сотрудник с 01.01.2005 по настоящее время
Статья посвящена обсуждению вопросов, связанных с анализом материалов, размещаемых в компьютерных сетях и возможности использования их в учебном процессе при преподавании начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики в условиях нарастающей интенсификации учебного процесса и в условиях вынужденного обращения к дистанционной форме обучения. В условиях очень низкой геометро-графической подготовки выпускников средней школы, с одной стороны, и сокращением времени на традиционные формы преподавания (курс лекций, практические занятия, лабораторные работы) с другой, при не-сформированном понятийном представлении о науке поиск, выбор материала и оценка доброкачественности его представляют собой трудно разрешимую задачу.
Интернет, дистанционное образование, удалённое образование, видеоурок, понятийное мышление
«Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность»
Фаина Раневская
Интернет – это глобальная свалка плохо сортированного мусора.
Дистанционное образование – это наше «всё», – это наше будущее.
С развитием глобальной сети появляется всё больше пользователей, которые:
а) хотят заявить о своём существовании, себя показать;
б) поделиться своими знаниями со всеми;
в) всех научить.
Никого не осуждаем, тем более, что ни один из перечисленных пунктов не несёт в себе абсолютно отрицательного смысла.
Но как объяснить, как убедить тех, кто пытается учиться с помощью Интернета (а этот способ пропагандируется и приобретает всё большую популярность!), что достоверность информации, там размещённой, далеко не абсолютная.
Научился по Интернету премудростям альпинизма и пошёл покорять в одиночку Эльбрус. «Альпинисту» повезло – успели спасти с помощью группы профессионалов.
Сообщение в медиа.
Речь идёт о личной страничке, на которой автор выкладывает серию уроков по начертательной геометрии и инженерной графике. Конечно, у современных школьников и студентов этот материал вызывает интерес – соответствует «тренду». Автор в своём уроке подробно, последовательно рассказывает и показывает, как построить действительный вид сечения детали проецирующей плоскостью. При этом он опирается на соответствующий раздел начертательной геометрии – замена плоскостей проекций и показывает, как при решении такой задачи используется графический пакет AutoCAD – 2D. Всё понятно и красиво.
Рисунки, представленные ниже (рис. 1 и рис. 2),выполнялись автором на чёрном фоне, пришлось их для лучшего восприятия отредактировать, естественно, – не меняя содержания.
Рис. 1. |
Рис. 2. |
И не сразу осознаёшь, что такой «детали», которую «режет» автор в природе не существует, не может быть.
По сути, у автора не сформировано основное положение науки начертательная геометрия – однозначное соответствие между 3-х мерным объектом и его изображением на двумерном носителе – чертежом [1, 2, 3]. Тогда о чём видеоурок? Чему учит? Что с помощью компьютера всё легко, просто, красиво и быстро? Только кнопку нажми!
После длительного перерыва пришлось посетить этот «портал», чтобы исключить материал, если автор уже увидел сам ошибки или ему сказали о них посетители его странички, и он уже внёс исправления в свой урок. Но ничего не изменилось!
Иллюстрации стали более удобными для публикации. Автор продолжает работать; результаты видеоуроков теперь представлены в форме законченных чертежей (рис. 3, 4).
Рис. 3. |
Рис. 4. |
Другой автор тоже готов учить. Хорошо, когда нет откровенных «ляпсусов». О методике, о понятийном подходе к излагаемому материалу говорить не приходится (рис. 5, 6 и 7).
Рис. 5.
Рис. 6. |
Рис. 7. |
Просмотрев видеоурок несколько раз, заучив, запомнив последовательность действий, выполнив задание «под диктовку», студент считает, что он сам решил задачу.
В большинстве случаев этот способ изучения таких дисциплин, как начертательная геометрия и инженерная графика, не приводит ни к получению знаний, умений и навыков, ни к формированию понятийного мышления – того, что всегда было главной целью образования [5, 6].
А если речь идёт о страничке, где говорится, что автор – преподаватель одного из ведущих ВУЗов? Серия публикаций о моделировании деталей сборочной единицы, соответствующих учебным планам и программам. Этот материал заинтересует не только школьников и студентов, но и преподавателей. К ВУЗу испытываешь уважение, а к материалу − доверие и интерес. «А как у них? Нельзя ли поучиться?».
Моделирование корпуса для сборки «Клапан проходной» в системе T-FLEX CAD.
Часть 1 (рис. 8).
Рис. 8. |
Рис. 9. |
В самом начале публикации – красивая картинка завлекает и гипнотизирует как всякий чертёж, полученный с помощью компьютерных технологий, – красивые чёткие линии, чистый лист, да ещё и в цвете (рис. 9).
Ещё 2 с лишним века тому назад один из величайших геометров Гаспар Монж доказал возможность представления полной информации о 3-х мерном объекте на двумерном носителе – то самое – взаимно однозначное соответствие.
Приходится сделать усилие и всмотреться в чертёж спокойными и трезвыми глазами.
Да, это не чертёж – нарушение стандарта ГОСТ 2.305 – 2008 Изображения – виды, разрезы, сечения – 1-го изображения недостаточно. Но нарушение ГОСТ 2.307 – 2011 Нанесение размеров и предельных отклонений! На задании (рис. 10) (будем так воспринимать эту картинку) размеры нанесены с нарушением геометрии, формальных правил нанесения размеров и какой бы то ни было технологии изготовления детали; размеров просто не хватает [6].
Рис. 10.
В работе (рис. 11а, 11б и 12), выполненной с помощью графической программы T-FLEX CAD, показана последовательность построения первого профиля для формирования основной части корпуса.
а) |
б) |
Рис. 11.
Рис. 12.
При попытке просто, как студент, повторить работу по описанию спотыкаешься на самых первых шагах. Естественно, выяснилось, что дуга, построенная по трём точкам (?!), не может иметь указанный в задании радиус (использовался не T-FLEX CAD, а Inventor) (рис. 13).
Рис. 13.
Задаёшься вопросом – чем были вызваны изменения в размерах в процессе моделирования по сравнению с заданием? Берём условие (рис. 9) за основу и построим первый профиль (рис. 14).
Рис. 14.
После первой операции формообразования (вращение) нарушим последовательность изготовления отливки с последующей обработкой резанием и выполним резьбовое отверстие (рис. 15).
Рис. 15.
Всё стало ясно. Тор определяется размером (радиус или диаметр) наибольшей параллели – экватора и размером (радиус или диаметр) меридиана образующей окружности. Это геометрия, которую (пока ещё!?) никто не отменил. И не важно – это плоский чертёж, задачка для студента в курсе начертательной геометрии, модель из дерева на заводе времён Петра I или деталь, полученная на современном 3D-принтере.
В результате ты понимаешь, что тебя в очередной раз обманули. И задумываешься – что происходит? Тебе просто не повезло? Но ведь студент, обратившийся к этому материалу, убеждён, что это очень хорошее пособие и, вообще – всё, что размещено в Интернете − это правильно!
Достаточно. Нет смысла комментировать оставшиеся 2 части.
Понятно, – нужно обеспечить студентов в сложившейся тяжелейшей ситуации необходимыми вспомогательными материалами [7, 8, 9]. Понятно, что лектор в аудитории не всегда использует в устной речи безукоризненные высказывания и отточенные формулировки. Там работает и мимика, и жест, и шутка. И в устной речи, и при работе на доске бывают и небрежности, неточности, оговорки, и ошибки, которые сам лектор тут же, извиняясь, исправляет. Последний материал вызвал бурный отклик в сети. Грамотные пользователи высказали в комментариях совершенно справедливые критические замечания. Никакой реакции автора на комментарии не последовало – ни благодарности, ни оправданий, ни извинений, ни обещаний в ближайшее время переработать и исправить материал. Все комментарии просто удалили. Вообще закрыли комментарии.
И в заключение. Никак не сочетаются качество выпущенной работы, статус автора – преподаватель, название кафедры – инженерная графика и имя ВУЗа.
Возникла мысль, что может быть это работа студента под руководством преподавателя, который и представил работу, выполненную его студентом. Но ссылок на этот факт нигде нет.
Нам всем навязывают, заставляют внедрять так называемые компьютерные технологии. Всем – дошкольникам, детям младшей школы, старшеклассникам, студентам, учителям, преподавателям, инженерам. Современно! Легко! Просто! Быстро! Современно – ДА! Всё остальное – НЕТ! Если некоторое время тому назад в школе говорили: «Эту тему вы пройдёте с репетиторами, а сейчас мы займёмся подготовкой к ЕГЭ», то теперь – «Это вы проработаете по интернету, а теперь…». Основываясь на непрофессиональном мнении чиновников, принимающих решения, сокращают время преподавания и время на усвоение базовых понятий, выбрасывают «краеугольные» камни из фундамента, разрушают фундамент и, в первую очередь, – геометрическую основу конструирования, моделирования [10].
На этом фоне появилось громадное количество предложений.
«Изучу, оценю, оплатите, через 2–3 дня всё будет на "4" или "5"»!
«Откройте сайт на смартфоне, нажмите на кнопку "написать в чат", и чат в whatsapp запустится автоматически».
«Я – бывший преподаватель … института со стажем работы более …лет. На данный момент занимаюсь онлайн обучением и помощью по любым предметам. У меня своя команда грамотных, сильных бывших преподавателей ВУЗов. Мы справимся с любой поставленной перед нами работой технического и гуманитарного плана. И не важно: она по объёму на две формулы или огромная сложно структурированная на 125 страниц! Нам по силам всё, поэтому не стесняйтесь, присылайте».
Пример из сегодня. Студент 4-го семестра выполняет деталировку (с использованием графического пакета Inventor) и сборочный чертёж предложенного узла. Опыт в моделировании маленький. Поэтому сначала выполняем предварительную работу – на черновике прорабатываем чертёж каждой детали – количество изображений, содержание их, масштаб, размеры. Всё это в очной форме – с разговорами, пояснениями.
Студент из раза в раз приносит чертёж несложной по геометрии детали с совершенно непонятными ошибками.
– Мы же на прошлой и позапрошлой консультации всё разобрали!?
– А я посмотрел в Интернете. Там – так!
– Какой Интернет!? Геометрию, начертательную геометрию – что – уже отменили!?
Что же предлагает Интернет на эту тему? Тема «Чертёж линзы» предлагает очень много!!! Выбрать нужное и правильное студенту, плохо подготовленному человеку просто невозможно.
А это чертёж детали, похожей на ту, которая вызвала затруднения у студента (рис. 16).
Рис. 16.
Значит – это не только, с одной стороны, – увлечённость современными технологиями, желание и осуществлённая возможность себя показать, других научить, не только, с другой стороны, – возможность безнаказанно обмануть, украсть, выдать чужую работу за свою. Это и подтверждение обратимости известного афоризма экономиста Джона Кейнса «Спрос рождает предложение».
1. Горячкина А.Ю., Корягина О.М. Определение натуральных величин геометрических фигур и их относительного положения в пространстве способами преобразования ортогональных проекций // CloudofScience. - 2020. - Т. 7. − № 3. - С. 451-471.
2. Горячкина А.Ю., Иванова Н.С., Мурашкина Т.И., Суркова Н.Г. Проекционное черчение. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. - 61 с. -ISBN 978-5-7038-4200-3
3. Хуснетдинов Т.Р., Полубинская Л.Г., Павлов А.Ю., Пеганов М.Г. Перевод чертежей в электронный вид // Научная мысль. - 2017. - №4. - С. 35-39.
4. Полубинская Л.Г., Хуснетдинов Т.Р., Федоренков А.П. Начертательная геометрия как средство коммуникации // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2019. - Т. 1. - С. 270-287.
5. Жирных Б.Г., Серегин В.И., Шарикян Ю.Э. Начертательная геометрия. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. − 167 c. ISBN 978-5-7038-4605-6.
6. Полубинская Л.Г., Сенченкова Л.С., Федоренко В.И., Хуснетдинов Т.Р. Выполнение чертежей деталей в курсе инженерной графики. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. 50 c. ISBN 978-5-7038-3974-4.
7. Горячкина А.Ю., Корягина О.М., Хуснетдинов Т.Р. Методические аспекты разработки оценочных средств для онлайн-курсов по графическим дисциплинам // Главный меха-ник. - 2019. - №3. - С. 46-50.
8. Сальков Н.А. Качество геометрического образования при различных подходах к методике обучения// Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. − №4. - C. 47-60. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-8-4-47-60.
9. Сальков Н.А. Основные причины плохого усвоения начертательной геометрии// Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. − №2. - С. 3-11. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-2-3-11.
10. Вышнепольский В.И., Сальков Н.А. Положение дел в геометрии на современном этапе // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. -2019. -Т. 1. - С. 39-43.