В статье раскрываются современные проблемы и опыт практикоориентированной подготовки кадров с высшим образованием для сферы туризма и гостеприимства. Среди основных причин обозначены неготовность высших учебных заведений к новому формату ведения образовательной деятельности; непоследовательность со стороны предприятий туристкой и гостиничной сфер, высказывающих неудовлетворение компетентностным уровнем выпускников и при этом активно самоустраняющихся от реального участия в разработке и реализации соответствующих образовательных программ; отсутствие у вузов и практиков турбизнеса единой терминологии в обозначении должностей и квалификаций; недостаточность нормативно-документационного обеспечения согласования компетенций выпускников и требований к функционалу конкретных категорий персонала и др. На примере опыта Российского государственного университета туризма и сервиса в области интеграции туристского образования и индустрии туризма как сферы профессионального приложения освоенных выпускниками компетенций предложены подходы к изменению формата теоретической подготовки и учебной и производственной практик бакалавров, обучающихся по направлениям Туризм и Гостиничное дело, показана соответствующая каждому направлению организационная и содержательная специфика, а также роль имитационной среды вуза в процессе освоения студентами практических навыков. В качестве базовых условий успешной реализации предлагаемых подходов автором определены разработка и утверждение профессиональных стандартов для работников туриндустрии; готовность высших учебных заведений к отказу от привычных принципов и методов организации учебного процесса; активное и действенное желание бизнеса со своей стороны включиться в подготовку квалифицированных кадров для своих же предприятий.
подготовка кадров, высшее образование, туризм, гостиничное дело, имитационная среда
1. Бушуева, И.В. Инновации в туристском образовании. Прикладной бакалавр в туризме глазами РГУТиС // Матер. Межд. научно-практ. конф. «Профессиональное туристское образование». 25-26 сентября 2014 г. - Сочи, 2014. - С. 4-7. [Электронный ресурс]: URL: https://gallery.mailchimp.com/4906a01b5aaac4a6819190bbc/files/_.pdf (дата обращения: 25.10.2014). (этот адрес недоступен).
2. Бушуева, И.В. Учебная среда практикоориентированной подготовки кадров для туриндустрии в Российском государственном университете туризма и сервиса // Материалы Всероссийского семинара-конференции. «Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы». 12-13 декабря 2013 г. - Анапа: Анапский филиал СГУ, 2013. - С. 5-6.
3. Кривошеева, Т.М. Влияние интеграции науки, образования и бизнеса на качество учебного процесса в вузе // Проблемы управления качеством образования в вузе: сб. науч. трудов. - М., 2010. - С. 48-51.
4. Мониторинг контроля и оценки качества образования / Н.А. Платонова, И.В. Бушуева, Т.В. Харитонова, Е.С. Погребова, Т.М. Кривошеева, И.В. Михалев. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013.
5. Концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в Российской Федерации / А.А. Федулин, А.Н. Дегтярев, В.Э. Багдасарян, Н.А. Платонова, И.В. Христофорова, А.В. Колгушкина, Д.Р. Макеева, Ю.Ю. Раздымаха, Н.А. Александрова. - М.: ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2012.
6. Практика внедрения общественного мониторинга контроля и оценки качества образования / А.А. Федулин, Н.А. Платонова, Т.М. Кривошеева, Е.С. Погребова, Т.В. Харитонова. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013.