ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГРУЖЕННОСТИ ТРАКТОРА НА УХОДЕ ЗА ЛЕСНЫМИ КУЛЬТУРАМИ С РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ АГРЕГАТИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе произведены оценки испытаний трактора класса 2 интегральной компоновки ЛТЗ -155, с передним или задним, и комбинированным агрегатированнием, с возможностью совмещения операций при возделывании пропашных и лесных культур путем применения комбинированных агрегатов с лесохозяйственными и сельхозмашинами передней и задней навесках. Показана оценка работоспособности и эффективности использования таких агрегатов от их вибронагруженности. В ходе экспериментальных исследований трактора с различными способами навески (задней, передней, одновременно передней и задней) культиватора весом 2200 кг были получены тензометрированием горизонтальные и вертикальные составляющие тягового сопротивления, а также крутящие моменты на ведущих колесах трактора. Работа трактора проходила на специально подготовленном полигоне под лесовосстановление, на глубину 4 и 8 см соответственно для заднего и переднего культиватора. Разработанные тензометрические рамки использовались при анализе возникаемого тягового сопротивления. В полевых условиях установлено, что динамика процессов силовых параметров у агрегата с передним и задним культиваторами существенно ниже, чем только с передним или задним, а абсолютное значение превышает 2 т., т.е. тяговый класс трактора. Примененный спектрально корреляционный анализ показал, что для испытываемых агрегатов эти процессы имеют низкочастотные спектры (до 1 Гц) и относительно друг друга являются «белым» шумом. Это при математическом моделировании упрощает формирование структур подсистем «воздействие» и «машина»

Ключевые слова:
трактор, агрегат, силовые параметры, взаимный анализ, белый шум, моделирование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Одной из главных отличительных особенностей трактора класса 2 ЛТЗ -155, на базе которой существенно повышается производительность труда, является возможность совмещения операций при возделывании пропашных и лесных культур путем применения комбинированных агрегатов с лесохозяйственными и сельхозмашинами передней и задней навесках [1, 2, 3, 4]. Однако работоспособность и эффективность использования таких агрегатов в существенной мере будет зависеть от их вибронагруженности [5, 6, 7, 8].

В свою очередь вопросы вибронагруженности входных и выходных процессов по отношению к динамической системе трактора интегрального типа при сравнении работы с передним, задним и комбинированным агрегатированием недостаточно изучены [9, 10, 11, 12, 13]. В современных условиях это не дает возможности корректно решать и ставить задачи, связанные со снижением вибронагруженности узлов и агрегатов трактора, а также оценки его тяговой динамики.

Материалы и методы

Нами были проведены испытания трактора ЛТЗ специально оборудованного лесохозяйственным и лесовосстановительным агрегатами. Мы устанавливали на трактор оборудование сходное по своим характеристика с культиватором КРШ – 8.1 (массой 2200 кг). При проведении экспериментов оборудование устанавливалось: 1 - на передней и задней навесках трактора, 2 - только на задней навеске трактора, 3 – только на передней навеске трактора. При исследованиях были получены результаты временных входных и выходных тяговых сопротивлений и крутящих моментов, а именно вертикальная составляющая тягового сопротивления и крутящие моменты на ведущих колёсах.

Работа трактора происходила на специально подготовленном под лесовосстановление полигоне. Почва на полигоне во время испытаний: 1 – влажность от 12 до 14%; 2 - твердость от 4 до 6 ударов ударником ДорНИИ с малым наконечником. Трактор на момент проведения испытаний имел ходовую систему со сдвоенными шинами, шины 9.5-42 мод. Я – 183. Давление воздуха в шинах регулировалось согласно утверждённой методики проведения испытаний: 1 - давление воздуха в шинах ведущих колес 0.15 – 0.14 МПа для комбинации с передней и задней навесками; 2 -  давление воздуха в шинах ведущих колес 0.14 – 0.12 МПа с передней навеской; 3 – давление воздуха в шинах ведущих колес 0.11 – 0.10 МПа с традиционным расположением орудия.

Нами было разработано специальное измерительное оборудование, для сбора и последующего анализа тягового процесса сопротивления движения трактора во время проведения испытаний. Основным элементом разработанного оборудования являются тензометрические рамки представленные на схеме номер 1 рис. 1. Для обеспечения нормированных среднеквадратических ошибок оценок основных статистических характеристик процессов, вызванных конечностью длин реализаций 7-20% использовались длины реализаций процессов от 15 до 40 секунд.

Формирование числовых массивов из временных реализаций процессов, зарегистрированных на осциллографической ленте, проводилось с помощью аналого-цифрового преобразователя ЭВМ ВС-1045 по специально разработанным программам, позволяющим проводить авто - и взаимнокорреляционный и спектральный анализы двух процессов по системе «вход-выход».

Результаты и обсуждение

В табл. 1 представлены оценки характеристик вибронагруженности, рассчитанные для типичных в проведенных исследованиях реализаций входных и выходных процессов. Можно видеть, что для всех вариантов агрегатирования математические ожидания крутящих моментов на колесах левого борта больше (в 1.25 – 1.38 раза), чем правого, что может быть объяснено проявившейся ассиметрией в наладке навесных систем или культиваторов.

Эксперимент показывает, что за счет лучших сцепных качеств, суммарная нагруженность задних колес, идущих по следу в 1.19-1.46 раза выше, чем передних. Испытываемый трактор имел самоблокирующийся дифференциал храпового типа у передних колес и конический дифференциал у задних колес. Данные табл. 1 свидетельствуют, что конический дифференциал обеспечивает меньшую неравномерность крутящих моментов на колесах, чем дифференциал храпового типа. При этом отношение оценок математических ожиданий моментов на задних колесах составляет величины 1.11-1.21, а на передних 1.45-1.69.

Из таблиц видно, что средние значения горизонтальной составляющей тяговых сопротивлений от одного культиватора составляют значения
9-12 кН. Для комбинированного агрегата суммарная величина этого входного параметра равна 22.4 кН, что несколько повышает тяговый класса трактора. Вертикальные же составляющие тяговых сопротивлений от культиваторов близки к нулю и из роль в перераспределении сцепного веса трактора весьма мала.

Анализ уровня оценок коэффициентов вариации показывает, что при работе трактора с культиваторами на передней или задней навесках степень изменчивости процессов крутящих моментов на колесах существенно ниже, чем для комбинированного агрегата. Так, средние значения коэффициентов вариации для этих процессов в условиях переднего и заднего агрегатирования составляет величины 27,6 и 24,5 %, в то время как для комбинированного 10,4 %. Причем уровень средних квадратических отклонений моментов для различного агрегатирования приблизительно одинаков.

Из результатов проведенного эксперимента следует (табл. 1), что динамика изменения величины горизонтальной составляющей тягового сопротивления от культиватора на передней навеске заметно больше, чем от культиватора при традиционном (заднем) агрегатировании. Это проявляется как при сравнении абсолютных значений оценок средних квадратических отклонений, так и коэффициентов вариации. По абсолютным значениям средних квадратических отклонений также видно, что динамика процессов вертикальных составляющих тяговых сопротивлений при комбинированном агрегатировании (табл. 1) лежит в тех же пределах, что и для горизонтальных составляющих.

Спектральный анализ исследуемых процессов нагруженности показывает (рис. 2, 3), что их дисперсия лежит в области низких частот (до
1-2 Гц). Причем, качественного различия между спектрами крутящих моментов на передних, задних и стоящих по разным бортам трактора колесах как для переднего и заднего, так и комбинированного агрегатирования, не наблюдается (рис. 2 а, 3 а).

На рис. 4 представлены нормированные взаимно корреляционные функции (а) и функции когерентности (б) процессов.

 

 

Рисунок 1. Схема комбинированного агрегата трактора 4К4б

Figure 1. Combined-block design of tractor 4K4b

Источник: собственная композиция авторов

Source: author’s composition

 

Таблица 1

Оценки статистических характеристик нагруженности трактора 4К4б при разных способах агрегатирования

Table 1

Evaluation of statistic performance of loading of tractor 4K4b with variable building-block designs

Процесс

Process

Обозначение

Designation

Мат. ожид.,

Expected value,

RMS value, σ

Коэф. Вар., , %

Var. factor

Макс. значение | Max. value

числитель | – numerator

 – знаменатель | denominator

М1

М2

М3

М4

В2

Г2

Переднее агрегатирование, v=1.6 м/c | Front building-block design, v=1.6 m/s

Момент на переднем левом колесе, кНм Front LH wheel torque, kNm

М1

2.88

0.67

23.2

 

0.090.19

0.040.09

 

 

 

Момент на переднем правом колесе, кНм Front RH wheel torque, kNm

М2

1.71

0.73

42.8

   

0.120.20

 

 

 

Момент на заднем левом колесе, кНм

Rear LH wheel torque, kNm

М3

3.23

0.63

19.6

     

0.610.69

 

 

Момент на заднем правом колесе, кНм

Rear RH wheel torque, kNm

М4

2.68

0.67

24.9

       

 

 

Горизонтальная составляющая тягового сопротивления на передней навеске, кН Horizontal component of traction resistance on front mounting, kN

Г1

9.35

2.37

25.4

0.070.13

0.080.11

0.070.10

0.130.09

 

 

Заднее агрегатирование, v=1.6 м/c | Rear building-block design, v=1.6 m/s

Момент на переднем левом колесе, кНм Front LH wheel torque, kNm

М1

3.55

0.67

19.0

 

0.060.10

0.400.12

 

 

 

Момент на переднем правом колесе, кНм Front RH wheel torque, kNm

М2

2.46

0.76

30.9

   

-0.210.09

 

 

 

Момент на заднем левом колесе, кНм

Rear LH wheel torque, kNm

М3

3.76

1.31

34.8

     

0.270.65

 

 

Момент на заднем правом колесе, кНм Rear RH wheel torque, kNm

М4

3.39

0.46

13.5

       

 

 

Горизонтальная составляющая тягового сопротивления от орудия на задней навеске, кН

Horizontal component  of traction resistance on rear mounting, kN

Г2

10.63

1.42

13.5

0.700.08

0.500.50

0.100.26

0.150.23

 

 

Комбинированное агрегатирование, v=1.27 м/c | Combined building-block design, v=1.27 m/s

Момент на переднем левом колесе, кНм Front LH wheel torque, kNm

М1

5.06

0.34

6.7

 

0.040.43

0.240.63

 

 

 

 

Момент на переднем правом колесе, кНм Front RH wheel torque, kNm

М2

3.23

0.46

14.3

 

 

 

 

 

 

 

Момент на заднем левом колесе, кНм

Rear LH wheel torque, kNm

М3

6.58

0.6

9.2

 

 

 

0.400.53

 

 

 

Момент на заднем правом колесе, кНм Rear RH wheel torque, kNm

М4

5.48

0.62

11.3

 

 

 

 

 

 

Вертикальная составляющая тягового сопротивления на передней навеске, кН

Vertical component of traction resistance on front mounting, kN

В1

-0.35

1.10

-

0.040.17

 

0.200.60

 

0.320.70

0.050.28

Горизонтальная составляющая тягового сопротивления на передней навеске, кН Horizontal component of traction resistance on front mounting, kN

Г1

10.15

1.17

11.5

0.040.36

 

0.070.30

 

0.030.20

0.030.18

Вертикальная составляющая тягового сопротивления на задней навеске, кН Vertical component of traction resistance on rear mounting, kN

В2

0.32

1.71

-

0.160.50

 

0.190.48

 

 

0.070.31

Горизонтальная составляющая тягового сопротивления на задней навеске, кН Horizontal component of traction resistance on rear mounting, kN

Г2

12.25

0.73

5.9

0.100.41

 

 

 

 

 

 

Источник: собственные вычисления авторов

Source: own calculations

 

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что использование конического дифференциала приводит к равномерному распределению крутящих моментов между ведущими колёсами трактора. Результаты представленные в таблице показывают, что максимальные значения обоюдных функций для процессов крутящих моментов на ведущих задних колёсах достигают величины 0.7 – 0.8 и для каждого вида комплектования трактора при испытаниях технологическим оборудованием оказываются достаточно большими, в отличии от других вариантов экспериментального анализа исследования процессов нагружения. По рис. 3 б можно определить, что существенная корреляция находится в зоне низких частот (до 0.8 Гц). Также максимальное значение 0.6 – 0.7 на частоте до 0.5 Гц отмечены также у взаимных функций между процессами вертикальных составляющих тягового сопротивления.

 

    

Рисунок 2. Нормированные спектральные плотности процессов нагруженности при культивации со скоростью v=1,6 м/с:

а) моментов М1 на переднем левом (–––– - культиватор на задней навеске, - - - - - на передней навеске) и заднем правом

(-о-о- - на задней навеске, -[]-[]- - на передней навеске) колесах; б) горизонтальной составляющей тягового сопротивления Г1: ––– - от культиватора на задней навеске; - - - - на передней навеске

Figure 2. Rated spectral densities of the cultivation load processes at a speed of v=1.6 mps:

а) moments М1 on front LH (–––– - cultivator is rear-mounted, - - - - - is front-mounted) and on rear RH (-о-о- - rear-mounted,

-[]-[]- - front-mounted) wheels; b) horizontal component of tractive resistance Г1: ––– - from rear-mounted cultivator; - - - - from front-mounted cultivator

Источник: собственный результат авторов

Source: Authors' own result

Рисунок 3. Нормированные спектральные плотности процессов нагруженности при культивации комбинированным агрегатом со скоростью v=1,27 м/с:

а) моментов М1 на переднем левом (–––) и заднем правом М4 (- - -) колесах; б) горизонтальных Г1, Г2 (–––  - от культиватор на задней навеске; - - - - - на передней навеске) и вертикальных в (соответственно -о-о- и -[]-[]-) составляющих тягового сопротивления

Figure 3. Rated spectral densities of loading processes at cultivation done by combined block at a speed of v=1.27 mps:

а) moments М1 on front LH (–––) and rear RH М4 (- - -) wheels; b) horizontal Г1, Г2 (–––  - caused by rear-mounted cultivator; - - - - - front-mounted cultivator) and vertical in (as per -о-о- and -[]-[]-) components of the tractive resistance

Источник: собственный результат авторов

Source: Authors' own result

 

Рисунок 4. Нормированные взаимно корреляционные функции (а) и функции когерентности (б) процессов нагруженности: - - - - между моментом левого и правого задних колес при культивации со скоростью v=1,6 м/с с передним агрегатированием; –––– - между горизонтальными и -о-о- - вертикальными составляющими тяговых сопротивлений при культивации со скоростью v=1,27 м/с с комбинированным агрегатированием

Figure 4. Rated cross-correlation functions (а) and coherence functions (b) of the load processes:

- - - - between moments of the LH and RH rear wheels during cultivation at a speed of v=1.6 mps at front building-block design;

–––– - between horizontal and -о-о- - vertical components of the tractive resistances during cultivation at a speed of v=1.27 mps at combined building-block design

Источник: собственный результат авторов

Source: Authors' own result

 

 

На рис. 3 показано, что входным процессам в этом случае является вертикальная составляющая тягового сопротивления на задней навеске от культиватора трактора, в частности смещен в область отрицательных значений τ от оси ординат первый экстремум и что на данной составляющей возрастание значений сопровождается уменьшением вертикальной составляющей сопротивления по тяги от культиватора на передней навеске в диапазоне
τ = ±2 секунд.

Выводы

Экспериментальные исследования трактора ЛТЗ -155 показали, что при культивации в составе комбинированного агрегата суммарная горизонтальная составляющая тягового сопротивления
несколько превышает (10 %) тяговый класс трактора, вертикальные составляющие тягового сопротивления от переднего и заднего культиваторов близки к нулю, а динамика процессов крутящих моментов на колесах существенно ниже, чем при культивации с только передним или традиционным агрегатированном.

Возникаемые вертикальные и горизонтальные составляющие крутящих моментов и тягового сопротивления на колесах в полосе частот, определяемой полосой пропускания динамической системы трактора (свыше 0,8 Гц), является статистически независимым шумом по отношению друг к другу.

 

 

Список литературы

1. Подрубалов М. В. Подрубалов В. К., Никитенко А. Н. Экспериментальная оценка взаимосвязи силовых факторов при работе трактора 4К4б в составе с передним и задним культиваторами. Доклады ТСХА : Сборник статей, Москва, 01 января - 31 2015 года. Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. 2016; 289-293. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41141048.

2. Голдина И. И., Несговоров А. Г. Анализ и сравнение эксплуатационные свойства тракторов Беларус и тракторов ведущих зарубежных фирм. Научно-технический вестник: Технические системы в АПК. 2019; № 3(3): 113-123. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38096683.

3. Sokolov-Dobrev N. S., Ljashenko M. V., Shekhovtsov V. V. Research of dynamic loading in a drivetrain by means of mathematical modeling. Paper presented at the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017; №177(1).DOI:https://doi.org/10.1088/1757-899X/177/1/012092.

4. Mederski P. S., Borz S. A., Đuka A., Lazdiņš A. Challenges in Forestry and Forest Engineering - Case Studies from Four Countries in East Europe.Croatian Journal of Forest Engineering. 2021; № 42(1): 117 - 134. DOI:https://doi.org/10.5552/crojfe.2021.838.

5. Подрубалов М. В., Никитенко А. Н. К вопросу о методике обработки данных эталонных сельскохозяйственных профилей пути мобильных машин. Сборник статей по итогам II международной научно-практической конференции "ГОРЯЧКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ", посвященной 150-летию со дня рождения академика В.П. Горячкина, Москва, 18 апреля 2018 года. - Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. 2019; 82-86. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38168834

6. Косульников Р. А., Карсаков А. А., Фомин С. Д., Привалов В. А. Формирование крюковой нагруженности трактора в составе машинно-тракторного агрегата. Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2019; № 1(53): 371-377. DOI: http://doi.org/10.32786/2071-9485-2019-01-49

7. Gapich D. S., Kosulnikov R. A., Vorobyeva N. S. Forecasting of towing indicators of tractors with 4k4 wheel arrangements. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2016; №11(11): 6801-6806. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26828041

8. Kutzbach H. D., BürgerA., BöttingerS. Rolling radii and moment arm of the wheel load for pneumatic tyres. Journal of Terramechanics. 2019; №82: 13-21.DOI: https://doi.org/10.1016/j.jterra.2018.11.002.

9. Подрубалов М. В., Никитенко А. Н. К вопросу эксплуатационной нагруженности привода трактора 4К4б при культивации с различным агрегатированием. Доклады ТСХА: Материалы международной научной конференции, Москва, 05-07 декабря 2017 года. Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. 2018; 126-128. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34968743

10. Гапич Д. С.,Привалов В. А., Афанасьев Ю. Н. Тяговые показатели тракторов с колесной формулой 4К2 на увлажненных почвах. Научное обозрение. 2016; № 7: 95-102. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26145897

11. Kostyleva L. V., Ovchinnikov A. S., Gapich D. S. Gradient hardening chisel plow from nodular iron. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017; №12(7): 2085-2091. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29498638

12. Gnusov M., Lysych M., Druchinin D. Volumetric dynamometer units for laboratory and field testing of tillage equipment. Journal of Physics: Conference Series. 2021; 1889. 052047. DOI:https://doi.org/10.1088/1742-6596/1889/5/052047.

13. Lysych M. Study of driving dynamics of modular forestry tillage machine-tractor units in CAE SolidWorks Motion. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020; 595. 012024. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/595/1/012024.


Войти или Создать
* Забыли пароль?