Россия
Россия
В статье представлена педагогическая деятельность профессора кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, канд. пед. наук, доцента Марины Ярополковны Ситниченко, которая 5 октября 2021 г. отметила 80-летний юбилей.
педагогическая деятельность, МПГУ, педагогическая практика
Марина Ярополковна Ситниченко родилась 5 октября 1941 г. Вся ее жизнь связана с Московским педагогическим государственным университетом. В 1963 г. она окончила педагогический факультет (отделение учителей начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования») МГПИ им. В.И. Ленина (в настоящее время – МПГУ) и по комсомольской путевке поехала работать учителем в школу-интернат №1 поселка Горняк Алтайского края.
Работа на кафедре педагогики начального обучения (в настоящее время – кафедра теории и практики начального образования Института детства МПГУ) началась более 50 лет назад. М.Я Ситниченко окончила аспирантуру при кафедре и в 1982 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Стимулирование положительного отношения младших школьников к учебному труду».
В настоящее время Марина Ярополковна Ситниченко – профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ. Она проводит лекционные и практические занятия со студентами, обучающимися в бакалавриате и магистратуре, по следующим учебным дисциплинам: «Теория начального обучения», «Музейная педагогика», «Введение в социальную педагогику», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Социально-педагогическая служба в общеобразовательной школе», «Проектирование и экспертиза образовательных систем и программ», «Педагогический дизайн в начальном образовании», «Инновационные процессы в образовании». По всем указанным дисциплинам профессором М.Я. Ситниченко разработаны образовательные программы и балльно-рейтинговая система оценивания деятельности обучающихся. Особое внимание на занятиях она уделяет практической направленности обсуждаемых вопросов, их реализации в современной школьной практике, активно используя интерактивные, проектные, ИКТ-технологии, кейсы, творческие задания.
На протяжении многих лет М.Я. Ситниченко руководит курсовыми и выпускными квалификационными работами бакалавров и магистров. Более двухсот выпускных квалификационных работ бакалавров и более двадцати магистерских диссертаций по различным актуальным проблемам начального образования успешно защищены под руководством профессора М.Я. Ситниченко. Также она осуществляет научное руководство аспирантами, среди которых есть представители зарубежных стран.
Марина Ярополковна Ситниченко более четверти века является руководителем педагогической практики студентов нашего факультета. Ею основательно разработаны программы педагогической практики для обучающихся очной, очно-заочной и заочной форм обучения с указанием конкретных заданий [1]. В 2016 г. М.Я. Ситниченко являлась членом жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», организованного Министерством образования и науки РФ.
За последние 5 лет профессором М.Я. Ситниченко опубликовано 18 научных работ, в том числе в 2016 г. – монография по проблемам педагогической практики [2], в 2020 г. – учебное пособие «Земский учитель» [5], 16 научных статей по различным проблемам начального образования и подготовки учителя, 9 из которых – в журналах ВАК. Всего она имеет свыше 80 научных публикаций в журналах и изданиях, посвященных проблемам современного образования.
В 2016−2017 гг. М.Я. Ситниченко была участником проекта Министерства образования и науки № 2016-01.01-05-015-Ф-77.009 «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования») и принимала участие во Всероссийской конференции по обсуждению его итогов.
Профессор М.Я. Ситниченко с 2013 г. постоянно участвует в работе ежегодной Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора МПГУ С.П. Баранова (1927-2013), проводимой Елецким государственным педагогическим университетом им. И.А. Бунина, а в последние годы – Липецким государственным педагогическим университетом имени П.П. Семенова-Тян-Шанского [3; 6]. 28 октября 2021 г. М.Я. Ситниченко выступила на VI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора С.П. Баранова и 10-летию кафедры дошкольного и начального образования «Гносеологические основы образования» с докладом «Научная школа профессора С.П. Баранова: истоки и современность», вызвавшим большой интерес у аудитории.
В апреле 2019 г. М.Я. Ситниченко выступала на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Педагогика начального образования: традиции и инновации», организованной кафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ. Свои научные интересы в области музейной педагогики она представила в докладе «Музейная педагогика в контексте педагогического знания», сделанном на научной сессии нашей кафедры, а также на вебинаре для учителей начальных классов и родителей, организованном Департаментом образования и науки г. Москвы [4]. За последние 5 лет она участвовала в 13 Международных научно-практических конференциях, в 4 из них –дистанционно.
М.Я. Ситниченко выполняет обязанности куратора учебной группы студентов, обучающихся по программе «Начальное образование и Социальная педагогика». Эта группа принимает активное участие в жизни факультета и университета, является инициатором многих творческих дел, в чем, безусловно, большая заслуга Марины Ярополковны. М.Я. Ситниченко участвует в работе Совета Ветеранов МПГУ, является добрым, отзывчивым человеком, пользуется заслуженным уважением студентов, преподавателей и сотрудников факультета начального образования Института детства.
За свою долгую педагогическую деятельность Марина Ярополковна Ситниченко была отмечена следующими наградами:
− Медаль «850-летия Москвы» (1997);
− Звание «Ветеран труда», медаль «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд (1999);
− Нагрудный знак Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года» (2003);
− Грамота Министерства образования и науки РФ, МПГУ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, журнала «Вестник образования» за активное участие в работе жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (2016);
− Диплом научно-издательского центра «Академия» за активное участие в работе научно-практической конференции «21 век: фундаментальная наука и технологии» 24-25.04.17 г. North Charleston, USA;
− Почетные Грамоты и благодарности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» за многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в подготовку научных и педагогических кадров.
В журнале «Начальная школа» в преддверии знаменательного события для отечественного педагогического образования, 100-летия открытия педагогического факультета нашего университета, М.Я. Ситниченко совместно с коллегами была опубликована статья «Вековое служение отечественной начальной школе» [7]. 15 октября 2021 г. участники Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития» (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ) на заседании секции «Начальное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее» заслушали доклад профессора М.Я. Ситниченко на тему «Ценностные ориентиры факультета начального образования Института детства МПГУ», в котором были представлены этапы развития нашего факультета с глубоким философским и психолого-педагогическим обоснованием.
Дорогая наша Марина Ярополковна! Так сложилось, что наша жизнь в МПГУ связана с Вами. В студенческие годы – это занятия по педагогике, педагогическая практика под Вашим руководством, общественная деятельность. А с 1991 г. – совместная работа на нашей кафедре. Вы всегда были и остаетесь для нас примером доброжелательного и уважительного отношения к людям, отзывчивости и стремления помогать всем и всегда, стойкости и мужества, самого ответственного отношения к любой работе, бескорыстного служения педагогике. И неслучайно Всемирный день учителя отмечается в день Вашего рождения. Мы очень рады, что вместе с Вами, дорогая Марина Ярополковна, обучаем и воспитываем студентов, как когда-то это делали Ваши замечательные преподаватели, о которых Вы так уважительно, с большой любовью рассказали в докладе 15 октября 2021 г. на юбилейной конференции. Огромное спасибо! Педагогическая связь времен продолжается.
Мы от всей души поздравляем профессора Марину Ярополковну Ситниченко со славным юбилеем и желаем ей крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов!
1. Ситниченко М.Я. Педагогическая практика в условиях двухуровневой системы подготовки учителя начальных классов. Инновационные процессы в системе начального образования. Монография. - Москва: МПГУ, 2012. − С. 83-90.
2. Ситниченко М.Я. Моделирование педагогической практики студентов: проблемно-исторический анализ. Монография. - Москва, 2016.
3. Ситниченко М.Я. Чувственный опыт современных детей младшего школьного возраста // Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения профессора С.П. Баранова. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. С. 36-42.
4. Ситниченко М.Я. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Школа будущего. − 2019. − № 2. − С. 76-85.
5. Ситниченко М.Я. Земский учитель: Обучение и воспитание в сельской школе: учебное пособие / М. Я. Ситниченко. - Москва: МПГУ, 2020.
6. Ситниченко М.Я., Олейникова М.А., Борисова Е.В., Чечеткин Ю.В. Идеи профессора С.П. Баранова в современной практике обучения бакалавров // Гносеологические основы образования: Материалы IV Международной конференции, посвященной памяти профессора С.П. Баранова. - Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. − С. 32-36.
7. Ситниченко М.Я., Чекин А.Л., Олейникова М.А., Борисова Е.В. Вековое служение отечественной начальной школе // Начальная школа. − 2021. − № 9. − С. 3-8.