ОПЫТ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С 1 января 2021 года в силу вступили поправки, внесенные в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», которые создают законодательную основу для реализации инициативных проектов или так называемого «народного бюджетирования». Целью исследования является рассмотрение вопросов накопления практического опыта вовлечения населения в решение вопросов благоустройства на уровне муниципалитетов в качестве основ формирования гражданского общества и создания правовых основ для применения механизмов инициативного бюджетирования на федеральном и местном уровне. В статье внимание уделено вопросам инициативного бюджетирования, которое дает возможность обеспечить участие граждан в бюджетном процессе, предполагает учет предложений граждан при направлении средств на решение актуальных для конкретной территории задач. Все это в конечном итоге призвано повысить эффективность и прозрачность расходования бюджетных средств, обеспечить учет потребностей и пожеланий жителей, что в свою очередь дает стимул для развития институтов гражданского общества, повышает подотчетность власти населению, способствует развитию коммуникации и налаживанию «обратной связи» между населением и властью. Инициативное бюджетирование дает возможность обеспечить участие граждан в бюджетном процессе, предполагает учет предложений граждан при направлении средств на решение актуальных для конкретной территории задач. Авторами обобщены имеющейся практики процесса применения инициативного бюджетирования нескольких муниципалитетов Тамбовской области. Все это в конечном итоге призвано повысить эффективность и прозрачность расходования бюджетных средств, обеспечить учет потребностей и пожеланий жителей, что в свою очередь дает стимул для развития институтов гражданского общества, повышает подотчетность власти населению, способствует развитию коммуникации и налаживанию «обратной связи» между населением и властью.

Ключевые слова:
инициативное бюджетирование, благоустройство, гражданское общество, бюджет, местное самоуправление, общественный контроль
Текст

Введение

Вовлечение населения в процесс социально-экономического развития территорий от момента определения приоритетных задач до участия в их реализации, организации контроля и последующего сохранения и развития полученных результатов – одна из задач развития гражданского общества. В сознании и поведении граждан должен произойти переход от позиции пассивного наблюдателя и критика к роли заинтересованного активного участника. По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, в 2020 году 175 практик инициативного бюджетирования реализовывались на уровне муниципалитетов, при этом данные проекты в качестве финансовой составляющей включали только средства муниципального бюджета и внебюджетное софинансирование со стороны граждан и юридических лиц [3]. Реализация практик инициативного бюджетирования позволяет не только простимулировать гражданскую активность жителей, но и повысить эффективность и прозрачность бюджетного процесса на местах, давая возможность направить имеющиеся ограниченные средства местных бюджетов на решение актуальных проблем с учетом мнения различных групп населения. Кроме этого, вовлечение граждан в решение вопросов распределения финансовых потоков, а также привлечение для решения актуальных вопросов на местах средств самих жителей в итоге формирует чувство сопричастности и ответственности у граждан. Это определяет актуальность выбранной темы на современном этапе развития местного самоуправления.

Целью исследования является рассмотрение вопросов накопления практического опыта вовлечения населения в решение вопросов благоустройства на уровне муниципалитетов в качестве основ формирования гражданского общества и создания правовых основ для применения механизмов инициативного бюджетирования на федеральном и местном уровне. 

Предметом исследования выступают механизмы развития гражданского общества путем включения жителей в решение актуальных вопросов местных сообществ.  

Объект исследования – анализ практик инициативного бюджетирования на примере муниципалитетов Тамбовской области.

В современной отечественной и зарубежной научной литературе накоплен некоторый опыт изучения данной темы. Более чем 30-летняя практика реализации инициативного (партисипаторного) бюджетирования за рубежом предоставляет широкую базу для изучения и возможной экстраполяции в отечественную среду для создания, по словам В. Вагина, «понятных непрофессионалам материалов о бюджетной проблематике» [2]. Анализ реализации практик инициативного бюджетирования в разных странах в последнее время дополняется изучением вовлечения в этот процесс различных групп населения, детей, молодежи, некоммерческих объединений и т.д., а также изучением динамики роста институциональных и территориальных масштабов участия. Стоит отметить, что анализ накопленного опыта демонстрирует многообразие имеющихся подходов, форм и методов вовлечения населения в процессы принятия решений на уровне местного управления [15].

Одной из важнейших целей партисипаторного бюджетирования зарубежные исследователи называют сочетание процессов прямой и представительной демократии, когда участие населения не ограничивается только голосованием на выборах исполнительной и законодательной власти, но расширяется до участия в совместном принятии решений о расходовании средств бюджета, что делает гражданина «постоянным действующим лицом государственного управления» [14].

Список литературы

1. 50 вопросов об инициативном бюджетировании / В.В. Вагин, К.В. Поминова, Н.В. Гаврилова [и др.]. - М.: Филинъ, 2018. - 86 с. - ISBN 978-5-9216-0605-0.

2. Вагин, В. В. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии / В.В. Вагин, Н.В. Гаврилова, Н.А. Шаповалова // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 3(25). - С. 117-122.

3. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образования. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/Doklad_o_luchshikh_praktikakh_initsiativnogo_budzhetirovaniya_2021.pdf

4. Иванова, Е.Ю. Стратегия долгосрочного развития города Тамбова: замысел и реализация / Е.Ю. Иванова // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 11 (45). - С. 103-108.

5. Инициативное бюджетирование. Проект НИФИ Минфина России - база практик гражданских инициатив по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан. - URL: https://budget4me.ru/about.php

6. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И.Е. Шульга, В.В. Вагин, Г.Н. Хачатрян [и др.]. - М.: «Алекс», 2017. - 124 с. - ISBN 978-5-9618-0089-0

7. Колесник, Е.А. Инициативное бюджетирование как фактор развития местных сообществ // Вестник ЧелГУ. 2017. №5 (401). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativnoe-byudzhetirovanie-kak-faktor-razvitiya-mestnyh-soobschestv

8. Московский финансовый форум - 2021. - URL: https://mff.minfin.ru/archive/2021/initsiativnoe-byudzhetirovanie-kak-forma-dialoga-vlasti-i-naseleniya/?filter=MATERIALS

9. Официальный сайт администрации города Уварово Тамбовской области. - URL: https://g58.tmbreg.ru/bjudzhetnyj-prognoz.html

10. Решение Тамбовской городской Думы №308 от 27.10.2021 «О Положении «О Порядке определения части территории городского округа - город Тамбов, на которой могут реализовываться инициативные проекты, порядке выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, проведения их конкурсного отбора, порядке формирования и деятельности коллегиального органа (комиссии) по проведению конкурсного отбора инициативных проектов, порядке расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/561511006

11. Турчак А. «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект о «народном» бюджетировании. - URL: https://er.ru/activity/news/turchak-edinaya-rossiya-vnesla-v-gosdumu-zakonoproekt-o-narodnom-byudzhetirovanii_190209

12. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 20.07.2020 №236-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357767/

13. Федосов, В.А. Общественное участие в бюджетном процессе: зарубежный опыт и российская практика / В.А. Федосов. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. - 143 с. - ISBN 978-5-7310-3966-6

14. 72 Frequently Asked Questions about Participatory Budgeting. Urban Governance Toolkit Series. UN Habitat, 2010. - URL: https://scarp.ubc.ca/sites/scarp.ubc.ca/files/72%20questions%20asked%20about%20participatory%20budgeting.pdf

15. Dias, N. (ed.). Hope for democracy: 30 years of participatory budgeting worldwide. 2018. 635 p. - URL: https://npms.cfh.ufsc.br/files/2018/09/hope_for_democracy_-_digital.pdf


Войти или Создать
* Забыли пароль?