Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
аспирант
Россия
Россия
Рассмотрена классическая модель управления социальными и экономическими системами, описывающая с позиций теории исследования операций порядок обеспечения функционирования указанных систем применительно к условиям индустриальной эпохи, для которой была характера доминанта рынка производителей над рынком потребителей. Описана переходная модель управления социальными и экономическими системами, описывающая с позиций теории исследования операций порядок обеспечения функционирования указанных систем применительно к условиям перехода от индустриальной к постиндустриальной эпохе, для которой характерен процесс инверсии доминанты рынка производителей над рынком потребителей. Научная новизна проведенных исследований заключается в разработке обобщенной модели управления социальными и экономическими системами, описывающей с позиций теории исследования операций порядок обеспечения функционирования указанных систем применительно к условиям постиндустриальной эпохи, для которой характерна доминанта рынка потребителей над рынком производителей.
развитие, модели, управление, социальные системы, экономические системы, индустриальная эпоха, постиндустриальная эпоха
Введение
Переход процессов социально-экономического развития от индустриальной к постиндустриальной эпохе [11] ознаменовался не только существенным ростом сложности параметров внешней среды функционирования социальных и экономических систем, повышающей уровень неопределенности ее параметров [7], но и адекватным ростом сложности самых управляемых социально-экономических систем, предопределяющим методы управления указанными системами [29].
В этой связи представляет интерес рассмотрение динамики развития методов управления социальными и экономическими системами при переходе от индустриальной к постиндустриальной эпохе, что и предопределило актуальность темы данного исследования.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является описание процессов развития моделей управления социальными и экономическими системами при переходе от индустриальной к постиндустриальной эпохе с использованием аппарата теории исследования операций.
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили известные научные труды, посвященные проблемам управления на основе аппарата теории исследования операций таких авторов, как Бурда А.Г. [2], Вентцель Е.С. [3], Горлач Б.А. [4], Костевич Л.С. [9], Морозов В.В. [10], Путко Б.А. [15], Стронгин Р.Г. [17], Таха Х. [19], Ширяев В.И. [32] и др., а также авторские наработки по теме исследования [5, 6, 8, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 28-31] и др.
Основное содержание исследований
Обобщенная модель, используемая для рассмотрения деятельности социальных и экономических систем как организаций с позиций теории исследования операций при совместном использовании положений концепций системного подхода и научного управления (рис. 1), получила отражение в работах [21, 25].
Согласно обобщенной модели функционирования социальных и экономических систем с позиций теории исследования операций (рис. 1) типовая операция функционирования рассматриваемых систем определяется их миссией для внешней среды (общества, рынка), которая нуждается в получении определенного продукта (товара) [21], поскольку именно товарная (материальная) продукция доминировала на рынке в индустриальную эпоху [27].
В соответствии с классической обобщенной моделью (рис. 1), требуемая продукция, носящая социальный или экономический характер, представляет для рассматриваемых социальных и экономических систем, соответственно, множество заказов XÎ{xi}, для выполнения которых и создаются соответствующие системы, определяет облик формируемых систем Y, состоящий из множества взаимосвязанных функциональных элементов yj (YÎ{yj}) [25].
Поскольку потребности внешней среды (общества, рынка) постоянно меняются в динамике (т.е. множество заказов X является функцией времени – X(t)), то для выполнения конкретного заказа X (или группы заказов) в определенный период времени социальная или экономическая система Y должна соответствующим образом настраиваться с учетом специфики заказов X(t) [21].
Подготовка социально-экономической системы Y к выполнению определенной группы заказов X(t) осуществляется c использованием параметров настройки YxÎ{yxm} и проводится до начала выполнения операции по выполнению заказов X(t). При этом настройка Yx сформированной социальной или экономической системы Y заключается в определении необходимого уровня производственных мощностей для выполнения принимаемых для выполнения заказов X, с учетом специфики их исполнения, заданных требований к качеству исполнения заказов и т.д. [25].
Уже в ходе выполнения операции по выполнению заказов X производится «подстройка» социальной или экономической системы Y с целью оптимизации их функционирования. Необходимость такой подстройки обусловлена изменением значений параметров внешней среды во времени относительно тех значений параметров внешней среды, которые учитывались в момент планирования операции по выполнению заказов X таким образом, чтобы оптимизировать процесс выполнения операции. Процессы «подстройки» социальной или экономической системы Y с целью оптимизации их функционирования с помощью корректирующих воздействий описываются системой параметров управления UxÎ{uxn} [25].
Таким образом, социальная или экономическая система Y, берущая на себя обязательства по выполнению в интересах общества заказов X за счет использования параметров настойки Yx до начала выполнения множества заказов X(t) и параметров управления Ux уже в процессе выполнения множества заказов X(t) на протяжении достаточно длительного времени может выполнять необходимые операции, связанные с предоставлением во внешнюю среду (обществу, рынку) выполненных заказов X* с достаточно высокой степенью подобия ожиданий общества (рынка) X*~X.
В этом случае функция эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций S1(Y) может быть представлена моделью вида [21]:
S1(Y)=extr [f(X,X*,Y,YX,UX)] (1),
XÎ{xi},
YÎ{yj},
YxÎ{yxm}
UxÎ{uxn}
X*~X,
где X − множество заказов внешней среды (общества, рынка), выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды Х;
X* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой;
Yx − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды X(t);
UX − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды X(t).
Представленная модель (1), описывающая функцию эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций (рис. 6), по нашему мнению, в полной мере описывает функционирование социальной или экономической системы в условиях индустриальной эпохи, характеризующейся ненасыщенностью рынка и доминантой систем, выполняющих заказы над системами, их получающими [24].
В ходе дальнейших исследований в работе [13] модель (1) была уточнена путем включения в нее множества факторов внешней среды ZÎ{zl}, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой:
S2(Y)=extr [f(X,Z,X*,Y,YX,UX)] (2),
XÎ{xi},
ZÎ{zl},
YÎ{yj},
YxÎ{yxm},
UxÎ{uxn},
X*~X.
Фактически введение в модель, описывающую функцию эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций множества параметров Z, характеризующих влияние внешней среды (2), явилось первым шагом в выделении тенденций усложнения процессов функционирования социальных или экономических систем, связанным с ростом конкуренции рассматриваемых систем в общественном (рыночном) пространстве.
Дальнейшее развитие модель (2) получила в работе [12], где представлена детализация заказов на производство товаров X1 и предоставление услуг X2, выполнение которых принимает на себя социальная или экономическая система применительно к условиям перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике (рис. 2).
Функция эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций применительно к условиям перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике (рис. 2) была представлена моделью вида [12]:
S3(Y)=extr[f(X1,X2,Z1,Z2,X1*,X2*,Y1,Y2,YX1,YX2,UX1,UX2)] (3),
X1Î{x1i},
X2Î{x2i},
Z1Î{z1l},
Z2Î{z2l},
Y1Î{y1j},
Y2Î{y2j},
Yx1Î{yx1m},
Yx2Î{yx2m},
Ux1Î{ux1n},
Ux2Î{ux2n},
X1*~X1,
X2*~X2,
где X1 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на товары, выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
X2 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на услуги, выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y1 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на товары Х1;
Y2 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на услуги Х2;
X1* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на товары X1;
X2* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на услуги X2;
Yx1 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на товары X1;
Yx2 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на услуги X1;
UX1 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на товары X1;
UX2 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на услуги X2;
Z1 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на товары X1;
Z2 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на услуги X2.
Фактически модель (3) учитывает динамику процессов насыщения рынка, вынуждающую экономические и социальные системы расширять спектр принимаемых заказов (описываемый, например, цепочкой приращения стоимости М. Портера (рис. 3) [14])), обеспечивающий рост конкурентных преимуществ управляемых систем.
Дальнейшее насыщение рынка, приведшее к инверсии доминанты систем, выполняющих заказы, над системами, их получающими, отражающее суть перехода от индустриальной к постиндустриальной эпохе [24], привело к дальнейшей диверсификации деятельности социальных и экономических систем. В частности, в развитии экономических систем это выразилось в формировании так называемых экосистем бизнеса (бизнес-экосистем) [1].
Для учета особенностей функционирования социальных или экономических систем в условиях постиндустриальной эпохи функция эффективности (3) в данном исследовании была модернизирована следующим образом:
S4(Y)=extr[f(X1,X2,X3,Z1,Z2,Z3,X1*,X2*,X3*,Y1,Y2,Y3,∆Y,YX1,YX1, YX3,UX1,UX2,UX3)], (4)
X1Î{x1i},
X2Î{x2i},
X3Î{x3i},
Z1Î{z1l},
Z2Î{z2l},
Z3Î{z2l},
Y1Î{y1j},
Y2Î{y2j},
Y3Î{y3j},
Yx1Î{yx1m},
Yx2Î{yx2m},
Yx3Î{yx3m},
Ux1Î{ux1n},
Ux2Î{ux2n},
Ux3Î{ux3n},
X1*~X1,
X2*~X2,
X3*~X3,
где X3 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на выполнение работ, которые готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y3 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на работы Х3;
X3* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на работы X3;
Yx3 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на работы X3;
UX3 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на работы X3;
Z3 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на работы X3;
∆Y – синергетический эффект, получаемый в управляемой социальной или экономической системе Y в результате объединения в ней множества заказов внешней среды на товары X1, услуги X2 и работы X3.
Фактически предложенная модель (4) описывает с позиций теории исследования операций результаты перехода экономических и социальных систем к функционированию в условиях постиндустриальной эпохи.
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, проведенные исследования позволили описать с позиций теории исследования операций динамику развития моделей управления социальными и экономическими системами и получить следующие результаты.
Во-первых, показано, что обобщенная модель, используемая для рассмотрения деятельности социальных и экономических систем как организаций с позиций теории исследования операций применительно к условиям индустриальной экономики, которая определяется миссией этих систем для внешней среды (общества, рынка), которая нуждается в получении определенного продукта (товара) и включает следующие параметры:
X − множество заказов внешней среды (общества, рынка), выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды Х;
X* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой;
Yx − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды X(t);
UX − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды X(t).
Указанная классическая модель, описывающая функцию эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций, по нашему мнению, в полной мере описывает функционирование социальной или экономической системы в условиях индустриальной эпохи, характеризующейся ненасыщенностью рынка и доминантой систем, выполняющих заказы над системами их получающими.
Во-вторых, продемонстрирован процесс развития обобщенной модели, используемой для рассмотрения деятельности социальных и экономических систем как организаций с позиций теории исследования операций применительно к условиям перехода от индустриальной к постиндустриальной эпохе, которая определяется миссией этих систем для внешней среды (общества, рынка), которая нуждается в получении определенных продуктов (товаров и услуг) и включает следующие параметры:
X1 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на товары, выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
X2 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на услуги, выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y1 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на товары Х1;
Y2 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на услуги Х2;
X1* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на товары X1;
X2* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на услуги X2;
Yx1 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на товары X1;
Yx2 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на услуги X1;
UX1 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на товары X1;
UX2 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на услуги X2;
Z1 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на товары X1;
Z2 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на услуги X2.
Фактически переходная модель учитывает динамику процессов насыщения рынка, вынуждающую экономические и социальные системы расширять спектр принимаемых заказов (описываемый, например, цепочкой приращения стоимости М. Портера), обеспечивающий рост конкурентных преимуществ управляемых систем.
В-третьих, продемонстрировано, что дальнейшее насыщение рынка, приведшее к инверсии доминанты систем, выполняющих заказы, над системами, их получающими, отражающее суть перехода от индустриальной к постиндустриальной эпохе, привело к дальнейшей диверсификации деятельности социальных и экономических систем. В частности, в развитии экономических систем это выразилось в формировании так называемых экосистем бизнеса (бизнес-экосистем).
В этой связи для учета особенностей функционирования социальных или экономических систем в условиях постиндустриальной эпохи в функцию оценки их эффективности с позиций теории исследования операций были дополнительно включены:
X3 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на выполнение работ, которые готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y3 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на работы Х3;
X3* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на работы X3;
Yx3 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на работы X3;
UX3 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на работы X3;
Z3 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на работы X3;
∆Y – синергетический эффект, получаемый в управляемой социальной или экономической системе Y в результате объединения в ней множества заказов внешней среды на товары X1, услуги X2 и работы X3.
Таким образом, предложенная модель описывает с позиций теории исследования операций результаты перехода экономических и социальных систем к функционированию в условиях постиндустриальной эпохи, связанные с учетом диверсификации деятельности этих систем (производство товаров, работ, услуг), с одной стороны, и синергетического эффекта от совместного осуществления различных направлений деятельности, с другой стороны.
1. Moore, James F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems (англ.). − New York: Harper Business, 1996.
2. Бурда А.Г. Исследование операций в экономике: Учебное пособие / А.Г. Бурда, Г.П. Бурда. - Санкт-Петербург: Лань, 2018. − 564 c.
3. Вентцель, Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология: Учебное пособие / Е.С. Вентцель. − Москва: КноРус, 2013. − 192 c.
4. Горлач, Б.А. Исследование операций / Б.А. Горлач. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. − 448 c.
5. Егорова А.А., Петров В.С., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Основы принятия управленческих решений. Учебник для бакалавров. − Москва: Русайнс, 2020. − 236 с.
6. Егорова А.А., Тебекин А.В. Анализ типологии управленческих решений. // Транспортное дело России. − 2019. − № 3. − С. 99-104.
7. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Особенности алгоритма разработки и принятия управленческих решений в условиях нестабильности внешней среды. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 5. − С. 29-39.
8. Касаев Б.С., Тебекин А.В. Менеджмент организации. // Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. Москва, 2014. (4-е издание). − 420 с.
9. Костевич, Л.С. Исследование операций Теория игр: Учебное пособие / Л.С. Костевич. − Минск: Вышэйшая школа, 2008. − 368 c.
10. Морозов, В.В. Исследование операций в задачах и упражнениях / В.В. Морозов. − Москва: КД Либроком, 2013. − 288 c.
11. Петров В.С., Тебекин А.В. Анализ процессов трансформации основных положений эффективного менеджмента при движении общества от индустриальной к постиндустриальной экономике. // Стратегии бизнеса. − 2018. − № 12 (56). − С. 3-12.
12. Петров В.С., Тебекин А.В. Использование методологии моделирования IDEF при формировании структурно-параметрической модели реализации технологий обеспечения эффективного развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики. // Транспортное дело России. − 2017. − № 4. − С. 43-49.
13. Петров В.С., Тебекин А.В. Промышленная политика и стратегия эффективного развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики. − Москва: Русайнс, 2018. − 106 с.
14. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. − Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. − 715 с.
15. Путко, Б.А. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин; Под ред. проф. Н.Ш. Кремер. − Москва: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. − 438 c.
16. Ростова О.В., Широкова С.В., Марков А.В., Тебекин А.В. Разработка алгоритма комплексного анализа для принятия решения о реорганизации компании. // Журнал исследований по управлению. − 2020. − Т. 6. − № 6. − С. 3-16.
17. Стронгин, Р.Г. Исследование операций. Модели экономического поведения: Учебник / Р.Г. Стронгин. − Москва: Бином, 2014. − 207 c.
18. Сурат И.Л., Тебекин А.В. ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: принципы, функции, типология, условия и факторы обеспечения качества, целевая ориентация, анализ альтернатив / Москва, 2018. - 120 с.
19. Таха, Х. Исследование операций / Х. Таха. − Москва: Вильямс И.Д., 2019. − 1056 c.
20. Тебекин А.В. Вопросы методологии организации процесса управления социальноэкономическими системами. // Транспортное дело России. − 2019. − № 4. − С. 56-60.
21. Тебекин А.В. Концепция системного подхода к управлению как базовая основа для развития современного менеджмента/ Стратегии бизнеса. − 2018. − № 8 (52). − С. 12-16.
22. Тебекин А.В. Менеджмент. Учебник. − Москва: ИНФРА-М, 2014. − 382 с.
23. Тебекин, А.В. Методы принятия управленческих решений: учебник для вузов / А. В. Тебекин. − Москва: Издательство Юрайт, 2020. − 431 с.
24. Тебекин А.В. Мировые тенденции и национальные перспективы развития маркетинга и логистики как прикладных сфер управления // Управленческие науки в современном мире. − 2015. − Т. 2. − № 1. − С. 375-380.
25. Тебекин, А.В. Теория менеджмента: учебник / Тебекин А.В. − Москва: КноРус, 2016. − 694 с.
26. Тебекин, А.В. Теория управления: учебник / Тебекин А.В. − Москва: КноРус, 2020. − 342 с.
27. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Методы принятия управленческих решений на основе инструментов теории массового обслуживания Журнал исследований по управлению. − 2019. − Т. 5. − № 6. − С. 34-54.
28. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Классификация методов принятия управленческих решений на основе оптимизации показателей эффективности. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 4. − С. 13-24.
29. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Методы принятия управленческих решений, используемые при реализации технологий развития социотехнической среды // В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды. Материалы IV международной научно-практической конференции. − 2018. − С. 143-150.
30. Тебекин А.В., Петров В.С., Тебекин П.А., Егорова А.А. Методы формирования стратегии развития экономической системы как комплекса направлений развития/ // Стратегии бизнеса. − 2020. − Т. 8. − № 1 (69). − С. 4-16.
31. Тебекин А.В., Филатов А.А. Основы менеджмента организации. // А. В. Тебекин, А. А. Филатов; Ассоц. ветеранов подразделения антитеррора "Альфа". − Москва: ВИНИТИ, 2005 (ПИК ВИНИТИ). − 208 с.
32. Ширяев, В.И. Исследование операций и численные методы оптимизации / В.И. Ширяев. − Москва: Ленанд, 2017. − 224 c.