с 01.01.2013 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены проекты японского архитектора Кенго Кума, разработанные с использованием традиционных деревянных соединений. Японское традиционное деревянное строительство, передаваемое из поколения в поколение, имеет глубокую историю техники обработки дерева. Использование древесины для конструкций без клея и гвоздей позволяет восстанавливать здания, разрушенные в результате многочисленных природных катаклизмов, происходящих в Японии. Традиционные концепции дизайна архитектор применил и в современном образе жизни, создав модульную коллекцию мебели. Проекты Кенго Кума характеризуются переосмыслением конструктивных традиций Японии и применением их в современном строительстве.
древесина, традиционное деревянное строительство, деревянные соединения, столярные изделия, японская архитектура, стык, столярные технологии
Япония − одна из стран с самой передовой техникой деревянного строительства. Многие древние храмы, построенные в седьмом и восьмом веках, имеют адаптацию иностранных архитектурных форм, привнесенных буддизмом, и свидетельства строительства с использованием передовой техники деревянных столярных изделий. Богатая лесная среда Японии способствовала распространению деревянного строительства и высокому развитию столярной техники.
Кроме того, Япония ежегодно подвергается многочисленным землетрясениям и тайфунам, поэтому древесина является предпочтительным материалом. Деревянные конструкции, которые имеют меньшую массу, позволяют лучше выдерживать разрушительную силу природы в отличие от камня и кирпича.
Японское традиционное деревянное строительство, передаваемое из поколения в поколение, имеет глубокую историю техники обработки дерева. Их традиционные мастера специализируются на создании архитектуры храмов, домов, чайных домиков и святынь, их интерьеров, мебели без использования каких-либо гвоздей, винтов или электроинструментов. Это результат их глубоких знаний в области столярного дела. Столярные изделия включают создание взаимосвязанных швов, объединяющих вместе отдельные части древесины. При их использовании конструкции становятся более прочными и гибкими. Многократное восстановление своих святынь привело к необходимости проектировать столярные изделия с учетом их реконструкции.
Японский архитектор Кенго Кума родился в 1954 г. в Иокогаме, Япония. Он получил архитектурное образование в инженерной школе Токийского университета и Колумбийского университета в Нью-Йорке, после чего основал студию пространственного дизайна в 1987 г. под названием Kengo Kuma & Associates. С 1987 по 1991 г. из-за экономического кризиса в Японии он был вынужден перенести фирму из Токио в несколько небольших городков, таких как Тохоку и Сибуя, работая с мастерами над небольшими проектами. В этот период он получил возможность познакомиться с традиционным японским мастерством и материалами, что существенно изменило его идеологию. Он пытался заменить промышленный материал альтернативами из традиционной архитектуры, что научило его ценить натуральные материалы и приемы, которые он сегодня с гордостью интегрирует в свою архитектуру.
«Я подчеркиваю аспект старения или время сокращения. Вещи разлагаются и исчезают. Роль архитектуры − напоминать людям об этом факте и показывать, как вещи могут красиво стареть».
«После бедствий 2011 г. я изменил свое определение природы. Критерий архитектуры после цунами − скромность», − сказал Кенго Кума. Разрушения, вызванные цунами от подводного землетрясения в марте 2011 г., разрушили прибрежный город Тохоку. Катастрофа поразила Куму и заставила его усомниться в прочности стали и бетона. Вместо этого он ввел дерево в свой дизайн как справедливого и практичного посредника между людьми и природой. Он возвращает системы соединений, которые не полагаются на гвозди или клей, так как металлы подвержены ржавчине, и соединительные системы, в которых использовались металлы, были не очень надежными из-за частых дождей и высокой влажности в стране.
Деревянные проекты Кенго Кума были разработаны на основе серии экспериментов. Серия деревянных переплетенных соединений началась в 2004 г., когда Кенго Кума и его команда изучали Сидори (рис.1, 2), тип столярных изделий традиционной японской архитектуры. Сидори − это японская игрушка-пазл для детей, родом из Хида Такаяма, городка в Гифу, известного технически сложными столярными изделиями. Традиционный косяк передавался с древних времен. Это сборка из трех деревянных палочек, которые соединены вместе по осям x, y и z без использования гвоздей или металлических деталей. Каждая деревянная палочка вырезается специальным образом, что позволяет им фиксироваться в одной точке. Имеются одна цилиндрическая резьба и две угловые резьбы. Поскольку деревянные палочки определенным образом сцеплены между собой, цилиндрический стержень можно повернуть на 180 градусов так, чтобы он поместился в зазоре, созданном другим.
Таким образом, стык скрывается внутри, обеспечивая чистый и аккуратный дизайн. Первый проект, в котором использовался деревянный стык Сидори, это конструкция павильона, представленная на Миланском Салоне 2007. В сотрудничестве с инженером-строителем Джун Сато они модернизировали систему Сидори и использовали ее в небольшом павильоне. В системе Сидори насечки делаются на участках японского кипариса. Они были разрезаны на квадраты стороной 30 мм и скреплены друг с другом путем скручивания. Прямые элементы собраны в облачную решетчатую структуру, которая не требует соединения оборудования. Это был первый проект из серии проектов с использованием тонких деревянных элементов, которые историк архитектуры Чарльз Дженкс назвал «стилем палки».
После землетрясения, поразившего Японию, Кенго Кума начал Восточно-Японский проект. Проект Восточная Япония (или регион Тохоку) − это сотрудничество между архитекторами и местными мастерами региона, предлагающее поддержку сообществам, пострадавшим от разрушительной катастрофы. Они использовали традиционные концепции дизайна и применили их в современном образе жизни. Поддерживая проект, Кенго Кума модифицировал и создал модульную коллекцию мебели Сидори, зная о системе блокировки. Изделия изготавливаются высококвалифицированными местными плотниками, которые традиционно сотрудничали в производстве небольших поделок. В модульной конструкции используются двенадцать деревянных элементов, которые соединяются без клея и образуют единое целое. К каждому изделию Сидори можно подключиться со всех шести сторон, что дает возможность превратиться в разнообразные элементы мебели, от стола до полки, простым поворотом элементов.
Рис. 1. Деревянный узел Сидори, аксонометрия
Рис. 2. Деревянный узел Сидори
Кенго Кума экспериментировал с разными типами соединений, чтобы объединить блоки Сидори. Его первоначальный мебельный продукт Сидори с шипом и пазом был простым и легко собирался, но стык был открытым. Затем он представил другую систему соединения, в которой цилиндрические отверстия вырезаются на каждом конце элемента Сидори, а между двумя элементами вставляется другой, чтобы соединить их. Соединение оставляло только тонкую линию на внешней стороне. Такое соединение было использовано в коллекции мебели Сидори, которая выставлялась и продавалась в Японии.
Во втором проекте серии Кенго Кума вместе с инженером-строителем Дзюн Сато работал над дальнейшим усовершенствованием стыка для поддержки структуры высотой 9 м. Это был исследовательский центр GC Prostho в Аити, Япония (рис. 3). Каждый элемент вырезан так, чтобы в него можно было вставить тонкий металлический клин и зубчатые штифты, что делает соединение минимальным. Система Сидори становится базовой конструкцией , 6000 прутьев кипариса были сплетены в новую форму из блоков Сидори. Без использования каких-либо креплений или клея деревянные элементы переплетаются, образуя толстую стену из решетчатой структуры, похожей на спортзал в джунглях и поддерживающий легкую крышу наверху. Внутри здания трехмерная решетка имеет двухметровую глубину и служит витриной для коллекции музея. Конструкция здания подчеркивает ручную работу, пропускает естественный свет и вид на окружающую природу. Более мелкие части из дерева делают конструкции более сложными, при этом более мягкий эффект сочетается с японскими традициями качества и с древними столярными технологиями.
Рис. 3. Prostho Research Centre в Тойо Ито
Рис. 4. Применение узла Сидори, в Prostho Research Centre, аксонометрия
Starbucks Coffee Shop
В 2011 г. Кенго Кума использовал каркасную систему сеток Павильона Сидори и Исследовательского центра GC Prostho и преобразовал ее в наклонную трехмерную решетку для Starbucks Coffee Shop (рис. 5) в Дадзайфутенмангу Омотэсандо, Фукуока, Япония.
Наклонная сетка, помогая создать иллюзию глубокого пространства узким фасадам типичных магазинов вдоль набережной Омотэсандо. Ортогональные сетки имеют три деревянных элемента, пересекающихся в узлах, в то время как наклонная сетка имеет четыре, что потребовало дополнительных выемок. Кипарисовые элементы имеют квадратное поперечное сечение 60 мм, как и у Prostho Museum, общая длина их составляет 4390 м. При этом соединения опираются на установочные штифты из нержавеющей стали.
Рис. 5. Starbucks Coffee Shop
Расположенный в фешенебельном районе Токио под названием Минами-Аояма, Sunny Hills специализируется на ананасовых пирожных (популярный десерт на Тайване), и выполнен в форме бамбуковой корзины, отличной от бетонного ящика, создавая легкую и утонченную атмосферу в жилом районе. Изменив направление наклонной трехмерной решетки Starbucks Coffee, Кенго Кума преобразовал решетку в систему многоуровневой структуры, которая поддерживает трехэтажное здание. В этом проекте он также пересмотрел традиционную технику столярных изделий Дзигоку-гуми (что буквально означает «переплетенный ад») из-за трудности разборки. Целью проекта было раскрыть новую эстетику в самом сердце Токио. Первоначальное предложение проекта заключалось в использовании соединений без использования металлических соединителей. Однако из-за стесненности территории для сборки на месте, элементы предварительно вырезались и соединялись с использованием металла. Сетчатая структура Санни-Хиллз в отличие от обычной структуры имеет жесткую сетчатую внешнюю оболочку (рис. 6).
Рис. 6. Sunny Hills в Токио
Проекты Кенго Кума известны миру переосмыслением конструктивных традиций Японии и применением их в современном строительстве. На примере ряда представленных работ архитектора можно убедиться, насколько важно изучать древние техники строительства и обращаться к ним. Зачастую именно так создаются современные уникальные объекты архитектуры.
Дерево − один из старейших материалов, а столярные изделия − жизненно важный компонент изделий из древесины на протяжении всей истории. Однако открытие новых строительных материалов и промышленная революция заполнили горизонт небоскребами из стали и стекла. Серия проектов Кенго Кума с использованием древесины от мебели Сидори до павильона Юре восстанавливает методы соединения цельной древесины, которые в этом столетии почти забыты. Он взял на вооружение традиционные столярные методы и применил их с использованием последних инноваций и технологий в своих проектах.
В течение полутора веков промышленные материалы, используемые для строительства больших зданий, мостов и дорог, оставляли после себя большой углеродный след. Изменение климата заставило нас использовать строительные материалы с низким энергопотреблением, чему соответствует древесина.
1. Torashichi Sumiyoshi, Gengo Matsui, «Wood joints in classical Japanese architecture». Torashichi Sumiyoshi and Gengo Matsui, 1989.
2. «Древние японские методы создания деревянных зданий без гвоздей». [Электронный ресурс] URL: https://www.demilked.com/ancient-japanese-carpentry-techniques-kobayashi-kenkou/
3. Kengo Kuma. "Revolution Pre-Crafted Properties. [Электронный ресурс] URL: https://revolutionprecrafted.com/blog/designer-spotlight-kengo-kuma/
4. «Строительный дизайн / архитектура - Промышленная революция - новые материалы». Железо, сталь, прочность и мосты - статьи JRank.
5. Бойтемирова И.Н., Ладыгин П.В., Смирнова Л.С. Актуальность современного строительства из древесины на примере Японии. /Наука, образование, общество: -сб. Научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 29.02.2016 г. Часть. Тамбов.