В статье рассматривается технология мониторинга сформированности интеллектуальных универсальных учебных действий (интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) на основе выделенных автором критериев, разработанной уровневой характеристики проявления их сформированности у учащихся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный характер: обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от конкретного учебного предмета. Автор считает, что, если определить характер допускаемых учащимися логических ошибок при выполнении ими мыслительных операций, это позволит проводить целенаправленную работу по их устранению, что будет способствовать повышению уровня сформированности интеллектуальных умений, повышению качества знаний учащихся, позволит прогнозировать результаты успеваемости отдельных учащихся, класса в целом. В заключение представлены результаты практической реализации мониторинга в практике работы общеобразовательной школы, обозначившие как особенности развития интеллектуальных умений, так и пути коррекции ошибок в процессе их формирования.
универсальные учебные действия, интеллектуальные умения, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, мониторинг, внутришкольный контроль.
Реализация задач освоения основной образовательной программы общего образования, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) второго поколения [6, 9–11], — это не только предметная, но и личностная и метапредметная готовность, что обеспечит успешное овладение школьниками научными знаниями, будет способствовать повышению культуры умственного труда, выработке умений и навыков самообразования, укреплению связи обучения с жизнью и подготовке молодежи к трудовой деятельности. Метапредметная готовность связана с формированием у школьников универсальных учебных действий (УУД), к которым относятся регулятивные, коммуникативные и познавательные действия. В условиях резкого увеличения объема знаний необходимо научить учащихся основам организации собственной учебной деятельности, способам поиска, переработки и представления информации, приемам и методам умственного труда, основам коммуникативных умений. Следовательно, предметные задачи необходимо согласовывать с задачами развития универсальных метапредметных умений, при этом проверять знания и умения учащихся через различные виды деятельности [2, 4, 7].
1. Дашкевич И.С. Мониторинг формирования интеллектуальных умений школьников // Научные основы управления образованием в меняющемся мире: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (10 октября 2013 года). М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 136 с.
2. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 года No 1561/14-15).
3. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. В кн.: Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Изд-во АН СССР, 1966. С. 349-387.
4. Методическое письмо «О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения». http://geo.metodist.ru
5. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М., 1986.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. No 373».
8. Серёжникова Р.К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77-81.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
11. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 No 363).