г. Москва и Московская область, Россия
Автор приводит результаты анализа эволюции научных представлений о кастомизации в приложении к туристской индустрии, доказывая формирование новой системной парадигмы кастомзиации, выражающейся в создании условий для вовлечения потребителя в процессы проектирования, создания и реализации продукта. В статье показано, что в условиях индивидуализации потребностей кастомизация туристского продукта затрагивает не только сопутствующие или дополнительные элементы, но и само ядро продукта. В данных условиях возникает целесообразность разработки отдельных инструментов, которые позволили бы адаптировать деятельность современных туристских компаний к условиям и внедрению системной кастомизации. В качестве одного из таких инструментов автор предлагает модель кастомизированного туристского продукта, построенную на основе известной модели Т. Левитта. В основу сформированной модели кастомизированного туристского продукта положен базовый принцип кастомизации – предоставление потребителю возможности участвовать в формировании нужного ему продукта на любом из уровней этого продукта посредством использования разнообразных возможностей сервиса. Изменен подход к определению сущности продукта – в модели он рассматривается как комплекс функций и возможностей, лучшим образом удовлетворяющих индивидуализированные потребности конкретного потребителя. Сервис определяется как основной инструмент кастомизации, обеспечивая вовлечение потребителя в проектирование, производство, сбыт и др. процессы, связанные с продуктом.
кастомизация, модель, продукт, маркетинг, туризм
1. Азоев, Г.Л., Старостин, В.С. Персонализация продуктовых предложений // Маркетинг. - 2012. - № 6 (128). - С. 19-41.
2. Бурнацева, Э.Р. Тенденции специализации и индивидуализации сервиса отелей на рынке гостиничных услуг, виды специализированных средств размещения // Маркетинг услуг. - 2011. - №2 (26).
3. Тамберг, В., Бадьин, А. Как кастомизировать продукт и не остаться при этом у разбитого корыта // Продвижение Продовольствия. Prod&Prod. - 2009. - №6(8).
4. Ульянченко, Л.А. Содержание процессов формирования туристских кластеров // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 2. - С. 48-54.
5. Ульянченко, Л.А. Повышение качества корпоративного управления туристскими кластерами // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 6. - С. 33-37.
6. Челенков, А.П., Азоев, А.Г. Индивидуализация спроса потребителей // Маркетинг. - 2013. - № 2 (129). - С. 39-56.
7. Челенков, А.П., Азоев, А.Г. Персонализация маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. - 2013. - № 3 (130). - С. 67-76.
8. Davis S.M. Future Perfect. Addison Wesley Publishing Company. Reading, MA, 1987.
9. Flash Eurobarometer 392 - TNS Political & Social “Preferences of Europeans towards tourism”. DOIhttps://doi.org/10.2769/12757.