КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Юридические науки должны раскрывать конституционные требования к отраслевому правовому регулированию. Автором исследуются требования к социальному обеспечению детей (несовершеннолетних граждан). Важнейшая гарантия их социальных прав — признание России социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу исторической преемственности, в интересах будущих поколений, сохранения страны и сбережения народа Россия уже сегодня может и должна быть подлинно социальным государством. В федеральном законодательстве необходимо полнее отразить международные стандарты социального обеспечения и его уровня. Возраст — основание социального обеспечения не только пожилых граждан, но и детей, поэтому оно должно предоставляться каждому ребенку. Конституционная гарантия социального обеспечения для воспитания детей предполагает предоставление необходимых благ родителям, осуществляющим заботу о детях. В целях повышения благосостояния детей и качества их социального обеспечения объективно необходимо повышение уровня оплаты труда лиц с семейными обязанностями. Хотя в российской Конституции недостаточно урегулированы вопросы развития экономики и гражданского общества, это не является непреодолимым препятствием для поступательного социально-экономического развития страны и правового обеспечения необходимых социальных гарантий каждому российскому ребенку.

Ключевые слова:
Ребенок, дети (несовершеннолетние), Конституция Российской Федерации, социальное государство, международные стандарты, социальное обеспечение, обеспечение по возрасту, обеспечение для воспитания детей.
Текст

Новая и исторически преемственная Россия, констатирует С. В. Чиркин, — это демократическое, федеративное, правовое и социальное государство, главные черты которого — верховенство права, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, закрепленные в ее Основном законе. Либерально-демократическая Конституция позволяет стране находиться на столбовом пути всемирной истории, а не на ее задворках. 20-летняя история развития российской Конституции показала: главные ее ценности и институты остались неизменными, что позволяет уверенно прогнозировать их сохранение на необозримую перспективу. 

Трудно переоценить значение Конституции для отраслевого правового регулирования. Она формирует мировоззрение законодателя, ее дух и буква должны пронизывать конкретные его решения. Представляется очевидным, что наличие конституционных рамок социального обеспечения дает ему больше шансов развиваться в интересах личности. Наглядное тому свидетельство — многочисленные решения Конституционного Суда РФ в интересах граждан о несоответствии Конституции отдельных принципиально важных норм социального законодательства. 

Т. Я. Хабриева обращает внимание на актуальность идеи о необходимости углубления конституционализации законодательства. А это вряд ли возможно без уяснения в отраслевых правовых науках сути конституционных требований. В настоящей статье предпринята попытка анализа требований, предъявляемых к социальному обеспечению детей. О детях здесь говорится в понимании Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. 1) и Семейного кодекса РФ, согласно которому ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (ч. 1 ст. 54).

Социальность государства как основная гарантия признания и реализации социальных прав. Положения ст. 39 Конституции РФ, гарантирующей социальное обеспечение, нельзя рассматривать в отрыве от ее ст. 7, согласно которой Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1). Среди основных направлений социальной политики ч. 2 этой статьи называет обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Представляется, что ст. 7 Основного закона, устанавливающая требования к социальному государству и раскрывая его понятие, очерчивает через них конституционный статус каждого человека, в том числе ребенка, показывая, что достойная жизнь и свободное развитие детей могут и должны обеспечиваться совокупностью их конституционных прав и свобод, гармонично дополняющих друг друга. Принцип социального государства конкретизируется при закреплении в Конституции РФ отдельных субъективных прав: на труд (ст. 37), семейную жизнь (ст. 38), социальное обеспечение (ст. 39), жилище (ст. 40), охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), образование (ст. 43), в реализации которых участвует государство.

Суть социального государства состоит в создании условий для реализации социальных прав, приведении фактического положения человека в соответствие с его формально провозглашенными правами. Цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют его обязанность заботиться о благополучии своих граждан, а основное содержание социального обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию. Исходя из этих позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ более 15 лет тому назад, речь идет о предоставлении в рамках социального обеспечения средств существования не когда-либо в будущем, а в то время, когда они необходимы, поскольку их отсутствие грозит самой жизни человека.

 

Список литературы

1. Азарова Е. Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3.

2. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М., 2012.

3. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2013. № 3.

4. Арановский К. В., Князев С. Д., Хохлов Е. Б. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 4.

5. Бондарь Н. С. Конституционное правосудие - универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Конституционное правосудие. Ереван, 2007. Вып. 1.

6. Варламова Н. В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права. М., 2010.

7. Васильченко Е. Заработали - проели // АиФ. 2014. № 41.

8. Гусева Т. С. К вопросу о необходимости государственных стандартов в области социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2007. № 1.

9. Денисова М. Россия может потерять треть населения. URL: http://www.opec.ru/1622698.html.

10. Иванушкина П. «Малышок» нашел семью // АиФ. 2014. № 42.

11. Инновационный путь развития для новой России / отв. ред. В. П. Горегляд. М., 2005.

12. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России: монография. М., 2009.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд. / под ред. В. Д. Зорькина. М., 2011.

14. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный). 2-е изд. / рук. авт. кол. Ю. А. Дмитриев; науч. ред. Ю. И. Скуратов. М., 2013.

15. Конституция Российской Федерации. От образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2013.

16. Кузнецова Т. «Новые бедные» // АиФ. 2014. № 42.

17. Мартышин О. В. Идея социального государства и ее противники // Государство и право. 2011. № 12.

18. Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей (2009-2013). URL: http://www.rfdeti.ru/regions.

19. Перелесин О. Политика и экономика. Спецпроект. URL: http://istina.msu.ru/media/publications/articles/5dc/43c/3405552/Pravoved.pdf.

20. Роик В. Д. Экономика, финансы и право социального обеспечения. Институты и страховые механизмы. М., 2014.

21. Романова П. Дом учителя // АиФ. 2014. № 38.

22. Селиверстова И. России грозит вымирание // МК. 2014. 24 июля.

23. Стариков И. К концу года средняя семья будет тратить на еду 40-42% доходов // Новая газета. 2014. 18 авг.

Войти или Создать
* Забыли пароль?