Россия
Россия
В статье представлены этапы научного пути, основные теории и концептуальные идеи, созданные известным ученым Михаилом Иосифовичем Рожковым, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, д-ром пед. наук, профессором Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.
экзистенциальный подход, воспитание свободного человека, директор института педагоги и психологии ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, член экспертного совета по воспитанию Государственной думы Российской Федерации, член рабочей группы по воспитанию экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации, Президент ассоциации содействия развитию образования «Содружество организаций дополнительного образования», почетный профессор ЯГПУ имени К.Д. Ушинского
Ярославскому педагогическому сообществу повезло, когда в 1993 г. профессор Михаил Иосифович Рожков был приглашен ректором Ярославского государственного педагогического университета Владимиром Васильевичем Афанасьевым для руководства кафедрой педагогики.
К этому периоду у М.И. Рожкова уже была хорошая научная основа и опыт управленческой и образовательной деятельности. Он участвовал в 1976 г. в создании первого в стране регионального лагеря лидеров-организаторов профессиональных училищ. Данный опыт был обобщён Центральным комитетом Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ЦК ВЛКСМ). В 1978 г. вместе с Л.И. Уманским, известным социальным психологом, Михаил Иосифович стал инициатором создания группы при ЦК ВЛКСМ по обучению лидеров-организаторов учащихся профессиональных училищ. С 1977 по 1980 г. М.И. Рожков учился в аспирантуре научно-исследовательского института общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР. После защиты в 1980 г. кандидатской диссертации Михаил Иосифович работал в Казани в научно-исследовательском институте профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР. Здесь он прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. М.И. Рожков является автором ряда оригинальных идей и организатором их реализации. В историю российского образования и педагогической практики вошли сборы учащихся профессионально-технических училищ, проведённые в г. Анапа в 1987, 1990, 1991 г.; Всесоюзный сбор детских организаций в «Артеке» в 1991 г., сбор детских организаций Содружества независимых государств в «Орленке» в 1994 г. и другие детские и подростковые акции.
С момента приезда в Ярославль Михаила Иосифовича у его ярославских коллег и учеников начинается очень плодотворный и успешный период. Самым ярким и важным событием стало создание по инициативе учёного Института педагогики и психологии в структуре Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Это событие стимулировало рождение качественно нового процесса не только в университете, но и в других образовательных организациях, так как вслед за созданием Института педагогики и психологии появились подобные структуры и в других вузах России. Содержательно и организационно были решены проблемы взаимодействия педагогов и психологов образовательной организации высшего образования, педагогических колледжей, развития межпредметных связей, интеграции средств образовательного процесса. Преподаватели вместе разрабатывали программу психолого-педагогической подготовки будущих учителей, обсуждали спорные проблемы, сущность и содержание основных категорий, изучаемых студентами. Замечательным достижением данного сотрудничества явились общие программы по психолого-педагогическим дисциплинам. В результате дискуссий, обсуждений вырабатывалась непротиворечивая точка зрения по основным вопросам, изучаемым в психологии и педагогике, что привело к изданию словаря основных психолого-педагогических понятий.
Важным историческим событием в жизни Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, которое произошло благодаря Михаилу Иосифовичу Рожкову, стало открытие диссертационного совета, сначала по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций. А это значит, что путь к научной степени для многих ярославских аспирантов и докторантов значительно сократился. Именно диссертационный совет обусловил открытие аспирантуры и докторантуры в нашем университете. Впервые в истории Ярославля в стенах педагогического университета рождались ученые. Под руководством М.И. Рожкова начинали свой научный путь многие известные педагоги, которые сами теперь являются научными руководителями важных направлений исследовательской работы, актуальных педагогических проектов.
Если Вы держите в руках журнал «Ярославский педагогический вестник», то можете благодарить Михаила Иосифовича за то, что много лет назад он дал жизнь данному изданию, став его редактором. Сегодня журнал имеет статус ВАКовского, а Михаил Иосифович по-прежнему является его активным автором.
Трудно поверить, что так много может создать и сделать один человек за относительно недолгий период времени. Это очень наглядный и яркий пример существенного влияния личности на историю образовательной организации, судьбу людей. Создание Института педагогики и психологии стало рождением качественно нового процесса не только в нашем университете, но и в других образовательных организациях.
В частности, Вера Ивановна Рыбакова, будучи в своё время директором департамента образования Ярославской области, высоко оценила научные и организаторские возможности М.И. Рожкова для развития образования в регионе, поддержав вместе с ректором Ярославского государственного педагогического университета идею создания на базе Института педагогики и психологии Регионального центра по проведению научно-исследовательской работы по наиболее актуальным проблемам образования. При финансовой поддержке департамента образования были открыты шесть, а затем еще две научно-исследовательские лаборатории, руководство которыми осуществляли ведущие ученые и специалисты региона.
Данному Центру удалось решить одну из самых главных проблем в образовании – интеграцию науки и практики. В работе каждой лаборатории активно участвовали ученые, методисты, педагоги, что позволило добиться убедительных результатов в разработке ряда проблем, подготовить научно-методические, практико-ориентированные материалы, которые активно внедрялись в деятельность образовательных организаций, были востребованы педагогическими работниками, психологами и другими специалистами. За десять лет существования Центра произошел мощный прорыв в развитии системы образования региона, в подготовке научных и педагогических кадров.
Благодаря развитию ярославской научной школы в педагогическую науку пришли учителя, руководители образовательных организаций, работники управления образования. Так, например, защитили диссертации руководители департамента образования Ярославской области – Вера Ивановна Рыбакова, Татьяна Александровна Степанова, Михаил Вадимович Груздев; руководители организаций общего и профессионального образования – Александр Александрович Галочкин, Людмила Абрамовна Кригер, Людмила Михайловна Курилова, Татьяна Михайловна Смирнова, Ирина Геннадьевна Копотюк, Ольга Геннадьевна Важнова и другие руководители и педагоги системы образования Ярославской области.
Всего за годы работы Михаила Иосифовича Рожкова под его научным руководством защищены 114 кандидатских диссертаций, при его научном консультировании защищена 21 докторская диссертация. Михаил Иосифович взрастил ученых, которые сегодня возглавляют важные научные направления и осуществляют руководство научными и профессиональными коллективами.
Невозможно перечислить, а тем более охарактеризовать конкретные научные открытия, научно-методические труды, разработки М.И. Рожкова. Тем не менее попытаемся отметить наиболее важные достижения и продукты его научного творчества, которые высоко ценят и используют в своей деятельности работники образования.
Михаил Иосифович одним из первых обратился к рассмотрению воспитания подрастающего поколения с новых мировоззренческих, ценностных позиций, взяв за основу экзистенциальный подход, и предложил оригинальную концепцию воспитания свободного человека. В развитие данных идей он обращается к созданию целостного представления педагогического сопровождения ребенка.
В сложный для страны и очень противоречивый для педагогов период середины 90-х годов М.И. Рожков занимается разработкой стратегий и моделей воспитания, предлагает свое понимание сущности воспитания. Он организует разработку региональной концепции воспитательной работы в Ярославской области, а затем концепции деятельности классного руководителя.
В результате издается учебное пособие «Классный руководитель», которое было удостоено Премии правительства Российской Федерации. Данное пособие оказалось очень востребованным и несколько раз переиздавалось. В 2015–2016 гг. М.И. Рожков в составе группы ученых принял участие в разработке Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
Особое место в научных трудах М.И. Рожкова отводится проблеме работы со старшеклассниками и молодежью, изучению молодежных субкультур и методик работы с ними, разработке методического обеспечения педагогической деятельности в работе с молодежными объединениями. М.И. Рожковым предложена оригинальная система педагогического обеспечения работы с молодежью, названная им – «Юногогика». Результаты исследования данной проблемы эффективно внедрены в практику педагогического образования, Михаил Иосифович Рожков один из первых инициировал открытие в российском вузе специальности «Организация работы с молодежью». В Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского уже более пятнадцати лет ведется подготовка специалистов, бакалавров и магистров в рамках данного направления педагогической деятельности.
На протяжении всего профессионального пути М.И. Рожков инициирует создание творческих коллективов по разработке актуальных тем. Приведем несколько примеров, которые это наглядно подтверждают.
Под руководством Михаила Иосифовича разрабатываются проблемы, связанные с воспитанием детей-сирот. В течение нескольких лет проводится экспериментальное исследование по выявлению и преодолению трудностей социализации детей-сирот, по обеспечению научно-методической поддержки детских домов и учреждений интернатного типа. Под его руководством проведены исследования по профилактике девиантного поведения детей. М.И. Рожков осуществляет научное руководство коллективом исследователей и педагогов-практиков, работающих в течение нескольких лет в детском оздоровительном лагере «Дружба», апробируя программы воспитания, в основу которых положены идеи учёного.
М.И. Рожковым и его учениками выполнен ряд работ по проблеме воспитания толерантности. Дается трактовка данного понятия как качества личности, как реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Предлагается и внедряется комплекс программных документов и методических материалов по решению данной проблемы.
Преданность М.И. Рожкова детству проявляется в том, что на протяжении многих лет он занимается проблемами детских объединений и организаций, развитием детского самоуправления. Он не только описывает результаты исследований в своих трудах, но и непосредственно работает с детьми и молодежью. М.И. Рожков осуществлял научное руководство деятельностью различных образовательных организаций. Несколько лет Михаил Иосифович был научным руководителем организации Правительства Москвы «Гражданская смена», являлся научным руководителем Федерального детского центра «Смена». В рамках данной деятельности им были разработаны интересные методики, направленные на развитие социальной активности детей и молодежи.
По инициативе Михаила Иосифовича в 2006 г. на базе двух высших учебных заведений – Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и Высшей школы им. Павла Влодковицы в г. Плоцке (Польша) – был создан Международный институт межкультурных коммуникаций, в рамках которого были проведены курсы повышения квалификации работников образования не только России и Польши, но и Казахстана, Беларуси, а также заключены договоры о международном сотрудничестве с высшими учебными заведениями Украины, Беларуси, США. М.И. Рожков выступал с докладами на многих международных симпозиумах, встречах, в том числе в США, Голландии, Польше, Израиле и других странах.
Ряд книг Михаила Иосифовича переведен на польский язык и издан в Польше. В «Учительской газете», журнале «Классный руководитель», журнале «Воспитание школьников» и в других изданиях регулярно публикуются рекомендации учёного, разработанные в ходе исследований; во многих регионах страны проводятся конференции и семинары по внедрению данных рекомендаций в практику.
С 2012 по 2020 г. М.И. Рожков работал главным научным сотрудником федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». В настоящее время он – главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий»; профессор республики Польша, где в течение пятнадцати лет по совместительству занимал должность профессора в Высшей школе им. Павло Владковицы в г. Плоцке.
На протяжении многих лет и сегодня Михаил Иосифович всегда находится в активном взаимодействии с педагогами-практиками, является научным консультантом шести инновационных площадок при Научном Центре Российской академии образования при Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского, оказывает непосредственную научно-методическую и практическую поддержку школе-интернату № 6 г. Ярославля, школе № 7 г. Ярославля, Ярославскому педагогическому колледжу и другим образовательным организациям нашей страны.
Михаил Иосифович Рожков – автор 675 научных работ, в том числе 25 монографий, учебников и 156 методических пособий. Из них наиболее значительны следующие: «Теория и методика воспитания» (2004, 2008), «Концепция экзистенциальной педагогики» [3], «Классному руководителю» (1999, 2001), «Развитие самоуправления в детских коллективах» (2002), «Общие основы педагогики» (2002), «Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением» (2001), «Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика» [4], «Воспитание свободного человека: монография» [1], «Педагогика» в 2-х т. (под ред. М.И. Рожкова, М.: Юрайт, 2018. Т.1, Т.2, Рожков М.И. Тесленко А.Н.), «Теория и методика воспитания: учебник и практикум для вузов» [6], «Воспитание свободного человека: монография» [2], «Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей» [5], «Юногогика: теория и практика молодежной работы». Монография (2019). Под его редакцией опубликован двухтомный учебник «Педагогика» [2]. Большинство перечисленных работ допущено или рекомендовано Министерством просвещения и Учебно-методическим объединением в качестве учебников и учебных пособий для образовательных организаций высшего образования. Статьи М.И. Рожкова вошли в педагогическую энциклопедию и энциклопедию профессионального образования.
Михаил Иосифович активно участвует в общественной деятельности. Он является членом экспертного совета по воспитанию Государственной думы Российской Федерации, является членом рабочей группы по воспитанию экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации, Президентом ассоциации содействия развитию образования «Содружество организаций дополнительного образования», почетным профессором Ярославского государственного педагогического университета.
Награжден за педагогическую и научную деятельность Юбилейной медалью (1970), значком «Отличник профтехобразования СССР» (1986). В 1989 г. ему было присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола в области педагогической деятельности. В 1998 г. М.И. Рожков награжден медалью К.Д. Ушинского. Он Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2002), дважды лауреат премии Правительства России в области образования (2002, 2008), дважды лауреат премии Губернатора Ярославской области.
Безусловно, достижения Михаила Иосифовича Рожкова – это результат его уникальных способностей, большого, настойчивого труда, одержимости и преданности профессии, неординарности, перспективности, мобильности мышления, способности менять взгляды, постоянно совершенствоваться и развиваться, жить, опережая время.
Наверное, у каждого человека есть судьбоносные встречи. Думаю, что многое сложилось бы иначе в жизни многих людей, если бы 28 лет назад в нашем университете не появился Михаил Иосифович Рожков. Многим преподавателям, студентам, коллегам повезло, так как Михаил Иосифович существенно повлиял на профессиональное становление и в целом личную жизнь тех, кто принимал с ним участие в общем деле.
Мы считаем Михаила Иосифовича одним из своих учителей. Многое мы приобрели как профессионалы благодаря общению с ним. Благодаря Михаилу Иосифовичу мы познакомились со многими интересными учеными, например, с О.С. Гребенюком, идеи его сегодня используются в научной школе ЯГПУ, в обучении студентов, а также Т.Б. Гребенюк и Н.В. Тамарской, с которыми сегодня осуществляется тесное сотрудничество в подготовке научных кадров. М.И. Рожков открыл возможности для меня общения с коллегами из Польши, Кыргызстана, Казахстана, Израиля.
Трудно поверить, что столько может создать и сделать один человек за относительно недолгий период времени. Это очень наглядный и яркий пример существенного влияния личности на историю образовательного учреждения, судьбу людей.
Но, пожалуй, самое важное – это то, что Рожков научил нас не останавливаться на достигнутом. Сам, следуя этому правилу, Михаил Иосифович постоянно выдвигает перспективы, ставит новые задачи, которые кажутся нам первоначально фантастическими. Но проходит время, мечты становятся явью. Он − настоящий лидер, лидер-стратег. В этом и многом другом ему нет равных.
А еще Рожков − очень добрый человек. Хотя иногда его желание помочь другим оборачивается ему во вред, но, тем не менее это не останавливает его верить в лучшее, помогать каждому, если это в его силах. Я знаю несколько фактов, которые говорят о том, что он существенно помог аспирантам в становлении профессиональной карьеры, повлиял на их личную жизнь, кардинально изменив судьбу человека просто потому, что увидел проблему у молодого педагога, которая могла быть решена при его участии.
Мы привыкли к Рожкову, к достижениям, которые у нас есть и которые он обеспечил. Но я помню, какое потрясение все мы пережили с его приходом. Постоянно удивлялись его энергии, неиссякаемости идей, уму, его недосягаемости, с одной стороны, а с другой – доступности, доброжелательности и общительности.
Хотелось бы, чтобы, привыкнув к достижениям и достоинствам Михаила Иосифовича, мы умели сберечь то, что он создал, и не забывали это ценить.
1. Байдородова Л.В., Рожков М.И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности: учебник. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. − 367 с.
2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание свободного человека: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. − 264 с.
3. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. − 2002. − № 4 (33). − С. 73-77.
4. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. − Москва: Владос. 2008. − 310 с.
5. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей// Ярославский педагогический вестник. − 2013. − № 4. - Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 23-27.
6. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. 2-е изд., перераб. и доп. − Москва: Издательство Юрайт, 2021. 330 с.