Россия
Цель исследования – раскрыть сущность внеурочной деятельности обучающихся в условиях федеральных государственных стандартов как объекта проектного менеджмента в образовательной организации общего образования. Определяется место внеурочной деятельности как полноценного и обязательного компонента основной образовательной программы. Раскрывается сущность внеурочной деятельности, ее связь с планируемыми образовательными результатами, отличие от дополнительного образования. Представлены результаты анализа образовательных программ и прецендентов проектирования планов внеурочной деятельности педагогическими командами школ. Описывается алгоритм проектирования плана внеурочной деятельности. Особо выделен и охарактеризован начальный, концептуальный этап проектирования. Научная новизна заключается в обосновании содержания концепции внеурочной деятельности школы, включающей систему представления o целях, стратегиях проектирования, принципах отбора содержания, форматах и процедурах реализации.
внеурочная деятельность, педагогическое проектирование, инновации, образовательная программа
Введение.
Актуальность статьи определяется следующими тезисами.
1. Необходимость массового освоения основ проектной деятельности в современном образовании очевидна. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее − ФГОС НОО) основан на системно-деятельностном подходе, который предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования процесса обучения, разработки его дидактического сопровождения, обеспечивающего достижение качественного результата развития личности обучающихся [5]. Это актуализирует проблематику педагогического проектирования как триггера одного из механизмов развития образования.
2. Введенное в 2011 г. в ФГОС НОО положение о том, что основная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности, заставляет пересмотреть сущность, значимость, потенциал внеурочной деятельности обучающихся, которая перестает рассматриваться как нечто второстепенное, необязательное, дополнительное [3].
Внеурочная деятельность, войдя в образовательную программу школы, став ее полноценным компонентом, также как и урочная, обеспечивает достижение планируемых образовательных результатов (и в этом ее отличие от дополнительного образования, например, которое уже по своей семантике «дополняет» образование, не являясь обязательным и планируемым) [3; 4].
Не секрет, что на момент введения понятия внеурочной деятельности, подавляющая часть педагогов считала, что это лишь способ обеспечить учителей школы дополнительными часами. Многие учителя, ученые, да и сами творцы понятия не в полной мере осознают, что внеурочная деятельность – это возможность совершенствования образовательных программ и инновационного развития школы.
3. Новое понимание образовательных результатов (как изменения в совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач [2])) обусловило выделение трех обязательных типов образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), что потребовало перестройки методов и технологий обучения и воспитания. Образование в современной школе вышло за рамки учебных предметов. Значение внеурочной деятельности состоит в устранении предметной разобщенности содержания и давления классно-урочной организации.
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочных. Она широко представлена интегративными курсами, курсами с новым содержанием и иными объектами, позволяет расширить образовательную среду школы, задействовать разновозрастные группы, полноценно использовать потенциал технологий (квестов, тренигов, soft skills, учебных проектов и исследований, выставочной деятельности и др.).
При проектировании образовательной программы планируемые образовательные результаты (как отправная точка проектирования), а также, в определенной мере, содержание образования и его результаты «распределяются» между урочной и внеурочной деятельностью с учетом специфики форм организации деятельности обучающихся. Другими словами, система внеурочной деятельности школы позволяет обогатить содержание образования и технологии целостной образовательной программы. Она позволяет использовать доступные с дидактической точки зрения новые объекты человеческой деятельности, что, в свою очередь, позволяет предложить обучающимся освоение новых «идеальных деятельностей» [1].
4. Несмотря на сказанное, в массовом педагогическом и обыденном сознании наблюдается слитность, неразделенность понятий: внеурочная деятельность и дополнительное образование, внеклассная или внешкольная работа. Таким образом, можно выделить противоречие между повышением значимости внеурочной деятельности в структуре основной образовательной программы начальной школы (далее – ООП) и недооценкой ее потенциала проектными коллективами школ.
Методика исследования.
Согласно заявленной цели, в статье решались следующие задачи:
Акцентировать психолого-педагогическую сущность внеурочной деятельности в условиях ФГОС и ее место в структуре основных образовательных программ.
Обсудить реперные точки алгоритма проектирования плана внеурочной деятельности как компонента основной образовательной программы общего образования.
Исследовательские методы – конструктивно-генетический метод выявления сущности внеурочной деятельности в условиях ФГОС; анализ методических материалов и образовательных программ школ; опрос участников образовательного процесса школы; анализ прецендентов разработки модулей и систем внеурочной деятельности.
Результаты исследования.
Проектировочный компонент выделяется как отдельный компонент структуры педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.П. Щедровицкий). Детальная разработка идей и процедур проектирования в управлении и менеджменте (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, П. Друкер, А.И. Пригожин, Б.В. Сазонов), в управлении образованием (В.С. Лазарев, И.В. Бестужев-Лада, А.М. Новиков) дали толчок к перенесению методологии проектирования в область образования (Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков, Г.Л. Ильин).
Основы педагогического проектирования как инновационной деятельности в условиях модернизации образования представлены в пособии И.А. Колесниковой, в фундаментальных работах Н.Б. Крыловой, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина и др. Взаимопересечение понятий проектирование и инновационная деятельность подчеркивается рядом ученых (Д.А. Новиков, А.В. Хуторской и др.).
Проведенное нами совместно с магистрантами педагогических вузов в 2018−2020 гг. исследование предусматривало анализ основных образовательных программ (ООП) начальных школ и их отдельных компонентов и анализ прецендентов проектирования планов внеурочной деятельности педагогическими командами школ (более 200 школ).
В процессе анализа ООП изучались следующие компоненты: программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, план внеурочной деятельности и целевой раздел образовательной программы. Выявлен типичный недостаток программ: рассогласованность состава планируемых предметных и метапредметных образовательных результатов, отношений между предметными результатами, разными видами учебных универсальных действий школьников и общей логикой возрастного развития. А ведь именно это, по сути, и составляет смысл системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС.
Установлено, что в Планах внеурочной деятельности недостаточно отражается концептуальная направленность образовательной программы школы; ряд планов не учитывает особенности контингента учащихся, специфику микросоциума в районе школы и т.п. Анализ планов внеурочной деятельности подтвердил наше подозрение о бессистемности и эклектичности в наборе курсов внеурочной деятельности; отсутствие продуманных правил для выбора обучающимися курсов внеурочной деятельности и последовательности их прохождения. Модульная структура плана внеурочной деятельности, модульное построение программ внеурочной деятельности практически не встречается.
Рассматривая прецедент как сознательно построенный, осмысленный и оформленный фрагмент профессиональной деятельности, мы смогли обнаружить только около 10 из двухсот изученных программ прецедентов проектирования планов внеурочной деятельности проектными командами педагогов (прецеденты выявлялись на основе бесед с руководителями и педагогами школ и аргументировались проектными разработками). Критериями для отнесения нарратива к прецеденту являлись: уникальность (специфичность, непохожесть), сконструированность (выделение существенных связей и иерархических отношений); естественность обеспечения основных педагогических и жизненных процессов образовательной организации.
Выводы.
Результаты исследования позволили выявить специфику технологии проектирования внеурочной деятельности. Продуктом проектной деятельности школьного коллектива в этом случае будет План внеурочной деятельности, понимаемый как последовательность действий, объединённых единой целью и предназначенных к выполнению в процессе реализации основной образовательной программы.
Алгоритм проектной работы включает следующие этапы: разработка концепции проекта; планирование проектного задания; выполнение проекта; презентация проекта; оценка и рефлексия проекта.
Особое внимание мы уделяем концептуальному этапу проекта, назначение которого видится в: разработке замысла (Е.С. Заир-Бек, В.М. Монахов, В.В. Серикoв); моделировании (В.С. Безрукова); диагнoстике реальнoсти и фoрмирoвании ценнoстей, смыслoв, целей (Н.А. Масюкoва). По нашему мнению, это составляет концепцию плана внеурочной деятельности.
Концепция плана внеурочной деятельности конкретной начальной школы разрабатывается на основе анализа ситуации, осознания или прогнозирования общественных потребностей. С психoлoгo-педагoгическoй тoчки зрения на концептуальном этапе прoекта для каждoгo участника важнo oбнаружить и пережить перспективу вoзмoжнoго участия и удостовериться в спoсoбнoсти свoими усилиями улучшить педагогическую действительность. Использование стандартизированных методик прoгнoзирoвания (Форсайта, картирования, SWOT-анализа и др.) позволяет оптимизировать этап, результатом которого является сформулированное представление o целях внеурочной деятельности, стратегиях проектирования, принципах отбора содержания, определяющие в совокупности модель внеурочной деятельности данной школы.
Стратегии проектирования плана внеурочной деятельности определяются весовыми долями типов педагогического проектирования:
− психолого-педагогическое проектирование (внеурочная деятельность задает развивающие образовательные условия становления субъектности человека: реализация дифференцированного подхода на основе возрастно-нормативных моделей развития и возрастосообразной педагогической деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей контингента);
− социально-педагогическое проектирование (при котором внеурочная деятельность проектируется как институт или образовательная среда, адекватная запросам семей, культурным традициям, национальным и этнокультурным особенностям региона; предусматривает использование потенциала и особенностей социума, обеспечение сетевого взаимодействия социальных институтов; ориентирована на решение социально значимых проблем поселения);
− собственно педагогическое проектирование, в котором внеурочная деятельность рассматривается как образовательные практики, технологии и средство педагогической деятельности.
Принципы содержательного наполнения плана и программ внеурочной деятельности школы определяются ведущими педагогическими подходами и позволяют концептуализировать результаты внеурочной деятельности в целостной образовательной программе. Они являются основой модели плана внеурочной деятельности, которая включает ряд аспектов: логико-содержательный; логико-предметный; логико-объектный (объекты действительности, включаемые в изучение); объектно-операциональный (педагогические технологии, способы деятельности).
Заключение.
Внеурочная деятельность является полноценным и обязательным компонентом основной образовательной программы. В отличие от дополнительного образования она в единстве с урочной деятельностью ориентирована на достижение обучающими планируемых образовательных результатов. План внеурочной деятельности является одним из организационных механизмов реализации основной образовательной программы, он проектируется вместе с другими компонентами целостной ООП. Концептуализация − необходимый этап разработки плана. Концепция включает: oписание и смыслoвую oценку сфoрмирoваннoгo на oснoвании социологического, логического и психологического анализа прoблемнoгo пoля прoектирoвания; ценнoстные oснoвания и цели прoекта; теоретические пoдхoды, стратегии и принципы прoектирoвания; описание формата проекта (например, модульная структура плана); процедуры реализации плана и построения индивидуализированных образовательных траекторий.
В области методологии и организации внеурочной деятельности в общем образовании следует ожидать новые педагогические исследования, например: проблема связи системы внеурочной деятельности с уровнем образовательных достижений обучающихся (предметных, личностных или метапредметных), ее направленность на формирование ключевых компетенций обучающихся; модуляризация плана внеурочной деятельности и ее программ; сетевое взаимодействие в организации внеурочной деятельности; разработка методологии целеполагания и проектирования содержания образования в единой системе урочной и внеурочной деятельности.
1. Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС // Наука и школа. - 2013. − №5. - С. 12−17.
2. Землянская Е.Н. Уровневая дифференциация в развивающем образовании // Школа будущего. − 2016. − № 6. − С. 10-19.
3. Землянская Е.Н. Педагогика начального образования: учебник для вузов. - Москва: Юрайт, 2020. - С. 124−128.
4. Письмо Министерства просвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 18 мая 2015 года, а также с изменениями согласно Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576).