ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ КОНСТРУКТИВНОГО ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена особенностям преподавания дисциплины «Начертательная геометрия» в условиях дистанционного обучения, в ней рассматриваются вопросы применения информационных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам. Приобретение практических навыков в овладении методами дисциплины усложнилось в сложившейся в настоящее время эпидемиологической ситуации. В этих условиях перед преподавателями наряду с традиционными возникают новые педагогические задачи: в условиях сложившейся реальности возникает необходимость введения и развития новых форм преподавания, не приводящих к потере качества обучения. Геометро-графические дисциплины занимают одно из важных мест в техническом образовании; сложность их изучения заключается в использовании непривычных для обучающихся методах визуально-графического представления явлений, объектов и процессов, основанных на теории конструктивного геометрического моделирования. Знания, получаемые студентами, и формируемые у них навыки способствуют развитию пространственного, образного и рационального мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности. Начертательная геометрия является дисциплиной, которую нелегко освоить без понимания логики последовательности геометрических построений, без знания теоретических основ и постоянного, многократного выполнения практических заданий. В условиях современного дистанционного обучения применение системы геометрического моделирования Симплекс позволило разработать и предложить новую концепцию геометро-графического взаимодействия. Использование системы в учебном процессе существенно сократило время на выполнение и проверку учебных заданий в режиме реального времени. Предлагаемая технология раскрывает глубинную информационную сущность дисциплины «Начертательная геометрия», она становится не только средством решения классических задач, но и инструментом проведения геометрических экспериментов и исследований. Интеграция традиционных методов обучения в графической подготовке студентов с компьютерными средствами и средствами связи улучшает возможности коммуникации и способствует повышению качества обучения.

Ключевые слова:
начертательная геометрия, учебный процесс, информационные технологии, программа геометрического моделирования Симплекс, дистанционное обучение, динамические графические модели
Список литературы

1. Арапов В.М. Методология преподавания начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики в одном семестре [Текст] / В.М. Арапов // Материалы LII отчетной научной конференции за 2013 год. – Воронеж.: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014. – 60 с.

2. Байгутлин Р.Р. Роль курса начертательная геометрия и инженерная графика в профессиональной подготовке обучающихся [Текст] / Р.Р. Байгутлин // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции, – Сибай: Сибайский информационный центр – филиал Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Издательский дом "Республика Башкортостан", 2020. – С. 325-327.

3. Беляев М. И. Особенности и проблемы разработки учебных материалов для электронных учебно-методических комплексов дисциплин [Текст] / М.И. Беляев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2011. – № 2. – С. 93-101.

4. Бойков А. А. К вопросу о методике использования алгоритмов при решении задач начертательной геометрии [Текст] / А.А. Бойков, А.А. Сидоров, А.М. Федотов // Геометрия и графика. – 2018. – Т. 6. – № 3. – С. 56-68. – DOI 10.12737/article_5bc45add9a2b21.45929543.

5. Брыкова Л.В. Применение метода визуализации в преподавании дисциплины "начертательная геометрия и инженерная графика" [Текст] / Л.В. Брыкова // Современная информационно-образовательная среда. Психологический и педагогический взгляд: сб. статей Международной научно-практической конференции, – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. – С. 18-22.

6. Булат Р.Е. Проблемные вопросы качества профессионального образования при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения [Текст] / Р.Е. Булат [и др.] // Человеческий капитал. – 2021. – № 3(147). – С. 97-113. – DOI 10.25629/HC.2021.03.09.

7. Васина Н.В. Проблемы преподавания в вузе дисциплины "начертательная геометрия и инженерная графика" [Текст] / Н.В. Васина, С.В. Лобанова // 56-я Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ТулГУ с всероссийским участием: сб. докладов. – Тула: Тульский государственный университет, 2020. – С. 387-391.

8. Войцехович И.В. Разработка дистанционного мультимедийного лекционного курса по начертательной геометрии и инженерной графике с использованием программы Camtasia Studio [Текст] / И.В. Войцехович // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: Сб. трудов Международной научно-практической конференции. – Новосибирск-Брест: Учреждение образования "Брестский государственный технический университет", 2020. – С. 69-70.

9. Волошинов Д.В. Конструктивное геометрическое моделирование как перспектива преподавания графических дисциплин [Текст] / Д.В. Волошинов, К.Н. Соломонов // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 2. – С. 10-13. — DOI: 10.12737/778.

10. Волошинов Д.В. Научные основы и практика проектирования. Теория и методы геометрического моделирования: учебное пособие [Текст] / Д.В. Волошинов. – Санкт-Петербург.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2008. – 183 с.

11. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 2. — С. 8–9.

12. Ермоленко Т.А. Эскизирование и техническое рисование: учеб. пособие [Текст] / Т.А. Ермоленко, М.А. Феодосеева. — Новосибирск: Изд-во НГАВТ, 2004. — 89 с.

13. Зиганшина Ф.Т. Инновации в преподавании дисциплин "Начертательная геометрия" и "Инженерная графика" [Текст] / Ф.Т. Зиганшина, Л.Н. Мунирова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2020. – № 4(34). – С. 112-118.

14. Зиновьева Т.Ю. Начертательная геометрия. Инженерная графика. как построить процесс обучения [Текст] / Т.Ю. Зиновьева // Наука и образование транспорту. – 2017. – № 2. – С. 193-194.

15. Игнатьев С.А. Электронная обучающая среда Moodle как эффективное средство организации обучения начертательной геометрии в условиях пандемии COVID-19 [Текст] / С.А. Игнатьев [и др.] // Геометрия и графика. — 2020. — №. 3. — С. 52-66. — DOI: 10.12737/2308-4898-2020-52-66.

16. Карманова Л. Л., Решетов А.Л., Хмарова Л.И. Компьютерные технологии при чтении лекционного курса "Начертательная геометрия" [Текст] / Л.Л. Карманова, А.Л. Решетов, Л.И. Хмарова // 68-ая научная конференция "Наука ЮУРГУ": Материалы 68-й научной конференции – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – С. 79-85.

17. Король А.М. К осмыслению некоторых проблем дистанционного обучения в общем контексте проблем информатизации образования [Текст] / А.М. Король // Педагогическая информатика. – 2020. – № 3. – С. 3-13.

18. Куликова И.Г. Из опыта проведения онлайн-занятий дистанционного учебного процесса [Текст] / И. Г. Куликова, Ф. Р. Ахмадуллин // Педагогика, психология, общество: современные тренды: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 24 апреля 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. – С. 276-279.

19. Леонова Ж.К. Дистанционное обучение в вузе в условиях пандемии COVID-19: организационные и психологические проблемы [Текст] / Ж. К. Леонова и др. // Психолого-педагогический поиск. – 2020. – № 4(56). – С. 34-43. – DOI: 10.37724/RSU.2020.56.4.003.

20. Марченко А.Ю. Мультимедийные технологии в учебном процессе кафедры начертательной геометрии и графики [Текст] / А.Ю. Марченко, Г.В. Серга // Качество высшего образования в аграрном вузе: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам учебно-методической конференции / Отв. за вып. Д.С. Лилякова. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. – С. 51-52.

21. Назарова О.Н. Современные проблемы преподавания курса "прикладная геометрия и инженерная графика" для эксплуатационных направлений авиационного вуза [Текст] / О.Н. Назарова // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 2. – С. 58-65. – DOI 10.12737/2308-4898-2020-58-65.

22. Никитин А.Ю. Использование интерактивного учебного оборудования при изучении начертательной геометрии и инженерной графики [Текст] / А. Ю. Никитин // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 2. – С. 65-69.

23. Панов И. О. Готовность преподавателя к работе в системе дистанционного обучения [Текст] / И. О. Панов // Непрерывное образование: теория и практика реализации: Материалы Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. – С. 88-92.

24. Панченко В.А. Современные средства обучения графическим дисциплинам студентов заочной формы обучения [Текст] / В. А. Панченко // Геометрия и графика. – 2018. – Т. 6. – № 4. – С. 72-87. – DOI 10.12737/article_5c21fa732f6b62.81431444.

25. Полубинская Л. Г., Хуснетдинов Т.Р., Федоренков А.П. Начертательная геометрия как средство коммуникации [Текст] / Л.Г. Полубинская, Т.Р. Хуснетдинов, А.П. Федоренков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. – 2019. – Т. 1. – С. 270-287.

26. Поляков Л. Г., Полякова Т.Д. К вопросу практической направленности обучения студентов технического вуза основам начертательной геометрии [Текст] / Л. Г. Поляков, Т.Д. Полякова // Открытое образование. – 2020. – Т. 24. – № 2. – С. 29-38. – DOI 10.21686/1818-4243-2020-2-29-38.

27. Рыжов Н.Н. Начертательная геометрия (понятия, их определения и пояснения) [Текст] / Н.Н. Рыжов. – М.: МАДИ, 1993. – 60 с.

28. Савельев Ю.А. Компьютерная методика изучения начертательной геометрии. Техническое задание [Текст] / Ю.А. Савельев, Е.В. Бабич // Геометрия и графика. – 2018. – Т. 6. – № 1. – С. 67-74. – DOI: 10.12737/article_5ad09d62e8a792.47611365.

29. Сальков Н.А. Дистанционное обучение графическим дисциплинам. Тестирование. Анализ ситуации [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 4. – С. 7–14. – DOI: 10.12737/8922.

30. Сальков Н.А. Качество геометрического образования при различных подходах к методике обучения / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 47-60. – DOI 10.12737/2308-4898-2021-8-4-47-60.

31. Сальков Н.А. О различии в восприятии изображений начертательной геометрии и компьютерной графики [Текст] / Н.А. Сальков // Журнал естественнонаучных исследований. – 2019. – Т. 4. – № 2. – С. 2-7.

32. Сальков Н.А. Отображение проблем геометрического образования в журнале "геометрия и графика" [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 87-119. – DOI 10.12737/2308-4898-2020-87-119.

33. Сальков Н.А. Отражение развития инженерной геометрии в журнале "геометрия и графика" [Текст] / Н.А. Сальков, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 2. – С. 82-100. – DOI 10.12737/2308-4898-2020-82-100.

34. Сальков Н.А. Феномен присутствия начертательной геометрии в других учебных дисциплинах / Н.А. Сальков, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 61-73. – DOI 10.12737/2308-4898-2021-8-4-61-73.

35. Сапун О.Л. Применение инновационных педагогических технологий в образовании [Текст] / О.Л. Сапун // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: Материалы международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 22–26 апреля 2019 года / под ред. Л.Л. Босовой, Д.И. Павлова. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. – С. 763-767.

36. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019619710 Российская Федерация. Симплекс: № 2019618404: заявл. 09.07.2019: опубл. 23.07.2019 / Д.В. Волошинов; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича».

37. Талалай П. Компьютерный курс начертательной геометрии на базе КОМПАС-3D [Текст] / П. Талалай. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010. – 608 с.

38. Турутина Т.Ф. Применение информационных технологий в методике проверки графической грамотности будущих специалистов [Текст] / Т.Ф. Турутина, Д.В. Третьяков // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 45-56. – DOI 10.12737/2308-4898-2020-45-56.

39. Феоктистова Л.А. Использование компьютерных технологий при решении позиционных задач по начертательной геометрии [Текст] / Л.А. Феоктистова, Т.В. Рзаева // Современный ученый. – 2017. – № 7. – С. 151-155.

40. Фисунова Л.В. Развитие пространственного воображения и творческого мышления средствами начертательной геометрии и инженерной графики [Текст] / Л.В. Фисунова, Е.Н. Багровская // Транспорт и машиностроение Западной Сибири. – 2019. – № 2. – С. 98-102.

41. Царапкина Ю.М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. Электронный журнал / ООО "Научно-инновационный центр". – Красноярск., 2017. – Т. 8. – № 7. – С. 304-318. – DOI 10.12731/2218-7405-2017-7-304-318. (дата обращения: 22.10.2021).

42. Цыретарова О.И. Оценка сложности изучения инженерных дисциплин на примере начертательной геометрии и инженерной графики [Текст] / О.И. Цыретарова // Гуманитарные и правовые проблемы современной России: Материалы XV межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной 75-летию Великой Победы. – Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2020. – С. 93-95.

43. Швайгер А.М. Методические вопросы дистанционного обучения графическим дисциплинам [Текст] / А.М. Швайгер, В.С. Дукмасова, С.А. Печорская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2005. – № 13(53). – С. 95-97.

44. Шумун Н.М. Применение некоторых инновационных методов преподавания дисциплины «начертательная геометрия и компьютерная графика» [Текст] / Н.М. Шумун [и др.] // Инновационные технологии в строительстве и управление техническим состоянием инфраструктуры: сб. научных трудов Всероссийской национальной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. – С. 85-89.

45. Яшина Н.А. О проблемах преподавания инженерной графики и начертательной геометрии [Электронный ресурс] // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн 2018. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36342040&selid=36342233 (дата обращения 22.10.2021).