Статья посвящена проблеме развития экономической компетентности основных участников педагогического процесса образовательных учреждений и организаций. Рассматривается понятие экономической компетентности, ее компоненты. Экономическая компетентность, будучи одним из первых инструментов создания средств адаптации личности к социально-экономическим изменениям, служит способом развития личности, распространения экономических знаний, средством формирования человеческого капитала. В статье определена роль современных образовательных организаций и учреждений в предоставлении образовательных услуг, адекватных уровню современных проблем. По мнению автора, они призваны обеспечить достаточный уровень экономических знаний, умений, чтобы в своей профессиональной деятельности современный человек мог принимать решения с учетом взаимосвязи организационных, финансовых, маркетинговых задач и действовать экономически целесообразно. Выявлены изменения приоритетов в целевых установках подготовки и специалистов сферы управления образованием. Профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения рассмотрена как необходимая составляющая его подготовки, формирования и активной деятельности в рамках экономического контекста: становление рынка образовательных услуг, изменение статуса, расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений, что влечет за собой усиление ответственности руководителей и необходимость повышения уровня их профессиональной компетентности.
экономическая компетентность, экономическая культура, экономическое сознание, экономическое мышление.
Коренные изменения, произошедшие в мире за последние десятилетия, преобразовали все стороны жизни нашего общества, трансформировали какчеловеческую личность, так и ее отношения к изменившейся социальной и образовательной среде. Повышение требований к уровню и качеству образования людей определяет актуальность проблем формирования экономической компетентности с учетом социализации основных участников педагогического процесса.
Признавая социальную и личностную значимость овладения основами экономической культуры, приобретения экономической компетентности, необходимо сформировать у основных участников педагогического процесса (педагогов и обучающихся, руководителей органов образования) экономическую компетентность, включающую:
- наличие целостного представления о системе экономических отношений;
- понимание механизмов функционирования социально-экономических институтов;
- умение оперировать экономической терминологией;
- способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации.
1. Варакина Е.А. Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2009.
2. Назарова О.Г. Формирование экономической компетентности у учащихся профессионального лицея в учебном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Брянск, 2008.
3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Солодкая Н.В. Реализация деятельностного подхода для достижения экономической компетентности подростков // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 3 (78). - С. 123-131.