Россия
УДК 15 Психология
Грянувшие в обществе геополитические, социально-культурные, экономические изменения в связи с пандемией являются толчком к развитию экстремистских проявлений и террористической угрозы, что обуславливает и подчеркивает актуальность и жизненную необходимость более глубокого изучения и совершенствования психологического сопровождения и психологической подготовки деятельности сотрудников полиции в местах проведения массовых мероприятий. В статье рассматриваются особенности конфликтных ситуаций, возникающих у сотрудников полиции в деятельности по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Особое внимание уделяется анализу опыта работы полиции Нижней Саксонии (ФРГ) и действующих сотрудников полиции России. Так, опрос сотрудников полиции (85 человек старшего офицерского состава), обучающихся на курсах повышения квалификации в 2018-2019 гг., выявил основные положительные примеры успешных действий: работа с лидерами (зачинщиками массовых беспорядков), в том числе оперативная их изоляция (40% респондентов); согласованная работа всех сил и средств, привлекаемых к деятельности по охране общественного порядка, при этом, своевременное и достоверное информирование руководителя оперативного штаба (40% респондентов); ужесточение пропускного режима и рассечение толпы на сектора (50% респондентов) и др. В заключении обозначены основные задачи, реализуя которые сотрудники полиции смогут минимизировать конфликтные ситуации в особых условиях.
конфликтные ситуации; сотрудники полиции; конфликт-менеджер; медиация
Актуальность. Проблема конфликтных ситуаций во все времена интересовала специалистов разных областей и сфер жизнедеятельности: психологов, социологов, культурологов, философов и многих других. В настоящее время существенным образом заостряется внимание на конфликты на самых разных уровнях как на глобальном мировом, межгосударственном, межконфессиональном уровнях, так и внутриличностном, который также приводят к значительным проблемам и трудностям, но, возможно, в меньших масштабах. Многочисленные конфликты, возникающие на планете, освещаются в режиме онлайн, вызывают мгновенную массовую реакцию граждан разных стран, в том числе и наших соотечественников. Эти реакции разнообразны и проявляются в виде различных действий или бездействий, в виде провокаций и даже преступных проявлений. Дестабилизации ситуации как в мире, так и в нашей стране, способствуют общая информационная среда, интенсивность международных, межкультурных связей.
В связи с этим, как показывают текущие события в нашей стране и за рубежом, далеко не на последнем месте должна находиться профессиональная подготовка сотрудников полиции, выполняющих оперативно-служебные задачи по обеспечению общественного порядка в ходе проведения различных массовых мероприятий, в том числе, протестных шествий, несанкционированных митингов, различного рода демонстраций и т.п., т.е. в очагах массового скопления людей, выражающих недовольство теми или иными сторонами жизни и деятельности на территориальных образованиях.
Проблема. Многие исследователи с осторожностью относятся к такому явлению как толпа, описывая в своих работах опасность толпы, риск бунта и беспорядков, особенно, когда она становится неуправляемой, действующей.
Ник Хэйес и Сью Оррелл отмечают, что «толпа, охваченная глубоким недовольством, может достичь «точки воспламенения», тогда она перестает быть мирной и в ее поведении проявляется агрессивность и необузданность». По этому поводу в своих трудах Густав Лебон писал: «…Сознательная личность исчезает, причем чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление» [4]. Поэтому «в толпе может происходить только накопление глупости, а не ума». То же наблюдение можно встретить в трудах других исследователей. «…Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей для того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки…» [2], отмечал З. Фрейд.
Безусловно, в тех случаях, когда человек оказывается среди огромного числа людей, охваченных негативным эмоциональным кружением, ощущением анонимности среди подобных представителей толпы, раскрепощенности и переживанием чувства свободы при выборе собственного поведенческого реагирования, он освобождается от моральных и духовных «скрепов» и начинает действовать как все, утратив устоявшиеся ограничения и стандарты поведения [3].
Представляется важным отметить установленный факт однотипности эмоционального и поведенческого реагирования людей в толпе в не зависимости от национальной принадлежности, этноса, места проживания, возрастных особенностей, принадлежности к классовым сословиям и особенностей культурного развития. По-другому говоря, поведение людей в толпе во всем мире совершенно одинаковое.
В этих условиях, к примеру, в условиях проведения массовых мероприятий, традиционно действия сотрудников полиции в нашей стране носят преимущественно репрессивный характер с попытками насильственного установления контроля над ситуацией. Хотя практика показывает, что яркое недовольство граждан проявляется в так называемых точках, где возникает, по их мнению, несправедливость.
Проанализировав нормативные правовые акты Российской Федерации регламентирующих порядок проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности Т.В. Мальцева и Д.Н. Власов пришли к выводу, что в них не закреплены положения о применении возможностей штатной психологической службы, при планировании и проведении массовых мероприятий [1]. С их точки зрения, психологическое обеспечение деятельности сотрудников, обеспечивающими массовые мероприятия, должно быть направлено на превенцию проблем психологического и физиологического здоровья сотрудников; развития личностного потенциала сотрудников; повышения психологической компетентности сотрудников посредством усовершенствования психологической подготовки с учетом деятельности в условиях массовых мероприятий [1].
Методика исследования и результаты. Профессиональный опыт сотрудников полиции Российской Федерации показывает, что накоплена положительная практика успешных действий, которая приводит к минимальным негативным последствиям. Так, проведенный опрос сотрудников полиции (85 человек старшего офицерского состава), обучавшихся на курсах повышения квалификации в 2018-2019 гг., выявил следующие основные положительные примеры успешных действий (рис. 1):
1. Работа с лидерами (зачинщиками массовых беспорядков), в том числе оперативная их изоляция (40% респондентов).
2. Согласованная работа всех сил и средств, привлекаемых к деятельности по охране общественного порядка (при этом, своевременное и достоверное информирование руководителя оперативного штаба) (40% респондентов).
3. Ужесточение пропускного режима и рассечение толпы на сектора (50% респондентов).
4. «Информирование через СМИ населения о тактике действий личного состава (без подробностей расстановки и их применения) в ситуации осложнения обстановки и меры ответственности за совершенное правонарушение» [6, 5] (20% респондентов).
Рис 1. Распределение ответов респондентов по практике успешных действий при проведении массовых мероприятий.
Обсуждение результатов. В результате опроса выявлены также и слабые стороны, которые оказывают негативное влияние на эффективность деятельности сотрудников полиции в местах массового скопления людей. К ним, по мнению опрошенных, относится прежде всего не удовлетворительный уровень развития таких профессионально-важных психологических качеств сотрудников, как:
- неумение проявлять выдержку и спокойствие в общении с различными категориями граждан,
- слабая конфликтологическая компетентность при разрешении кризисных ситуаций,
- низкая профессиональная социально-психологическая подготовленность сотрудников полиции в целом для эффективной работы с массами.
На основании изложенного в статье нами предпринята попытка проанализировать опыт работы полиции других стран, в частности, полиции Нижней Саксонии (ФРГ), их подходы к решению рассматриваемой в настоящей работе проблемы. Деятельность, описанная выше, рассматривается как управление в особых условиях (ситуациях) и обращается внимание на три важнейшие моменты: социальные конфликты и роль полиции в их разрешении, понимание «управления конфликтами», как это работает на практике.
Полиция в ФРГ не только является принудительным органом для обеспечения исполнения государственных интересов и уголовных требований, но и выполняет миротворческую функцию, проводит активную работу с гражданами, ведет профилактическую работу для предотвращения конфликтов. Для изучения особенностей и основных аспектов деятельности полиции Нижней Саксонии важно знать руководящие принципы в понимании роли полиции в Германии. К таким принципам относятся следующие:
- полиция обеспечивает защиту основных прав и свобод граждан, а также урегулирование конфликтов в границах, установленных правом и законом;
- полиция ведет себя в различного рода спорных ситуациях тематически нейтрально;
- ее вмешательство допустимо и необходимо в том случае, если содержание или способ выражения конфликта нарушает право и закон;
- социальные проблемы решаются политическими, а не полицейскими средствами.
Большое значение для управления конфликтами в особых ситуациях придается систематическому воздействию на причинно-следственные и/ или поддерживающие условия насилия с целью их предотвращения. При этом концептуальная установка содержит научно обоснованные оперативные консультации по поддержке руководства полиции в оперативном управлении; подготовке к операции; проведению операций и подведению итогов. Обеспечение указанной концепции осуществляется в том числе и через специальных «менеджер» конфликтов. Это - более 30 подготовленных сотрудников полиции Нижней Саксонии, которые управляют конфликтами, возникающими при выполнении действий по охране общественного порядка (во время проведения демонстрации, митинга, шествия). К числу таких действий относятся:
1. Сопровождение собрания, митинга, шествия.
2. Контакт с митингующими через «менеджеров» конфликта.
3. Тесное сотрудничество с руководством собрания, митинга.
4. Рекомендации штаба полиции сотрудникам оперативных подразделений.
5. Обеспечение присутствия конфликт-менеджеров в горячих точках.
6. Обязательная связь с представителями различных конфессий.
7. Обязательное сотрудничество с прессой и общественностью.
Кроме того, рекомендуется обращать пристальное внимание на важные аспекты, которые необходимо учитывать:
- мониторинг (отслеживание) социальных сетей;
- создание функционирующих и устойчивых коммуникационных структур;
- рассмотрение интересов и проблем тех, кто вовлечен в событие или пострадал;
- прозрачность и отслеживаемость мер полицейского воздействия;
- содействие процессам саморегуляции;
- стремление к общим, мирным, взаимовыгодным решениям в проблемных ситуациях;
- консультирование и поддержка руководителей полиции и экстренных служб;
- осуществление прогнозирования, разработки концепции с ее содержательным и организационным элементами;
- рганизация общенационального обмена опытом в рамках ведомства (например, семинар «Тактическое общение на массовых мероприятиях сотрудников полиции с гражданами».
Исследование психологических аспектов конфликтных ситуаций в деятельности по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий продолжается с учетом новых условий и тенденций.
Выводы. Обозначим основные задачи, реализуя которые сотрудники полиции смогут минимизировать конфликтные ситуации в особых условиях:
- изучение психологических особенностей толпы, механизмов ее образования;
- отработка психологической стратегии прогнозирования и предотвращения массовых беспорядков, умения бесконфликтно общаться, а при необходимости грамотно разрешать конфликтные ситуации [5];
- четкие предварительные инструктажи личного состава;
- постоянные тренинги по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности сотрудников полиции, меры ответственности организаторов массовых акций;
- отработка тактических приемов несения службы с использованием спецсредств в условиях осложнения обстановки;
- привлечение специалистов – медиаторов, т.е. посредников, способных предотвратить или мирно урегулировать возникающие конфликты.
Изучение опыта организации работы полиции разных стран в условиях массовых скоплений людей, сопровождающихся возникновением конфликтных ситуаций с гражданами, учет результатов такого изучения при разработке регламентирующих документов организации оперативно-служебной деятельности, организации тактико-психологической подготовки сотрудников позволят совершенствовать деятельность подразделений полиции по охране общественного порядка в интересах профилактики возникновения массовых беспорядков.
1. Мальцева Т. В., Власов Д. Н. Значение и направления оптимизации психологического обеспечения деятельности сотрудников полиции в местах массового скопления людей // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии . 2019. №. 1. С. 26-34. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5c8f4bd533f6a1.18907398
2. Марьин М.И. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.
3. Одайник В. Психология политики. СПб., 1996. 382 с.
4. Почебут Л.Г. Измененные состояния сознания в толпе [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17108829 (дата обращения: 10.04.2021).
5. Труфанов Н.И. К вопросу обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=38050178 (дата обращения: 15.03.2021).
6. Шматова У.В. Информационно-психологическое обеспечение деятельности по охране общественного порядка на массовых мероприятиях [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 1.09.2020).