МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ ИМУЩЕСТВОМ МКД И АПАРТАМЕНТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что зачастую собственник, не понимая разницы между апартаментами и жилой недвижимостью, делает выбор в пользу апартаментов, основываясь только на факторе цены, при этом не учитывая другие существенные факторы, которые удорожают последующую эксплуатацию и управление апартаментами. Так, несмотря на ценовые преимущества комплексов апартаментов, существует и ряд проблем (неэффективное управление, проблемы с регулированием тарифов на коммунальные услуги и обслуживание, сложности технической эксплуатации объектов, высокие затраты на управление, вопросы проведения текущего и капитального ремонтов, невозможность постоянной регистрации по месту жительства). Решение указанных проблем позволит на законодательном уровне обеспечить правовой статус указанного вида недвижимости и организовать их эффективную эксплуатацию.

Ключевые слова:
многоквартирный дом, комплекс апартаментов, многокритериальная оценка, общее имущество
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В последнее время на рынке недвижимости получил широкое распространение новый вид недвижимости – апартаменты. При этом юридически апартаменты имеют статус нежилых помещений. Это порождает ряд проблем как для граждан (невозможность регистрации по месту жительства в нежилых помещениях, сложности управления общим имуществом комплексов апартаментов, проблемы проведения капитального ремонта), так и для городов (необеспеченность проживающих в апартаментах граждан объектами социальной инфраструктуры, сложности регистрационного учета миграции граждан и пр.) [4].

Между тем апартаменты как особый формат «жилья» становятся все популярнее [3]. Покупатели ценят их за выгодную стоимость по сравнению с квартирами, но редко задумываются о различиях между ними [5]. В статье представлена многокритериальная оценка особенностей содержания и управления общим имуществом многоквартирных домов (МКД) и апартаментов для будущих собственников, которая позволит им самостоятельно сделать правильный выбор на рынке жилья и нежилой недвижимости.

С целью проведения сравнительной оценки эффективности содержания и управления общим имуществом МКД и апартаментов нами были разработаны матрицы многокритериальной оценки. Для каждой группы объектов (общее имущество МКД и апартаментов) определены направления и критерии оценки, значения весовых коэффициентов. Выставленные будущим собственником оценки обрабатываются, сводные показатели используются для определения эффективности содержания и управления общим имуществом. Высшая сводная оценка по совокупности направлений соответствует эффективному содержанию и управлению общим имуществом МКД или комплексом апартаментов.

В качестве базы исследования выбраны следующие объекты:

– МКД, расположенный по адресу: г. Москва, р-н. Ленинский, п. Воскресенское, д. 5; общая площадь 46 004,2 м2, стандарт/эконом класс, год постройки – 2015 г., этажность – 27 эт., тип перекрытий – железобетонный, имеется мусоропровод, количество лифтов – 4; общее имущество обслуживается управляющей организацией (УО) ООО «УЮТ»;

– комплекс апартаментов «Волга», расположенный по адресу: г. Москва, Докучаев пер., д. 2. Москва, стандарт/эконом класс, год постройки 2018 г., комплекс представляет собой монолитное здание переменной этажности 16-19 этажей с огороженной и охраняемой территорией, предусмотрен подземный паркинг. Управляющая компания «Гранд».

Рассмотрим матрицу многокритериальной оценки особенностей содержания и управления общим имуществом МКД и апартаментов. Расчет значений направлений производится на основе взвешенной величины критериев оценки особенностей содержания и управления МКД [2]. Весовые коэффициенты по каждому критерию соответствуют степени значимости каждого критерия при определении суммарного количества баллов соответствующих направлений. Сумма весовых коэффициентов по каждому направлению оценки равна единице (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Значения весовых коэффициентов*

Весовой

коэффициент

Направления оценки

Значение весового

 коэффициента

K1

Управление общим имуществом

0,4

K2

Содержание общего имущества

0,2

K3

Фонд капитального ремонта

0,1

K4

Технические требования

0.3

*Примечание: составлено автором

 

Суммарное количество баллов, определяется по формуле 1:

RМКД = ZА x K1+ ZB x K2+ ZC x K3+ ZD x K4,                                                       (1)

где:

ZA – суммарное количество баллов, определяющих уровень управления общим имуществом МКД или комплекса апартаментов;

ZB – суммарное количество баллов, определяющих уровень содержания общего имущества МКД или комплекса апартаментов;

ZC – суммарное количество баллов, определяющих уровень осуществления капительного ремонта общего имущества МКД или комплекса апартаментов;

ZD – суммарное количество баллов, определяющих уровень соблюдения технических требований к МКД или комплексу апартаментов;

K1-4 – весовые коэффициенты.

Собственник получает матрицу многокритериальной оценки, где выставляет свою оценку в отношении каждого критерия на основе имеющихся данных на официальных сайтах УО, ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ и пр. (табл. 2). Затем считается итоговая оценка по каждому направлению и рассчитывается по формуле 1 суммарное количество баллов RМКД.

Таблица 2

Матрица многокритериальной оценки особенностей содержания

и управления общим имуществом МКД*

п/п

Критерии оценки

направления

Оценка

Значимые факторы

Оценка

эксперта

Управление общим имуществом МКД (ZA)

 

ZA

Возможность выбора способа управления МКД (ZA1)

0

Отсутствует

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Возможность выбора управляющей организации собственниками помещений в МКД (ZA2)

0

Отсутствует

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД (ZA3)

 

0

Отсутствует

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Договор управления МКД (ZA4)

0

Отсутствует

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Возможность заключения прямых договоров с РСО (ZA5)

0

Отсутствует

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Итого: ZA = 15

Содержание общего имущества МКД (ZB)

ZB

Принадлежность общего имущества на праве общей долевой собственности собственникам помещений (ZB1)

0

Не принадлежит

3

1

Незначительная часть общего имущества принадлежит собственнику

2

Половина общего имущества принадлежит собственникам

3

Принадлежит

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ZB2)

0

Не регламентирована

3

1

Определена управляющей организацией

2

Частично определена

3

Установлена нормами жилищного кодекса

Правила содержания общего имущества в МКД устанавливаются Правительством Российской Федерации (ZB3)

0

Не устанавливаются

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Устанавливаются

Размер платы (ставки) за жилищные услуги устанавливается Постановлением Правительства Москвы (ZB4)

 

0

Не устанавливается

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Устанавливается

Установлен минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (ZB5)

 

0

Отсутствует

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Итого: ZB= 15

Осуществление капитального ремонта общего имущества МКД (ZС)

ZC

Установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт (ZС1)

0

Отсутствует

3

1

-

2

-

3

Установлен

Возможность выбора способа формирования фонда капитального ремонта (ZС2)

0

Отсутствует

3

1

-

2

-

3

Присутствует

Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ZС3)

0

Отсутствует

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Итого: ZC = 9

Технические требования (ZD)

ZD

В жилых помещениях допустимые уровни вибрации от внутренних и внешних источников в дневное и ночное время суток должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативно-правовых актах (ZD1)

0

Отсутствует

2

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Обеспеченность социальной инфраструктурой (ZD2)

0

Отсутствует

3

1

Осуществляется на низком уровне

2

Осуществляется частично

3

Осуществляется на высоком уровне

При проектировании соблюдается обеспечение требуемой инсоляции (ZD3)

0

Отсутствует

3

1

Осуществляется на низком уровне

2

Осуществляется частично

3

Осуществляется на высоком уровне

Регулирование законодательством технических требований к жилому объекту (ПП РФ от 28.01.2006 № 47) [1] (ZD4)

0

Отсутствуют

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Итого: ZD = 11

*Примечание: составлено автором

 

Суммарное количество баллов, которое отражает эффективность содержания и управления МКД:

RМКД = Z1 x 0,4 + Z2 x 0,2 + Z3 x 0,1+ Z4 x 0,3;                                                 (2)

RМКД=15 x 0,4 + 15 x 0,2 + 9 x 0,1+ 11 x 0,3=13,2 баллов.

Далее на основании сопоставления полученного значения RМКД= 13,2 баллов со значениями, представленными в табл. 3, делаем вывод об эффективности содержания и управления МКД.

Таблица 3

Суммарная итоговая оценка эффективности*

Итоговая оценка

Суммарное количество баллов с учетом весовых коэффициентов

От 14 до 11

«Отлично»

От 10,9 до 7,1

«Хорошо»

От 7 до 5

«Удовлетворительно»

Менее 5

«Неудовлетворительно»

*Примечание: составлено автором

 

По итогам проведенной оценки эффективности можно сделать вывод о том, что содержание и управление общим имуществом МКД, возможности проведения капитального ремонта, а также соблюдение технических требований по эксплуатации выполняется в полной мере (оценка проводилась на примере МКД, расположенного по адресу: г. Москва, р-н Ленинский, п. Воскресенское, д. 5, и УО ООО «УЮТ»).

 

Теперь оценим эффективность содержания и управления комплексом апартаментов (табл. 4) по такому же принципу, что и МКД. Оценка будет произведена на примере комплекса апартаментов «Волга», управляющая компания «Гранд».

 

Таблица 4

Матрица многокритериальной оценки особенностей содержания

и управления комплекса апартаментов для собственников

п/п

Критерий оценки

Оценка

Значимые факторы

Оценка

эксперта

Управление общим имуществом апартаментов (ZA)

 

ZA

Возможность выбора способа управления апартаментами (ZA1)

0

Отсутствуют

2

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Возможность выбора управляющей организации собственниками помещений комплекса апартаментов (ZA2)

0

Отсутствуют

2

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению комплексами апартаментов (ZA3)

 

0

Отсутствуют

0

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Договор управления комплекса апартаментов (ZA4)

0

Отсутствуют

3

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Возможность заключения прямых договоров с РСО (ZA5)

0

Отсутствуют

0

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Итого: ZA = 7

Содержание общего имущества комплекса апартаментов (ZB)

ZB

Принадлежность общего имущества на праве общей долевой собственности собственникам помещений комплекса апартаментов (ZB1)

0

Прямо не урегулировано законом

1

1

Регулирование согласно судебной практике

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Регулируется законом прямо

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества комплекса апартаментов, бремя которых несет собственник помещения, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество указанного собственника (ZB2)

0

Прямо не урегулировано законом

1

1

Регулирование согласно судебной практике

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Регулируется законом прямо

Правила содержания общего имущества в комплексах апартаментов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ZB3)

0

Не устанавливаются

0

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Устанавливаются

Размер платы за содержание комплекса апартаментов устанавливается Постановлением Правительства Москвы (ZB4)

 

0

Не устанавливается

0

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Устанавливается

Установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в комплексе апартаментов (ZB5)

 

0

Не устанавливается

0

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Устанавливается

Итого: ZB= 2

Осуществление капитального ремонта общего имущества апартаментов (ZС)

ZC

Установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт для комплекса апартаментов (ZС1)

0

Отсутствует

0

1

-

2

-

3

Присутствует

Возможность выбора способа формирования фонда капитального ремонта для комплекса апартаментов (ZС2)

0

Отсутствует

0

1

-

2

-

3

Присутствует

Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества комплекса апартаментов (ZС3)

0

Отсутствует

0

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Итого: ZC = 0

Технические требования (ZD)

ZD

В апартаментах допустимые уровни вибрации от внутренних и внешних источников в дневное и ночное время суток должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах (ZD1)

0

Отсутствует

2

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Обеспеченность социальной инфраструктурой (ZD2)

0

Отсутствует

0

1

Осуществляется на низком уровне

2

Осуществляется частично

3

Осуществляется на высоком уровне

При проектировании комплекса апартаментов соблюдается обеспечение требуемой инсоляции (ZD3)

0

Отсутствует

1

1

Осуществляется на низком уровне

2

Осуществляется частично

3

Осуществляется на высоком уровне

Регулирование законодательством технических требований к жилому объекту (ПП РФ от 28.01.2006 № 47) [1] (ZD4)

0

Отсутствует

0

1

Значительно затруднена реализация

2

Тенденция есть, но возможно негативное влияние

3

Присутствует

Итого: ZD = 3

 

На основе проделанной оценки рассчитываем суммарное количество баллов, которое отражает эффективность содержания и управления комплексом апартаментов:

RКА = Z1 x 0,4 + Z2 x 0,2 + Z3 x 0,1+ Z4 x 0,3;                                                  (3)

RКА=7 x 0,4 + 2 x 0,2 + 0 x 0,1+ 3 x 0,3=4,1 балла.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что содержание и управление общим имуществом комплекса апартаментов, возможности проведения капитального ремонта, а также соблюдение технических требований по эксплуатации оцениваются на неудовлетворительном уровне согласно табл. 3 (оценка проводилась на примере комплекса апартаментов, расположенных по адресу: г. Москва, Докучаев пер., д. 2. Управляющая компания «Гранд»).

Представленные в статье итоги проведенной многокритериальной оценки особенностей содержания и управления общим имуществом МКД и апартаментов помогут будущим собственникам и арендаторам самостоятельно сделать правильный выбор на рынке жилья и нежилой недвижимости, взвесив все риски и узкие места.

 

Список литературы

1. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» [Электронный ресурс] Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 // Информационно-справочная система «КонсультантПлюс».

2. Астафьев С.А., Цвигун И.В. Построение методики оценки качества ра-боты управляющих компаний в жилищной сфере // Изв. ИГЭА. − 2016. − № 6. − С. 212.

3. Кирсанов А. Жизнь в апартаментах: быть или не быть? // Единый ресурс застройщиков [Электронный ресурс] www.erzf.ru (Дата обращения 10.09.2021).

4. Ларионова Ю.В. Основные направления государственной политики в сфере ЖКХ // Недвижимость: экономика, управление. − 2018. − № 3. − С. 18-22.

5. Экономика и управление жилищно-коммунальным хозяйством: учебник / Под общ. ред. докт. экон. наук, проф. Грабового П.Г., докт. экон. наук, проф. А.Н. Кирилловой. М.: Издательство АСВ, «Просветитель», 2019. − 672 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?