ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов является важной педагогической задачей современных вузов, выполнение которой происходит не только при очной форме обучения, но и в процессе коммуникации в условиях цифрового образовательного пространства. С развитием информационных и коммуникационных технологий профессионально ориентированная и учебная коммуникация становится всё более активной и разнообразной, расширяются границы профессионального взаимодействия специалистов в различных областях знаний. Проведенный онлайн-опрос преподавателей и студентов Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (59 респондентов) показал, что большинство респондентов поддерживает смешанный формат обучения в вузе, предполагающий разумное сочетание очного и электронного обучения. При формировании профессиональной идентичности будущих специалистов теоретическое обучение в онлайн-формате возможно, но практическая подготовка требует, несомненно, очного формата работы. Именно по этой причине медицинские, технические, военные и некоторые другие вузы работают преимущественно очно. Однако привлекательными остаются такие формы онлайн-коммуникации, как проведение научных конференций и круглых столов, использование ресурсов электронных библиотечных систем, организация самостоятельной работы студентов в дистанционных курсах на платформе LMS Moodle, повышение квалификации преподавателей и др.

Ключевые слова:
профессиональная идентичность, будущие специалисты, онлайн коммуникация, цифровая образовательная среда, теоретическая подготовка, практическая подготовка
Список литературы

1. Аксёнов С. И., Арифулина Р. У., Катушенко О. А., Сергеева Т. Н., Романовская Л. В. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 24-43. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.2

2. Балакирева Э.В. Ценности и смыслы профессиологического подхода к современному образованию // Человек и образование. 2018. № 1 (54). С. 27-32.

3. Воевода Е.В. Коммуникация и взаимодействие в цифровом образовании // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 3. С. 49-52.

4. Герасимов С.В. Динамика социально-культурных процессов вуза: цифровой аспект // Научные исследования и разработки. Современная коммуникати-вистика. 2020. Т. 9. № 6. С. 8-12. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-8-12

5. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: модели применения в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 120-130. DOI:https://doi.org/10.31992/0869- 3617-2021-30-4-120-130

6. Жарина О. А., Шулепова А. Д., Борисенко В. А., Самофалова М. В., Шулепов А. А. Смешанное обучение деловому английскому языку студентов неязыковых специальностей: модель «перевернутый класс» // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 265-275. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.18

7. Заяц Т.М., Евдокимов В.И. Определение эффективности электронных средств обучения // Научный резерв. 2019. № 2 (6). С. 80-84.

8. Ковляшкин В.П. Инновационное измерение педагогической деятельности в условиях модернизации российского образования // Научный резерв. 2018. № 3 (3). С. 98-102.

9. Краснопеева Т.О., Шевченко А.И., Гураль С.К. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. С. 153-176. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/51/8

10. Лаамарти Ю.А. Обучение студентов в условиях пандемии коронавирусной инфекции: достоинства и недостатки // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9. № 6 (39). С. 39-46. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-39-46

11. Лобова С.В., Понькина Е.В. Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 23-35. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617- 2021-30-1-23-35

12. Лукашенко М.А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61-70. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-61-70

13. Наумова О.В. Использование возможностей информационно- коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам студентов-международников // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9. № 6. С. 53-60. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-53-60

14. Немтинов В.А., Борисенко А.Б., Морозов В.В. Немтинова Ю.В. Повышение уровня профессиональных компетенций с использованием виртуальной образовательной среды // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 104-113. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-104-113

15. Плюхина Г.А. Компьютерное моделирование иноязычного речевого акта // Научный резерв. 2019. № 1 (5). С. 91-97.

16. Рыбакова М. В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 232-248. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.16

17. Рябова А.Л. Обучение способам работы с текстом в контексте дистанционного образования // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 1. 47-51. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-47-51

18. Семенова Л.М. Проблемы и перспективы смешанного обучения в вузе в период диджитализации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9. № 5 (48). С. 44-59. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-44-49

19. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 144-155. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155

20. Хаперская А.В., Минин М.Г. Электронная обучающая платформа и педагогический мониторинг в условиях цифровой трансформации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 131-138. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-131-138

21. Шевченко Б. А. Формирование профессиональной идентичности военных переводчиков: коммуникативный аспект // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 2. С. 71-76. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-2-71-76

22. Шпынова А.И., Андреева Н.А. Целесообразность изменения образовательных задач и методики преподавания английского языка при онлайн-обучении // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 1. С. 56-63. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-56-63

Войти или Создать
* Забыли пароль?