В статье исследуются вопросы маркетинга рынка делового туризма. Дано и прокомментировано понятие внутреннего профессионального туризма. Обозначена важность межрегионального партнерства в формировании успешных каналов сбыта туристского продукта. Для развития данного партнерства предложено активизировать контакты с регионами и городами-побратимами, что даст возможность наладить деловые, культурные и научные связи. Отмечено, что при развитии такого сотрудничества важно правильно определить статус региона, который может вступать в межрегиональные контакты и как потребитель регионального туристского продукта, и как партнер, имеющий родственную туристскую специализацию. Раскрыта роль территориального маркетинга как инструмента реализации стратегии развития регионов. Проанализированы уровни туристского продукта при формировании цены территориального туристского продукта. Раскрыт базис предприятий, создающих территориальный туристский продукт. Показаны проблемы бренда территории, а также роль экономических методов и маркетинговых инструментов в формировании комплексного туристского продукта. Сделан вывод о том, что туристско-рекреационная территория выступает в нескольких ипостасях: во-первых, это продукт, который необходимо продвигать на широких и локальных рынках туристских услуг; во-вторых, это административная единица (субъект), функционирующий в рамках федеральных, региональных и местных законов; в-третьих, это географическая единица (пространство), обладающая определенным ресурсным, экономическим и производственным потенциалом; в-четвертых, это место, где отдыхают туристы и постоянно проживает местное население. Раскрыто значение Паблик Рилейшнз для успешного продвижения территории, выступающие в форме общественных отношений и в форме пропаганды, создающей общественное мнение о товаре, услуге, изготовителе, продавце или стране.
маркетинг в туризме, туристские услуги, специфика делового туризма, организация маркетинга
1. Силаева, А.А., Чхиквадзе, Н.А. Маркетинг как инструмент управления конкурентоспособностью на туристическом рынке: сб. науч. статей 11 Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса». - М.: ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010.
2. Ульянченко, Л.А. Модель влияния туристского кластера на повышение конкурентоспособности региона // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 5. - С. 28-31.
3. Вапнярская, О.И., Ульянченко, Л.А. Тенденции развития глобального туризма: влияние на маркетинг // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 3(50). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (дата обращения: 20.05.2014).
4. Ульянченко, Л.А. Содержание процессов формирования туристских кластеров // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 2. - С. 48-54.