Россия
УДК 63 Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство
ГРНТИ 68.01 Общие вопросы сельского хозяйства
ГРНТИ 68.35 Растениеводство
Кормовой базой животноводческих хозяйств Астраханской области в основном служат травы естественных сенокосов и пастбищ. Но из-за резкой аридизации климата и, как следствие, участившихся засух, а также нерегулируемого роста поголовья животных в хозяйствах, запасы естественных травостоев часто оказываются недостаточными. Поэтому в регионе стали увеличивать площади сеяных сенокосов на орошении. Цель исследований – изучение влияния способов орошения и посева на продуктивность злаково-бобовых травосмесей при многоукосном использовании на светло-каштановых почвах Северного Прикаспия. Работу проводили в 2017–2020 гг. в Астраханской области. Изученные способы орошения (дождевание, периодический залив, капельное орошение с глубиной закладки ленты 0,0, 0,15, 0,25, 0,35 и 0,45 м), за исключением подпочвенного, при рядовом посеве способствовали развитию злаковых и бобовых культур. В этих вариантах опыта на долю злаков приходилось от 40 до 61 % общего травостоя. При разбросном посеве высокую долю злаковых трав (54,0 %) в общей массе отмечали только на фоне периодического залива. Во всех остальных вариантах с этим способом посева она была незначительной либо злаки вообще отсутствовали. Разбросной посев был более урожайным во все годы исследований. Максимальную в опыте урожайность наблюдали во всех вариантах на третьем году жизни трав (2019 г.). Самая высокая продуктивность при разбросном способе посева отмечена в вариантах с глубиной закладки ленты 0,25, 0,35 и 0,45 м – 98,1, 104,4 и 111,0 т/га соответственно. Самая высокая урожайность при рядовом посеве отмечена в вариантах с подпочвенным капельным орошением с глубиной закладки ленты 0,35 и 0,45 м – 105,5 и 104,8 т/га
многолетние травосмеси, разбросной способ посева, дождевание, периодический залив, капельное орошение
Введение. Посевы многолетних трав на юге нашей страны служат важнейшим источником кормов для сельскохозяйственных животных. Кроме того, они способствуют сохранению и восстановлению почвенного плодородия [1, 2, 3].
В последние годы кормовой базой животноводческие хозяйства Астраханской области в основном служат травы естественных сенокосов и пастбищ. Но из-за резкой аридизации климата и, как следствие, участившихся засух, а также нерегулируемого роста поголовья животных в хозяйствах, запасы естественных травостоев часто оказываются недостаточными. Поэтому в регионе стали расширять площади сеяных сенокосов на орошении, возникла необходимость в улучшении технологии возделывания многолетних трав на юге страны [4, 5].
В связи с изложенным, особую актуальность приобрела проблема увеличения видового ассортимента возделываемых кормовых трав и бобово-мятликовых травосмесей [6, 7, 8]. Получение их высоких урожаев невозможно без правильного подбора культур и использования наиболее высокопродуктивных видов и сортов [9, 10, 11]. Важную роль играет и способ посева [12, 13, 14].
Решить проблему дефицита полноценных кормов для животноводческих хозяйств южных областей страны можно только при использовании улучшенных агроприемов возделывания многолетних кормовых трав, которые должны повысить их продуктивность и кормовую ценность.
Цель работы – изучение влияния разных способов орошения и посева на продуктивность злаково-бобовых травосмесей при многоукосном использовании в зоне светло-каштановых почв Северного Прикаспия.
В задачи исследований входило изучение влияния разных способов орошения и посева на структуру, питательную ценность, урожайность и срок использования травосмеси.
Условия, материалы и методы. Опыт по изучению различных агроприемов возделывания многолетних злаково-бобовых травосмесей на орошаемых землях был заложен на базе ФГБНУ «Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук» в 2017 г. При проведении исследований использовали общепринятые методики Б. А. Доспехова, И. Н. Бейдемана и ФНЦ «ВИК им. В. Р. Вильямса».
Схема двухфакторного полевого опыта, заложенного методом расщепленных делянок, предусматривала следующие варианты:
способ полива (фактор А) – дождевание; периодический залив; подпочвенное капельное орошение с разной глубиной закладки ленты (0,0 м, 0,15 м, 0,25 м, 0,35 м, 0,45 м);
способ посева (фактор В) – рядовой с шириной междурядий 0,30 м и разбросной.
Повторность опыта – трехкратная. Объектом исследований служила кормовая травосмесь (люцерна синегибридная сорт Ростовская 90, клевер луговой Дымковский, тимофеевка луговая ВИК-911, овсяница луговая Кубанская 2) с соотношением компонентов 25:25:25:25.
Исследования проводили в 2017–2020 гг. на опытном поле в южной части Черноярского района Астраханской области. Почва экспериментального участка классифицируется как светло-каштановая, солонцеватая. Пятна солонцов отсутствуют. Содержание гумуса в пахотном слое почвы (0,22…0,25 м) варьирует от 0,8 до 1,4 %, рН – 7,1 ед. Обеспеченность почв подвижным азотом и фосфором средняя, калием – высокая.
Район исследований относится к полупустыне. Весна короткая, во второй декаде мая из-за резкого увеличения температуры воздуха наступает лето. Количество выпадающих осадков недостаточно для формирования высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
Осенью 2016 г. была проведена вспашка опытного участка на глубину 0,22…0,24 м. Весной 2017 г. выполняли весеннюю культивацию с боронованием и выравнивание поля под посев травосмеси. Посев провели во второй декаде апреля. В третьей декаде апреля наблюдали всходы. В дальнейшем выполняли различные мероприятия по уходу за растениями. В течение всей вегетации травосмеси на опытном поле во всех вариантах поддерживали влажность почвы на уровне 75…80 % НВ. В 2017 г. был проведен один санитарный укос без учета урожайности. В последующие годы исследований укосы выполняли 4 раза за вегетацию (с мая по сентябрь) при высоте растений 60…65 см. Со второй декады сентября посевы использовали как пастбище для овец с щадящей нагрузкой (2 га на 1 усл. голову).
Метеоусловия в 2017 г. можно оценить, как благоприятные. Весной выпало 98,9 мм осадков, что на 59,4 мм выше климатической нормы. В июле и августе максимальные температуры воздуха превысили +40,0 ℃. Осадков в эти месяцы выпало 1,7 и 10,3 мм соответственно. В сентябре среднемесячная температура воздуха понизилась до +19,0 ℃, а осадков выпало на 5,0 мм ниже нормы. В мае 2018 г. отмечено быстрое нарастание положительных температур, в июне и июле она достигала +40,4 ℃. За вегетационный период выпало 105,8 мм осадков, что на 23,7 мм ниже нормы. Метеоусловия 2019 г. мало отличались от предыдущих лет. За вегетацию выпало 152,4 мм осадков. Среднесуточная температура воздуха изменялась от +11,3 ℃ в апреле до +26,8 ℃ в июне, максимальную величину этого показателя отмечали в июне – 39,5 0С. В 2020 г. за период вегетации трав выпало меньше всего осадков – 73,0 мм, или 56,4 % от среднемноголетнего значения. Также в этом году отмечали самую низкую среднемесячную температуру воздуха в апреле (+8,5 ℃) и самую высокую максимальную температуру воздуха за вегетацию в июле (41,1 ℃) за все годы проведения исследований.
Результаты и обсуждение. Наибольшую питательность корма (0,70…0,73 корм. ед./кг сухого вещества) отмечали при использовании подпочвенного капельного орошения на участках с разбросным способом посева вследствие того, что в этом варианте в процессе вегетации бобовые травы полностью подавили злаки.
Все изученные способы орошения, за исключением подпочвенного, при рядовом способе посева способствовали развитию как злаковых, так и бобовых культур. В этих вариантах злаки занимали значительную часть в общем травостое – от 40,0 до 61,0 % (рис. 2). При разбросном посеве доля злаковых трав достигала 54,0 % только на фоне периодического залива. Во всех остальных вариантах с этим способом посева количество злаков в общей массе либо было незначительным, либо они совсем отсутствовали.
При подпочвенном капельном орошении и глубине закладки ленты 0,15 и 0,25 м не зависимо от способа посева доля злаковых трав в общей массе варьировала от 12,0 % до 29,0 %. В остальных вариантах подпочвенного капельного орошения злаковых трав в урожае не было. Наличие 4,0 % злаков при глубине закладки ленты 0,45м и разбросном способе посева в общей массе можно считать незначительным и не влияющим на кормовую ценность травосмеси.
Разбросной способ посева обеспечивал более высокую урожайность зеленой массы травосмеси во все годы исследований (рис. 3 и 4). В среднем по опыту она была выше, чем при рядовом, на 8,3 т/га. В вариантах с подпочвенным орошением продуктивность травосмеси составляла 95,0 т/га, при других способах – 76,8 т/га. Самой высокой при разбросном посеве она была в 2019 г. в варианте с глубиной закладки ленты 0,35 м – 111,0 т/га, самой низкой в 2020 г. в варианте с периодическим заливом – 59,3 т/га. Продуктивность травосмеси в 2020 г. оказалась наименьшей за все годы исследований в опыте, а самым урожайным был 2019 г.
Самая высокая урожайность при рядовом способе посева отмечена также в вариантах с подпочвенным капельным орошением (рис. 4). В среднем за годы исследований при глубине закладки ленты 0,35 и 0,45 м она составляла 93,0 и 91,8 т/га соответственно.
При рядовом способе посева урожайность травосмеси во всех вариантах опыта в 2020 г., на четвертый год жизни трав, была ниже, чем в 2018 г., на 19,2 т/га, а по сравнению с 2019 г., на 26,0 т/га.
Выводы. В климатических условиях Астраханской области возможно формирование высоких урожаев многолетних травосмесей при орошении дождеванием, капельным поверхностным, капельным подпочвенным или заливным способами.
Применение разбросного способа посева обеспечивает более высокое содержание бобовых трав в структуре урожая. Практически в одинаковых количествах бобовые и злаковые присутствуют в травостое только при использовании периодического залива – 46,0 и 54,0 % соответственно. В остальных вариантах опыта доля злаков в общей массе незначительна, либо они отсутствуют.
Разбросной способ посева обеспечивал формирование более высокой урожайности трав, в сравнении с рядовым, во все годы исследований. Самую высокую продуктивность во всех вариантах опыта отмечали на третьем году жизни (2019 г.). При этом самая высокая урожайность трав зафиксирована в вариантах с разбросным посевом и глубиной закладки ленты 0,25, 0,35 и 0,45 м – 104,4, 111,0 и 107,3 т/га соответственно. При рядовом способе посева самая высокая урожайность трав отмечена также в вариантах с подпочвенным капельным орошением с глубиной закладки ленты 0,35 и 0,45 м – 105,5 и 104,8 т/га.
1. Байкалова Л. П., Кожухова Е. В. Возделывание злаково-бобовых травосмесей как оптимизация урожайности среднесрочных сенокосов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 5. С. 68-74.
2. Егорова Г. С., Петрунина Д. В. Пути повышения продуктивности многолетних бобовых трав в Нижнем Поволжье // Земледелие. 2009. № 1. С. 39-40.
3. Дронова Т. Н., Бурцева Н. И., Молоканцева Е. И. Эффективность многолетних бобовых трав в кормопроизводстве и их влияние на баланс питательных веществ в почве // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2016. № 2 (99). С. 17-22.
4. Хисматуллин М. М. Бобовые и бобово-злаковые многолетние травы - составная часть органического земледелия республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14. № 2 (53). С. 64-67.
5. Дронова Т. Н., Бурцева Н. И., Молоканцева Е. И. Научные результаты исследований по многолетним травам // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2017. № 3 (47). С. 46-55.
6. Магомедов К. Г., Бербекова Н. В. Смешанный посев и продуктивность многолетних трав // Аграрный вестник Урала. 2013. № 12 (118). С. 10-14.
7. Фролова Л. Д., Новиков М. Н. Многолетние травы в земледелии Владимирской области // Владимирский земледелец. 2017. № 2 (80). С. 24-25.
8. Quinn N. Simulation of soil erosion induced by human trampling // J. Environm.Manag. 2010. No. 10. P. 232-238.
9. Оптимальные способы посева кормосмесей на расчетных фонах минерального питания в почвенно-климатических условиях лесостепи Среднего Поволжья / Р. И. Сафин, М. Ф. Амиров, С. Р. Сулейманов и др. // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2018. № 4 (51). С. 72-76.
10. Schmid W., Thomet P. Unsere Naturwiesenim Spannungsfeldzwischen Landwirtschaft und Naturschutz // ZSchweiz. langn.-Mh. 2011. No. 12. P. 325-331.
11. Иванова М.В., Плотников А.А. Сравнительная эффективность бобово-злаковых травостоев на основе козлятника восточного (Galéga orientalis Lam.) // Достижения науки и техники АПК. 2019. Т. 33. № 1. С. 10-13.
12. Видовой состав и продуктивность бобово-злаковых травостоев пастбищного типа на осушаемых землях Нечерноземья / Н. Н. Иванова, Е. Н. Павлючик, Д. А. Вагунин и др. // Достижения науки и техники АПК. 2019. Т. 33. № 6. С. 40-43.
13. Валиуллин М. М., Каримов Х. З., Миникаев Р. В. Технологические приемы получения устойчивых урожаев семян люцерны сорта Сарга // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2017. № 4 (47). С. 13-14.
14. Чекалин С. Г., Лиманская В. Б., Иманбаева Г. К. Особенности повышения биологического потенциала многолетних трав // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2010. Т. 4. № 28-1. С. 230-232.