ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Очевидно, что затронувшая весь мир пандемия коронавируса, продолжается и затрагивает все сферы жизни человечества, в том числе негативно отражается на темпах экономического развития страны. В условиях ограничений, вводимых в связи с эпидемиологической ситуацией, отмечается снижение доходов субъектов малого и среднего бизнеса, поэтому для повышения деловой активности предпринимателей необходима реализация эффективных мер финансовой поддержки. В связи с тем, что указанные субъекты не имеют достаточного резервного фонда, который позволил бы в современных условиях резкого снижения покупательной способности и как следствие доходов организаций, в полном объёме и в срок выплачивать заработную плату сотрудникам, рассчитываться по обязательствам с кредиторами и арендодателями. Микро, малые и средние организации, как наиболее уязвимые в кризисных условиях субъекты рынка, нуждаются в финансовой поддержке. Эффективность данной поддержки, может быть достигнута только при принятии комплексна мер по предоставлению долгосрочного льготного кредитования и контроля за банковским сектором, в части взаимодействия с предпринимателями. Цель исследования заключается в оценке доступности финансовой поддержки, в частности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрены меры финансовой поддержки предпринимательства, действующие с 2020 г. Проведена оценка эффективности реализации, указанных мер, выделены проблемные аспекты, не позволяющие субъектам предпринимательства в достаточном объёме получить доступ к финансовой поддержке в форме льготного кредитования. Перечислены предложения, призванные снизить негативные тенденции и способствовать увеличению доступности кредитования малых и микропредприятий.

Ключевые слова:
малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, финансовая поддержка, пандемия, кредитование, риски
Текст

Введение

Малое и среднее предпринимательство (далее МСП) является важнейшей составной частью экономики страны, которая влияет на рост доли населения, относящегося к среднему классу, увеличивает ответственность людей за результаты своего труда и в целом повышает инициативность населения, таким образом вносит значительный вклад в уровень социальной устойчивости общества. Оно является движущей силой рыночной экономики и в России последние десятилетия наблюдается его активное распространение, за счёт того, что всё больше молодёжи, выпускаясь из среднеспециальных и высших учебных заведений, строя своё дальнейшее будущее пытаются создать собственное дело [7, 11]. Успешное развитие микро, малых и средних предприятий является неотъемлемый и важным элементом рыночных отношений для обеспечения здоровой конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест.

Принято считать, что наиболее удачным условием для экономического развития хозяйствующего субъекта, обеспечивающего равенство возможностей, является такая организация деятельности, где определяющее значение отводится малому и среднему предпринимательству [6, 12]. Но сложившиеся кризисные условия, связанные с пандемией, создали сложности в развитии МСП, а выявленные негативные последствия нашли свое подтверждение во всех регионах, прежде всего отразившись на снижении числа субъектов МСП и количества лиц, занятых на данных предприятиях [1, 2]. Следует отметить, что есть острая необходимость в эффективной, соответствующей реалиям системе финансовой поддержки и помощи, которая позволит создать благоприятный экономический климат для отмеченных субъектов рынка, что как следствие приведет к экономическому росту [4, 10]. Для достижения указанной цели меры поддержки должны базироваться на принципе долгосрочности и своевременно корректироваться как при ухудшении показателей деятельности МСП, так и при изменении эпидемиологической обстановки.

Список литературы

1. Анненкова А.А., Филичева Т.А., Филичева М.С. Инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 3 (35). - С. 31-38

2. Беляков С.А., Степина И.О., Эйрих В.Е. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда: социально-экономические изменения, цифровизация // Казанский Социально-Гуманитарный Вестник. - 2020. - № 5 (46).

3. Время для системных решений: МСП/ПОСТКОВИД // Экспертный центр при Уполномоченном и общественном представителе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса. / При участии: Института экономики роста им. П. А. Столыпина. - М: Изд-во Институт экономики роста им. П. А. Столыпина, 2021. - 60 с.

4. Гапов М.Г., Хубиева Д.К. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии // Московский экономический журнал. - 2020. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.11.2021).

5. Грудцына Л.Ю. «Новый курс для забытого народа»: план экономической поддержки государством малого бизнеса как основа государственной поддержки народа// Образование и право. - 2020. - № 2. - С. 21-23.

6. Кабир М.Е. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт): дис. канд. экон. наук: 08.00.14. - М., 2003.

7. Коваленко С. В., Шарипова А. Р. Проблемы малого бизнеса в России // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 743-746. - URL https://moluch.ru/archive/114/30273/ (дата обращения: 08.12.2020).

8. ОНФ с ведущими деловыми ассоциациями по поручению президента начал опрос о мерах поддержки МСП // Общероссийский народный фронт. - URL: https://onf.ru/2020/05/25/onf-s-vedushchimi-delovymi-associaciyami-po-porucheniyu-prezidenta-nachal-opros-o-merah/ (дата обращения: 26.05.2021)

9. Рудакова О.В., Полянин А.В., Головина Т.А., Строков М.А. Проблемы государственной политики в области поддержки российского предпринимательства // Регион: системы, экономика, управление. - 2017. - № 2 (37). - С. 59-71.

10. Ewing J. (2020) Stevis-Gridneff M. European slump is worst since World War II, reports show // New York Times. April 30.

11. Laberge L., O'Toole K., Schneider J. & Smaye K. How COVID-19 pushed companies to a technology tipping point and changed business forever. McKinsey & Company. 2020. - URL: https://www.mckinsey.ru / business functions / strategy and corporate finance / our ideas / how-covid-19-pushed-companies-over-technology-a tipping point-and-transformed-businessforever (дата обращения: 08.10.2021)

12. Nagy H. A role for the state in the digital age // Journal of Innovation and Entrepreneurship. - 2018. - P. 7 - 5.


Войти или Создать
* Забыли пароль?