ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЬЕТНАМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Новизна статьи заключается в том, что на основании последних статистических данных рассмотрены особенности социально-экономического развития Вьетнама через призму государственной долгосрочной политики по стимулированию свободной, беспошлинной торговли со своими соседями и торговыми партнерами. В статье подробно изложены социальные проблемы, с которыми сталкивается вьетнамское общество на современном этапе. При написании статьи активно применялся социологический метод научного исследования.

Ключевые слова:
социальные проблемы, ВВП на душу населения, черта бедности, иностранные инвестиции, экспорт, импорт, внешняя торговля, АСЕАН, Вьетнам, социологический метод научного исследования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Пандемия коронавируса, разразившаяся в 2020 г., ввергла мировую экономику в полномасштабный кризис, сопоставимый с Великой депрессией 30-х годов XX в. Так, согласно докладу ООН «Мировое экономическое положение и перспективы», падение мирового ВВП в 2020 г. оценивается в 4,3% (для сравнения: снижение мировой экономики в период финансового кризиса в 2009 г. составило всего 1,7%) [1]. При этом наиболее сильный удар был нанесен по развитым странам, которые приняли наиболее суровые и долгосрочные карантинные меры. Одновременно коронакризис оказал резко негативное влияние на социальную сферу. По данным Международной организации труда, в начале 2021 г. около 93% работающего населения проживало в странах, в которых в той или иной форме происходила ликвидация рабочих мест. В 2020 г. общее число рабочих часов в мире сократилось на 8,8%, что эквивалентно 253 млн рабочих мест полного дня. Это сокращение стало в 4 раза сильнее по сравнению со спадом в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. При этом наиболее сильно пострадали страны Латинской Америки, Южной Европы и Южной Азии [2].

В то же время некоторые страны показали экономический рост в кризисный год. Одной из них является Вьетнам. Всемирный Банк признал экономику этой страны одной из самых динамично развивающихся в 2020 г.: увеличение валового внутреннего продукта оценивается в 2,91% по итогам прошлого года [3]. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, уже в 2021 г. рост вьетнамской экономики составит 6,5%, а в 2022 г. 7,2% [4]. В чем же секрет успеха Вьетнама? В чем заключались стратегические цели и методы управления руководства этого небольшого государства Юго-Восточной Азии? Для начала рассмотрим основные социально-экономические показатели Вьетнама за период 2010-2020 гг. (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Динамика основных социально-экономических показателей Вьетнама за период 2010-2020 гг. (долл. США, %)

 

Год

ВВП на душу населения (долл. США)

Гос. долг / ВВП (%)

Уровень безработицы (%)

Уровень инфляции (%)

2010

1 629

36,9%

2,9%

9,2%

2011

1 950

35,8%

2,2%

18,7%

2012

2 198

38,3%

2,0%

9,1%

2013

2 370

41,4%

2,2%

6,6%

2014

2 567

43,6%

2,1%

4,1%

2015

2 582

46,1%

2,3%

0,6%

2016

2 720

47,6%

2,3%

2,7%

2017

2 958

46,3%

2,2%

3,5%

2018

3 211

43,6%

2,2%

3,5%

2019

3 415

43,5%

2,2%

2,8%

2020

3 499

46,7%

3,3%

3,2%

 

Составлено по [5; 6; 7; 8].:

 

Основываясь на данных табл. 1, можно сделать вывод о существенном росте благосостояния населения Вьетнама: валовой внутренний продукт на душу населения удвоился за последнее десятилетие. По этому показателю СРВ относится к группе стран с уровнем дохода ниже среднего (lower middle-income country bracket) [9]. На протяжении 9 лет в стране наблюдается низкий уровень безработицы в диапазоне 2−2,3%. Только в последний кризисный год этот показатель вырос до 3,3% (для сравнения: средний уровень безработицы в Евросоюзе в марте 2021 г. составил 7,3%) [10]. Также Вьетнам является страной с относительно низкой инфляцией. Если в посткризисный 2011 год она достигла 18,7%, то в дальнейшем правительству удалось существенно замедлить инфляционные процессы: за последние 6 лет она не поднимается выше 3,5%.

Главной причиной динамичного развития Вьетнама, безусловно, является долгосрочная политика руководства страны [21], направленная на ликвидацию таможенных барьеров, открытость страны для привлечения мирового капитала, создание зон свободной торговли со своими соседями и торговыми партнерами. В 1995 г. Вьетнам присоединяется к АСЕАН, которая является третьим в мире экономическим объединением по объему ВВП после Евросоюза и USMCA. В конце 2015 г. образовано единое экономическое пространство стран − членов АСЕАН, главной целью которого является создание зоны свободной торговли: упразднение преград для передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов [11]. Именно во вьетнамской столице  в ноябре 2020 г. было заключено соглашение о «Всестороннем региональном экономическом партнерстве» (ВРЭП), которое подразумевает упразднение ограничений в торговле стран АСЕАН со своими главными торговыми партнерами: Китаем, Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией. Таким образом, в Ханое была образована крупнейшая зона свободной торговли, охватывающая территорию, на которой проживает около 2,2 млрд чел. и на которую приходится около 29% мировой экономики [12].

В 2016 г. вступило в силу соглашение о свободной торговле между Вьетнамом с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Согласно этому договору в течение 10 лет средняя тарифная ставка государств членов ЕАЭС на вьетнамские товары снизится с 9,8 до 2,5%. В свою очередь, средняя ставка импортного тарифа Вьетнама для стран ЕАЭС снизится к 2025 г с 10 до 1% [13]. Наконец, еще одним важным шагом Вьетнама в направлении либерализации послужил договор о свободной торговле с Евросоюзом, вступивший в силу 1 августа 2020 г. При этом комиссар ЕС по торговле С. Мальмстрём дал ему следующую оценку: «Это самое амбициозное соглашение о свободной торговле, которое ЕС когда-либо заключал с развивающейся страной» [14; 15; 16; 17; 22].

Вышеуказанная политика правительства Вьетнама позволила достичь значительных результатов, прежде всего, в многократном повышении размеров внешней торговли [18; 19; 20]. Для этого рассмотрим динамику внешнеторговых показателей СРВ за последнее десятилетие (см. график 1).

 

 

График 1. Динамика внешнеторговых показателей Вьетнама, 2010-2020 гг., млрд долл. США

 

Составлено по: [23; 24].

 

Данные графика 1 свидетельствуют о том, что за последнее десятилетие Вьетнам сделал гигантский рывок: товарооборот вырос в 3,5 раза, экспорт почти в 4 раза, импорт в 3 раза. При этом, если в 2010 г. дефицит торгового баланса был зафиксирован на уровне около 10 млрд долл. США, то с 2016 г. наблюдается стабильное превышение объема экспорта над импортом. В 2020 г. положительное сальдо торгового баланса достигло рекордных для страны 20 млрд долл. США. Одновременно валовой внутренний продукт вырос за этот период почти в 2,5 раза со 143,3 млрд долл. США до 340,6 млрд долл. США.

Однако, несмотря на существенные успехи, Вьетнам сталкивается с серьезными социально-экономическими проблемами, среди которых старение населения, нарастающий разрыв между богатыми и бедными, утечка мозгов, загрязнение окружающей среды. Благодаря успехам здравоохранения средняя продолжительность жизни выросла с 1950 г. во Вьетнаме с 59 лет до 76 лет. В настоящее время более 15% населения переступила 55-летний возраст. В этой связи в СРВ разработана программа повышения пенсионного возраста до 2035 г., в результате которой он постепенно увеличится  до 60 лет для женщин и 62 лет для мужчин [25]. Одновременно во Вьетнаме высокими темпами растет социальное неравенство. По оценкам экспертов, в настоящее время в стране проживает более 200 чел. с состоянием более 30 млн долл. США каждый, а к 2026 г. их количество увеличится до 540 чел. Общее число миллионеров составит около 38,6 тыс. чел. Одновременно, по данным Азиатского Банка развития, около 7% населения страны живет за чертой бедности, а доход 2,6% населения не превышает 1,9 долл. США в сутки. Еще одной важной социальной проблемой Вьетнама является бегство мозгов. Так, только в 2016 г. около 130 тыс. студентов уехало получать образование за границей, преимущественно в США, Японию и Австралию. Подавляющее большинство из них не планирует возвращаться на Родину [9].

Итак, подведем итоги. В последние десятилетия политика правительства Вьетнама была направлена на создание зон свободной торговли со своими соседями и основными торговыми партнерами, а также на либерализацию экономики и привлечение иностранного капитала. В результате этой политики существенно вырос объем ВВП на душу населения, значительно улучшились внешнеторговые показатели. Благодаря грамотному управлению, Вьетнам уверенно справился с коронакризисом, показав не только экономический рост, но и рекордный торговый профицит. Одновременно страна сталкивается с существенными социальными проблемами, требующими пристального внимания.

 

Список литературы

1. В 2020 году мировая экономика сократилась на 4,3% - Новости - Экономика - Коммерсантъ (kommersant.ru).

2. wcms_767223.pdf (ilo.org).

3. L'économie du Vietnam parmi les plus dynamiques au monde en 2020 - Le Courrier du VietNam.

4. Risque pays du Vietnam : Economie - Objectif Import Export (objectif-import-export.fr)

5. Knoema.fr.

6. Vietnam Government Debt to GDP | 2000-2020 Data | 2021-2023 Forecast | Historical (tradingeconomics.com).

7. Vietnam GDP - Gross Domestic Product 2019 | countryeconomy.com.

8. Statista.com.

9. https://soapboxie.com/world-politics/Vietnams-Current-Social-Issues.

10. Le taux de chômage en Europe - Touteleurope.eu.

11. L'ASEAN en Bref - SINGAPOUR | Direction générale du Trésor (economie.gouv.fr).

12. Китай и страны Азии заключили крупнейшее в мире соглашение о свободной торговле | Новости из Германии о событиях в мире | DW | 15.11.2020.

13. Зона свободной торговли ЕАЭС Вьетнам | Министерство экономики Республики Беларусь (economy.gov.by).

14. Accord de libre échange entre l’Union européenne et le Vietnam | Portail de la Direction Générale des Douanes et Droits Indirects.

15. Елистратов А.С., Суслова Е.И. Особенности внешней торговли Европейского Союза и Вьетнама на современном этапе//Валютное регулирование. Валютный контроль. − 2021. − №7. − С. 11-15.

16. Елистратов А.С. Внешняя торговля Вьетнама на современном этапе: рост в эпоху коронакризиса//Валютное регулирование. Валютный контроль. − 2021. − №7. − С. 21-25.

17. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза 2018: presto с тюльпанами// Власть. − 2019. − Т. 27. − № 3. − С. 161-166.

18. Гладков И.С. Международная торговля: основные тренды за первые 20 лет XXI века (2001-2020 гг.)//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2021. − № 2 (30). − С. 16-27.

19. Гладков И.С. Международная торговля 2020: перемены или перегруппировка//Власть. 2021. − Т. 29. − № 3. − С. 104-110.

20. Гладков И.С. Международная торговля: трансформации в XXI веке//Таможенное регулирование. Таможенный контроль. − 2021. − № 7. − С. 4-14.

21. Гладков И.С. Менеджмент учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» / И. С. Гладков. Москва, 2006. (2-е издание). 216 с.

22. Гладков И.С., Елистратов А.С. Ведущие экспортеры Европейского Союза//Валютное регулирование. Валютный контроль. − 2020. − №10. − С. 13-17.

23. Le commerce extérieur du Vietnam en 2020 | Direction générale du Trésor (economie.gouv.fr).

24. Vietnam | Imports and Exports | World | ALL COMMODITIES | Value (US$) and Value Growth, YoY (%) | 2008 - 2019 (trendeconomy.com).

25. Вьетнам постепенно повысит пенсионный возраст с 2021 года | Vietnews.ru - Все о Вьетнаме.

Войти или Создать
* Забыли пароль?