Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Важное место в государственной политике РФ занимает решение необходимых задач для устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Поэтому в данной статье рассматриваются возможности офсетных контрактов в разработке и реализации социальных проектов в Арктике.
социальное развитие, Арктика, АЗРФ, офсетные контракты, научно-образовательные центры (НОЦ)
Арктика является стратегически важным регионом, она имеет глобальное значение для страны в целом и обеспечения ее безопасности. К основным проблемам, формирующим риски развития Арктической зоны РФ, относятся интенсивное потепление климата, сокращение численности населения, отставание значений показателей качества жизни от общероссийских значений, низкий уровень доступности качественных социальных услуг и благоустроенного жилья в отдаленных населенных пунктах, в том числе в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. Вместе с тем, фиксируется высокий уровень профессионального риска из-за воздействия вредных производственных и охлаждающих метеорологических факторов условий труда, повышенный уровень профессиональной заболеваемости по сравнению с другими регионами страны, отсутствие системы господдержки завоза в Арктическую зону топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров по доступным ценам, низкий уровень развития и высокая стоимость создания транспортной инфраструктуры, а также неконкурентоспособность субъектов предпринимательской деятельности из-за более высоких издержек. Решение данных социальных проблем, создание комфортной среды для жизни и привлечение новых инвесторов для стимулирования промпроизводства и обеспечения государственной безопасности являются основными мотиваторами для разработки специальных документов и программ по социально-экономическому развитию Арктики.
На данный момент основным механизмом реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. является государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 г. [1].
Главными целями госпрограммы являются обеспечение условий для ускоренного экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации, увеличение вклада территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в экономический рост страны, а также обеспечение условий для устойчивого социально-экономического развития макрорегиона. Все мероприятия, включенные в госпрограмму, направлены на создание новых рабочих мест и привлечение трудовых ресурсов на территории арктических субъектов Российской Федерации, инфраструктурную поддержку инвестиционных проектов, обеспечение нормативно-правового регулирования социально-экономического развития АЗРФ, снижение издержек резидентов АЗРФ при создании новых рабочих мест, развитие международного экономического сотрудничества, а также на создание условий для устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в АЗРФ. Достижение целей Программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального развития, как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в состав АЗРФ за счет реализации проектов создания и развития территорий опережающего социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и инвестиционных проектов.
Однако, для успешной реализации проектов в сфере социально-экономического развития Арктической зоны РФ необходимо не только участие государства, но и его взаимодействие с бизнес-компаниями. По мнению авторов, в настоящее время государственно-частное партнерство, а также другие формы взаимодействия государства и бизнеса, рассматривается как один из основных инструментов решения различного рода задач и проблем социально-экономического развития арктических территорий.
Существуют разные формы взаимодействия государства и бизнеса, однако сейчас перспективны контрактные формы взаимодействия, в частности − офсетные контракты.
Офсетные контракты – это один из перспективных и выгодных для обеих сторон такого контракта инвестиционный механизм, который позволяет инвестору и публичной стороне выстраивать долгосрочные отношения на срок до 10 лет, в основе которых лежит создание в регионе новых производств, рабочих мест и повышение налогооблагаемой базы, с одной стороны, и обеспечение инвестору долгосрочного рынка сбыта производимой продукции, с другой стороны. Важным преимуществом офсетных контрактов является возможность реализации планов Правительства Российской Федерации по осуществлению локализации производства. Ключевым элементом офсетного контракта является встречный характер обязательств заключающих его сторон.
Сфера применения офсетных контрактов законодателем не ограничена, так как Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 (N 44-ФЗ) не содержит конкретных требований к объекту офсетного контракта. То есть, в отличие от контрактов жизненного цикла, концессионных соглашений или соглашений о ГЧП, нет каких-либо перечней объектов, в отношении которых возможно заключить офсетный контракт, поэтому, по мнению авторов, перспективными нишами для заключения офсетных контрактов являются: фармацевтическая промышленность, информационные технологии, машиностроение, энергетика и инновационные технологии.
На данный момент, в России заключено 6 офсетных контрактов, наибольшее распространение такой механизм получил в Москве, где действуют 5 контрактов, еще один контракт заключила Московская область [2].
Первой отраслью, где был применен офсетный контракт, стала фармацевтическая промышленность. Первый контракт был заключен 6 октября 2017 г., заказчиком является Департамент здравоохранения г. Москвы, а поставщиком-инвестором − ЗАО «БИОКАД». В соответствии с условиями контракта поставщик-инвестор (ЗАО «БИОКАД») взял на себя обязательство не позднее четырех лет с даты заключения контракта создать и освоить на территории г. Москвы производство 22 лекарственных средств для лечения онкологических заболеваний и иммуномодуляторов, после чего обеспечивать в период до ноября 2027 г. поставку указанных лекарственных средств. В сентябре 2020 г. строительство завода было завершено, начало поставок продукции в лечебные учреждения г. Москвы ожидается в ближайшее время.
Успешный опыт позволил продолжить использование данного механизма, в результате чего количество контрактов на поставку лекарственных средств выросло до 4 на общую сумму 35,4 млрд руб. Контракты были заключены между Департаментом здравоохранения г. Москвы и ООО «Р-ОПРА», ФГУП «МОСКОВСКИЙ ЭНДОКРИННЫЙ ЗАВОД») и «ПСК Фарма» − резидент подмосковной ОЭЗ «Дубна», а также заключен контракт на поставку медицинского оборудования с ООО «Гемамед» и пищевых продуктов с АО «Вимм-БилльДанн».
Заинтересованность в применении офсетных контрактов выражают и другие регионы России. Так, Республика Башкортостан объявила конкурс на закупку 45 троллейбусов с использованием данного механизма. Регион также рассматривает возможность заключения еще двух офсетных контрактов. О планах по применению такого контракта заявляли и в Свердловской области. Попытка заключения офсетного контракта на закупку трамваев предпринималась и Санкт-Петербургом, однако городу не удалось достигнуть взаимопонимания ни с одним из нескольких потенциальных поставщиков, поэтому конкурс так и не был объявлен. Тем не менее власти города считают этот механизм перспективным и сейчас рассматривают возможность заключения офсетного контракта на поставку лекарственных средств.
Офсетный контракт направлен на усиление региональной инвестиционной политики, так как он реализуется только на уровне субъектов Российской Федерации. Поэтому с учетом положительного опыта реализации офсетных контрактов в г. Москве, модель и более детальное правовое регулирование можно масштабировать и на другие регионы России.
Иностранные правительства используют практику офсетных соглашений для уменьшения финансового бремени своих покупок, получения ценных инновационных технологий в промышленности, поддержания уровня занятости, создания или увеличения военно-производственных мощностей, а также для того чтобы использование национального бюджета на зарубежные покупки было более политически приемлемым. Поскольку в офсетных сделках предметом обмена в подавляющем числе случаев выступают товары военного назначения, главными игроками по данному виду сделок на мировой арене выступают ведущие страны-экспортеры вооружений и наиболее крупные страны-импортеры оружия [3].
Ведущей страной в мировой практике создания офсетных контрактов, как и крупнейшим поставщиком вооружений вообще, являются США. США рассматривают военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами как важный инструмент внешней политики. При этом, в отличие от России, где производство военной техники производится самостоятельно, США организовали совместное производство вооружений с союзниками в Европе и Азии, что во многом предопределило появление офсетных контрактов в практике американских военно-промышленных компаний. В настоящее время офсетные контракты в рамках американских программ Foreign Military Sales (регулирует государственные соглашения в сфере продаж ВВТ) и Direct Commercial Sales (соглашения частных компаний) являются основой политики США при экспорте обычных вооружений [4].
Опыт разработки и использования офсетных контрактов также может быть успешно реализован в арктических регионах РФ для социально-экономического развития территории, так как проблемы в Арктике невозможно решить только при поддержке государства. Поэтому необходимо разрабатывать проекты на территории Арктической зоны РФ, используя именно общие взаимовыгодные условия сотрудничества государства и бизнеса. Проекты, по нашему мнению, могут быть реализованы в таких отраслях, как туризм, транспорт и логистика, рыболовство и аквакультура, недвижимость и девелопмент, производство строительных материалов, ЖКХ и сфера услуг, горнорудная промышленность, сельское хозяйство, производство продуктов питания, медицина, спорт, обработка вторичного сырья, судостроение и др.
В Арктике есть все условия для создания офсетных контрактов, поскольку существует совпадение интересов государства и бизнеса в части повышения уровня социально-экономического развития территорий, привлекательности инвестиционного потенциала взаимодействия государства и бизнеса, обеспечения большей доступности и повышения качества услуг социальной инфраструктуры для населения в Арктической зоне РФ. По мнению авторов, реализации офсетных контрактов будет способствовать и «закон о преференциях», Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 N 193-ФЗ. Кроме этого, разработка офсетных контрактов может быть осуществлена на базе арктических научно-образовательных центров, так как НОЦ представляют собой новый формат консорциума образования, науки и бизнеса, который реализует проекты, исходя из тех вызовов, которые существуют в Арктическом регионе.
Таким образом, офсетные контракты − это те самые долговременные инвестиции, которые нужны и государству, и бизнесу, они помогут привлечь гарантированные инвестиции в целые отрасли, поскольку инвесторы будут не только оказывать услугу, но и создавать или реконструировать объекты, используемые для этого. Стоит отметить, что офсеты направлены на развитие важных социальных проектов, так как благодаря данной форме сотрудничества в городах будут появляться высокоэкологичные современные предприятия пищевой промышленности, автомобилестроения и др., а также будут создаваться новые рабочие места, определяться новые точки роста экономики города. Популярность московских офсетов доказывает, что механизм привлекателен для любого субъекта страны. А Москва, в свою очередь, намерена в будущем заключать офсетные сделки с компаниями в таких социально значимых для города отраслях, как транспортное машиностроение, техника и материалы для жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационное оборудование, услуги связи, переработка и утилизация отходов, экзопротезирование [5]. Еще одно актуальное направление − услуги по зарядке электротранспорта: исполнитель сможет инвестировать в импортозамещающее производство зарядных станций на территории столицы. Как и любая другая форма взаимодействия государства и бизнеса, офсетный контракт дает импульс развитию большого количества смежных производств, а также социальной сферы вокруг них.
1. «Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» от 30.03. 2021 № 484 // http://static.government.ru/media/files/bIT1JDkAw1JWhBgHy1SAZIkBRlNmT3pG.pdf
2. Более 80% офсетных контрактов в России приходится на Москву. // Эксперт [Электронный ресурс] - URL: https://expert.ru/2021/07/22/boleye-80-ofsetnykh-kontraktov-v-rossii-prikhoditsya-na-moskvu-analitiki/ (дата обращения: 18.12.2021).
3. Government Accountability Office [Электронный ресурс] - URL: https://www.gao.gov/
4. Offsets: The Industrial, Employment and Security Costs of Arms Exports.-www.lumosity.com, [Электронный ресурс] - URL: https://center-bereg.ru/690.html
5. Столица офсетных контрактов // Эксперт [Электронный ресурс] - URL: https://expert.ru/expert/2019/44/stolitsa-ofsetnyih-kontraktov/ (дата обращения: 18.12.2021).