Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются ключевые проблемы и риски системы управления и социально-экономического развития арктических регионов Канады. Актуальность данного предмета обусловлена научно-практическим интересом к адаптации в России наиболее эффективных подходов и практик по реализации экономического потенциала циркумполярных районов в зарубежных странах. Применительно к районам Арктической зоны РФ, отличающимся низкими показателями заселённости обширных пространств, отсутствием крупных городских поселений с научными и культурными центрами, неразвитой наземной транспортной инфраструктурой, экстремальными климатическими и геологическими условия, отсутствием крупных объектов промышленности и энергетики, особый интерес представляет соответствующий опыт Канады. В статье показано, что в 2000-е годы Канаде мало приблизилась к превращению промышленности в ведущий фактор экономики арктических территорий. В то же время ряд государственных программ модернизации социальной и транспортной инфраструктуры также не стал существенным стимулом развития северных регионов. Как показывают данные государственной статистики, наибольшая доля их ВРП по-прежнему формируется в государственном секторе, а степень диверсификации региональной экономики остаётся крайне низкой. Современная экономика арктических территорий Канады построена на доминировании государства в инвестициях и стимулировании потребительского спроса. Следствием этого является увеличение заработной платы, провоцирующее повышение стоимости всех товаров и стоимости жизни в целом. Малый бизнес оказывается неспособен конкурировать с государственным сектором за рабочую силу, что сдерживает частное предпринимательство. Для Канады Арктика до сих пор не стала движущей силой национального экономического роста, а отсутствие инфраструктуры является серьёзным препятствий для крупномасштабных инвестиций.

Ключевые слова:
Канада, арктические территории, сбалансированное развитие, структура экономики, бюджетные трансферты, проблема диверсификации
Текст

Введение

Научно-прикладное решение задач сбалансированного развития арктических территорий России закономерно формирует запрос на анализ и адаптацию аналогичного зарубежного опыта. При этом сама Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) имеет существенную внутреннюю дифференциацию, не обладает внутренней однородностью с точек зрения истории заселения и освоения, демографических и климатических условий, качественных и количественных показателей промышленности и инфраструктуры.

Поэтому целесообразно различать следующие сектора АЗРФ:

– Европейский сектор АЗРФ в составе территорий Мурманской и Архангельской областей с Ненецким АО, республики Карелия и Коми, т.е. исторически первые районы нынешней АЗРФ, колонизированные и освоенные русским населением, и интегрированные в юрисдикцию российской государственности. Данная часть характеризуется концентрацией основной части населения и крупнейших «старых» городов АЗРФ, в целом европейской системой расселения с существенной долей сельских жителей, наличием крупных научных центров и диверсифицированной промышленности, относительно высокой инфраструктурной освоенностью, наличием крупных портов и международных аэропортов, относительно мягкими климатическими условиями, позволяющими, в том числе, ведение традиционного сельского хозяйства.

– Уральско-Красноярский «центр» АЗРФ в составе Ямало-Ненецкого АО и Таймырского Долгано-Ненецкого района. В числе отличительных особенностей выделяются сырьевая специализация промышленности при высоком удельном вкладе в ВВП страны, концентрация населения в монопрофильных «новых» промышленных городах при общей его низкой плотности, недостаточное развитие транспортной и научно-инновационной инфраструктуры, экстремальные природные и климатические условия;

– Дальневосточный сектор АЗРФ – территории Республики Саха –Якутия и Чукотского АО. К ключевым характеристикам в первую очередь следует отнести критически низкие показатели заселённости обширных пространств, отсутствие крупных городских поселений с научными и культурными центрами, затруднённая или отсутствующая наземная транспортная инфраструктура, экстремальные климатические и геологические условия, отсутствие крупных объектов промышленности и энергетики.

С учётом данной внутренней дифференциации АЗРФ наибольший научно-практический интерес представляет опыт политики устойчивого сбалансированного развития арктических территорий Канады, которые демонстрируют типологическое сходство с некоторыми районами АЗРФ.

 

Материалы и методы

Методологическую основу составляют совокупность общенаучных методов, включающая анализ и синтез, систематизацию и сравнение. Проведённое эмпирическое исследование представляет собой изучение проблемы экономической устойчивости и самодостаточности арктических регионов Канады, основанное на обобщении данных государственной статистики, решений органов государственной власти, а также положений отечественной и зарубежной научной литературы. Статистические материалы, охватывающие период 2010-х годов, раскрывают такие показатели, как вклад секторов экономики в ВРП, уровень располагаемых доходов, ВВП на душу населения, доля федеральных трансфертов в доходной части бюджетов регионов.

Список литературы

1. Canada’s Arctic and Northern Policy Framework. Government of Canada. 2019. September. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587 (дата обращения: 15.11.2021).

2. Canada’s Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future. Ottawa, 2009. -P. 40 [Электронный ресурс]. URL: https://www.canada.ca/en/news/archive/2013/08/canada-northern-strategy.html (дата обращения: 15.11.2021).

3. Canada's Arctic Agenda: Into the Vortex. Edited by John Higginbotham and Jennifer Spence. Waterloo, 2019. P. 18

4. Canadian Northern Economic Development Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cannor.gc.ca/eng/1351104567432/1351104589057 (дата обращения: 15.11.2021).

5. CanNor Programs and Services. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cannor.gc.ca/eng/1381325363616/1381325380355 (дата обращения: 15.11.2021).

6. Charron A. Common Ground: Why Russia and Canada Should Cooperate in the Arctic. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegiemoscow.org/commentary/85034 (дата обращения: 15.11.2021).

7. Glomsrød S., Duhaime G., Aslaksen I. The Economy of the North 2015; 2020. Oslo: Statistisk sentralbyrå. -2017. -168 p.; -2021. -200 p.

8. Heleniak T., Turunen E., Wang S. Cities on Ice: Population change in the Arctic. [Электронный ресурс]. URL: https://nordregio.org/nordregio-magazine/issues/arctic-changes-and-challenges/cities-on-ice-population-change-in-the-arctic (дата обращения: 15.11.2021).

9. Pipeline Profiles: Enbridge Norman Wells. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cer-rec.gc.ca/en/data-analysis/facilities-we-regulate/pipeline-profiles/oil-and-liquids/pipeline-profiles-enbridge-norman-wells.html (дата обращения: 15.11.2021).

10. Regional Air Transportation Initiative[Электронный ресурс]. URL: https://www.canada.ca/en/atlantic-canada-opportunities/campaigns/covid19/regional-air-transportation-initiative.html (дата обращения: 15.11.2021)

11. Rodon T., Therrien A. Resource Development & Land Claim Settlements in the Canadian Arctic: Multilevel Governance, Subsidiarity and Streamlining. Arctic Yearbook, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://arcticyearbook.com/arctic-yearbook/2015 (дата обращения: 15.11.2021).

12. Shigley J.E., Shor R., Padua P., Breeding C.M., Shirey S.B., Ashbury D. Mining Diamonds in the Canadian Arctic// Gems and Gemology. -2016. -Vol. 52. -№ 2. -P. 104-131.

13. Smith Gordon W. The Historical and Legal Background of Canada’s Arctic Claims. Waterloo: Centre on Foreign Policy and Federalism. -2016. -p. 3.

14. Statement on Canada’s Foreign Arctic policy. Exercising Sovereignty and Promoting Canada’s Northern Strategy Abroad. [Электронный ресурс] URL: http://www.international.gc.ca/arctic-arctique (дата обращения: 15.11.2021).

15. Statistics Canada. [Электронный ресурс]. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/en/type/analysis?MM=1 (дата обращения: 15.11.2021).

16. Steinveg B. Canada’s Arctic policy: Striking a balance between national interests and circumpolar cooperation. Tromsø: UiT, STV-3900. -2014. -p. 1.

17. The Government of Canada Launches Co-Developed Arctic and Northern Policy Framework: Budget 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.budget.gc.ca/2019/docs/plan/chap-02-en.html#Part-4-Building-a-Better-Future-for-Canadas-North (дата обращения: 15.11.2021).

18. U.S., Canada ban offshore drilling in Arctic waters. [Электронный ресурс] URL: https://www.cbc.ca/news/science/obama-ban-offshore-drilling-arctic-atlantic-1.3905384 (дата обращения: 15.11.2021).

19. Вербиненко Е.А., Бадылевич Р.В. Финансовое регулирование развития арктических территорий в зарубежных странах// Фундаментальные исследования. -2017. -№ 4-1. -С. 126-132

20. Казанин А. Г. Арктическая политика США и Канады и ее нефтегазовый аспект// Вопросы управления. -2019. -№ 3 (39). -С. 46-57.

21. Рыжова А.В. Арктическая политика либерального правительства Канады// Проблемы национальной стратегии. -2020. -№ 2 (59). -С. 156;

22. Селин В.С. Экономическая политика в Арктике: сравнительный анализ// Проблемы развития территории. -2016. -Вып. 5 (85). -С. 178.


Войти или Создать
* Забыли пароль?