного проекта № 20-013-00616, поддержанного РФФИ.

Информационным партнером конференции выступило периодическое научное издание «Журнал педагогических исследований».

Периодическое издание «Журнал педагогических исследований», главным редактором которого является доцент кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета,  канд. пед. наук, доцент Яковлев Сергей Викторович, уже не первый год становится информационным партнёром научных мероприятий, организуемых Калужским государственным университетом им. К.Э. Циолковского. Опыт взаимодействия, судя по многочисленным публикациям на страницах журнала по обсуждаемой проблеме, подтверждает её актуальность, и убедительно показывает, что творческое саморазвитие личности эффективно осуществляется в условиях дополнительного образования. Теоретической базой такого практико-ориентированного подхода является научная школа д-ра пед. наук, профессора Рожкова Михаила Иосифовича, д-ра пед. наук, профессора  Байбородовой Людмилы Васильевны, в рамках которой предложен экзистенциальный подход к воспитанию саморазвивающейся личности в условиях воспитания и дополнительного образования обучающихся.

 

Соорганизаторами конференции выступили:

  • Министерство образования и науки Калужской области;
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»;
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Калуги;
  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр космического образования "Галактика"» г. Калуги.

Ответственной за организацию и проведение конференции выступила Иванова Ирина Викторовна, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

 

 

 

Проблемное поле конференции составили теоретико-методологические и практико-ориентированные подходы к педагогическому и психолого-педагогическому  сопровождению саморазвития детей в дополнительном образовании.

Цель конференцииобобщение научного, научно-методического и педагогического опыта деятельности образовательных организаций по реализации задачи психолого-педагогического, педагогического и социально-педагогического сопровождения саморазвития детей в условиях дополнительного образования, обмен научными результатами и исследовательским опытом по актуальным проблемам воспитания обучающихся. 

Основными формами работы конференции были:

  • пленарное заседание по проблемам саморазвития детей в условиях образования, инновациям, эффективным практикам и образовательным технологиям педагогического сопровождения саморазвития и самореализации детей и молодежи (прошло на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского);
  • дискуссионные площадки, на которых были заслушаны доклады, организован обмен мнениями по актуальным проблемам воспитания детей, представленными следующей тематикой:
  1. дискуссионная площадка №1 «Подходы к саморазвитию детей и молодёжи в условиях дополнительного образования: опыт регионов» (организована на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского);
  2. дискуссионная площадка №2 «Самореализация личности в условиях пандемии: медико-социально-психолого-педагогические аспекты жизнедеятельности» (организована на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского);
  3. дискуссионная площадка №3 «Социально-психолого-педагогическое сопровождение становления субъектности детей с ОВЗ в дополнительном образовании» (организована на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского);
  4. дискуссионная площадка №4 «Инновационные практики формирования готовности детей и молодёжи к саморазвитию в условиях дополнительного образования»  (организована на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского);
  5. дискуссионная площадка №5 «Дополнительное образование в школе: анализ педагогического опыта и проектирование новых подходов»  (организована на базе Средней общеобразовательной школы №17 г. Калуги);
  6. дискуссионная площадка №6 «Дополнительное образование в школе: образовательные практики» (организована на базе Средней общеобразовательной школы №17 г. Калуги);
  • мастер-классы, на которых был представлен опыт педагогов дополнительного образования по тематике:
  1. мастер-класс №1 «Изучение традиционных народных промыслов Калужского края как фактор идентичности подрастающего поколения» (организован на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги);
  2. мастер-класс №2 «Психологическое сопровождение процесса профориентации в дополнительном образовании как условие успешного саморазвития обучающихся» (организован на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги);
  3. мастер-класс №3 «Использование 3D-ручки в образовательном процессе» (организован на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги);
  • секции для студентов и школьников, на которых был представлен опыт исследовательской деятельности школьников и результаты разработки и реализации  научно-исследовательских проектов студентов по тематике:
  1. секция для студентов «Дополнительное образование – территория личностного и профессионального становления»  (организована на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского);
  2. секция для школьников (две подсекции) «Дополнительное образование – территория моего успеха»  (обе подсекции проведены на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги).

География конференции. В работе научного мероприятия приняли участие более 250 чел., представивших 6 субъектов  РФ (Московская, Ярославская, Калужская, Костромская, Курганская и Самарская область).

Участниками конференции были  руководители и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего и среднего образования, руководители и научные сотрудники научно-исследовательских институтов субъектов РФ, методисты и специалисты отделов по образованию и воспитанию организаций и учреждений системы образования, руководящий состав, методисты и педагоги системы  дополнительного образования субъектов РФ, студенты, школьники.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор Института искусств и социокультурного проектирования Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, канд. пед. наук, доцент Лыфенко Анастасия Вячеславовна. Она отметила, что Всероссийская конференция, посвященная вопросам организации дополнительного образования, стала традиционным мероприятием, организуемым вузом. Анастасия Вячеславовна выразила слова благодарности соорганизаторам научного мероприятия, а также подчеркнула, что в этом году конференция предусматривает не только работу секций, дискуссионных площадок и мастер-классов для работников образования, но и проведение секций для студентов и школьников, что очень важно в аспекте расширения взаимодействия высшей школы с социальными партнёрами из числа школ, средних специальных учебных заведений и вузов.

Директор департамента научных исследований и информатизации Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского Исадченко Сергей Олегович в своём выступлении заметил, что научное мероприятие, проходящее в стенах Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, является важным событием для вуза, позволяющим диссеминировать научные и научно-методические идеи работников системы образования разных субъектов Российской Федерации в области исследования возможностей дополнительного образования в саморазвитии и самореализации обучающихся образовательных организаций дополнительного образования и  школ.

На пленарном заседании конференции, прошедшем в зале ученого совета Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, с научными докладами выступил научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, заслуженный деятель науки РФ, д-р пед. наук, профессор Рожков Михаил Иосифович, который в своем докладе рассмотрел педагогическое сопровождение социального и экзистенциального выбора детьми в качестве целевой функции дополнительного образования.

Заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, д-р пед. наук, профессор Байбородова Людмила Васильевна в своём выступлении рассмотрела субъектно-ориентированную технологию саморазвития детей в дополнительном образовании, использование которой предполагает реализацию педагогом тьюторской позиции, предоставляющей ребенку свободу выбора самореализации.

Профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, д-р пед. наук Машарова Татьяна Викторовна в своём докладе рассмотрела  возможности системы дополнительного образования в создании условий для саморазвития обучающихся. Учёный акцентировала внимание на том, что система дополнительного образования представляет собой уникальный вид образования, располагающий широкими педагогическими возможностями для  реализации детьми субъектной позиции, самореализации и саморазвития в интересных для них творческих видах деятельности.

Заведующая кафедрой социальной адаптации и организации работы с молодежью Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, академик Академии социальных и педагогических наук, д-р пед. наук, профессор Макарова Валентина Александровна в своём выступлении акцентировала внимание на вопросах самореализации молодёжи в условиях организации социально полезного досуга.

Доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, канд. психол. наук, доцент Иванова Ирина Викторовна в своём выступлении рассмотрела ценностно-ориентированную образовательную среду в дополнительном образовании как фактор успешности обучающихся, раскрыла условия её создания и поддержания. Выступление было построено в опоре на рефлексивно-ценностный подход, разработанный докладчиком в рамках научной школы под руководством М.И. Рожкова.

На шести дискуссионных площадках конференции был организован обмен научными результатами исследований в области психолого-педагогического, педагогического и социально-педагогического сопровождения саморазвития детей в условиях дополнительного образования.

 

 

 

Мастер-классы, прошедшие в рамках конференции, включали в себя практико-ориентированные выступления педагогов Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги.

 

 

На секциях для студентов и школьников, прошедших на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского и Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги, обучающиеся выступили с докладами, содержание которых отражало результаты самостоятельного учебно-исследовательского или творческого поиска по выбранной теме.  Многие доклады обучающихся были основаны  на результатах самостоятельных эмпирических исследований, проведённых под руководством научных руководителей, представляли собой описание реализованных проектов.

 

 

При обсуждении вопросов конференции участники отметили наличие имеющегося положительного опыта инновационной образовательной деятельности  образовательных организаций разных субъектов Российской Федерации в части реализации педагогического сопровождения саморазвития детей, а также необходимость поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, направленной на реализацию субъектной позиции детей. В тесном межведомственном взаимодействии научных коллективов различных вузов, общеобразовательных школ и образовательных организаций дополнительного образования (Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Калуги, Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги и др.) рождаются новые плодотворные идеи, нацеленные на то, чтобы помочь ребёнку найти и не потерять себя в этом сложном мире, богатом не только прогрессивными нововведениями, но и вызовами современной цивилизации, оказывающими не всегда позитивное влияние на развивающуюся личность. В таком тесном сотрудничестве учёных, педагогов и практических работников образования рождаются и утверждают себя новые эффективные методики воспитания.

Участники Конференции отметили:

  1. Педагогическое, психолого-педагогическое, социально-психолого-педагогическое сопровождение саморазвития и самоорганизации личности можно рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений образовательной деятельности на современном этапе развития образования в Российской Федерации.
  2. Имеется положительный опыт инновационной образовательной деятельности образовательных организаций разных субъектов РФ в части реализации разных видов сопровождения саморазвития детей и молодежи, организации проектной деятельности обучающихся, использования педагогических технологий саморазвития и самовоспитания личности, организации педагогического сопровождения саморазвития детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования.
  3. Необходимость поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, направленной на реализацию субъектной позиции детей, предоставляя им возможность самореализации в различных видах деятельности, детских объединениях, образовательных организациях.
  4. Тематическое разнообразие докладов, отражающих опыт исследовательской деятельности школьников и результаты разработки и реализации  научно-исследовательских проектов студентов, представленных обучающимися на настоящей конференции.

Участники Конференции отметили ее положительные результаты в аспекте расширения сотрудничества педагогов и исследователей в области педагогического и психолого-педагогического сопровождения саморазвития и самоорганизации детей и молодежи, а также активность к участию в научном мероприятии, проявленную аспирантами, студентами, школьниками.

По итогам Конференции предложено:

  1. Развивать инновационную деятельность образовательных организаций в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года».
  2. Продолжить изучение  и обобщение педагогического опыта, направленного на повышение эффективности, качества организации педагогического, психолого-педагогического, социально-психолого-педагогического сопровождения саморазвития и самоорганизации детей и молодежи в условиях дополнительного образования.
  3. Способствовать продвижению новых педагогических идей в дополнительном образовании, в том числе реализации инклюзивного подхода в работе с детьми.
  4. Опубликовать материалы участников Конференции в «Журнале педагогических исследований», 2021, 2022.
  5. Отметить положительный эффект совместной работы участников Конференции в определении новых подходов к саморазвитию детей и молодежи в условиях дополнительного образования.
  6. Продолжить сотрудничество участников конференции. 
  7. Проводить конференцию ежегодно на базе КГУ им. К.Э. Циолковского в сотрудничестве с соорганизаторами.
Войти или Создать
* Забыли пароль?