Россия
Россия
В статье представлена обзорная информация о проведении международной конференции «Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека», которая прошла 9-10 сентября 2021 г. на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского в смешанном формате. На конференции обсуждались итоги и перспективы деятельности научной школы М.И. Рожкова с участием ученых, экспертов России и зарубежья.
конференция, воспитание свободного человека, ценностно-смысловые основы воспитания, итоги, перспективы
Одна из актуальных проблем воспитания молодого поколения обсуждалась на Международной научно-практической конференции «Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека», проходившей 9-10 сентября 2021 г. на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Она была посвящена 75-летию Рожкова Михаила Иосифовича, д-ра пед. наук, почётного профессора ЯГПУ, заслуженного деятеля науки РФ, обсуждению итогов деятельности его научной школы.
Организаторами Конференции выступили ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий, Научный центр Российской академии образования на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Партнеры конференции: Департамент образования Ярославской области, Институт развития образования Ярославской области, Высшая школа им. Павла Влодковица в г. Плоцке (Польша), Евразийская ассоциация дополнительного образования детей, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», ГБОУ ВО «Костромской государственный университет», ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» (г. Казань); Международный союз «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», Всероссийский детский центр «Орлёнок», Ассоциация содействия развитию образования «Содружество организаций дополнительного образования».
Работа конференции осуществлялась в смешанном формате, большая часть докладчиков участвовала в онлайн-форме.
В первый день состоялись два пленарных заседания, которые были посвящены проблемам воспитания свободного человека как целевой функции современного образования, бинарности воспитательного процесса, образования и воспитания детей в условиях глобальных вызовов современности, саморазвития детей в общем и дополнительном образовании, ценностно-смысловым основам педагогической деятельности, инновациям, эффективным практикам и образовательным технологиям педагогического сопровождения саморазвития и самореализации детей и молодежи.
Во второй день прошли 6 секционных заседаний, где были заслушаны доклады, организован обмен мнениями по актуальным проблемам воспитания и образования детей и молодежи. Тематика секций
− Теоретико-методологические основания воспитания свободного человека.
− Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования детей.
− Современные воспитательные технологии.
− Воспитание как целевая функция детских объединений и организаций.
− Воспитание молодежи как компонент молодежной политики.
− Педагогическое сопровождение самореализации детей в виртуальном пространстве.
На конференции выступили около 130 чел., представители восемнадцати субъектов Российской Федерации (Белгородская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Кировская, Костромская, Курская, г. Москва, Московская, Орловская, г. Севастополь, Ульяновская, Ярославская области, а также Краснодарский край, республики Крым, Марий Эл, Мордовия, Татарстан), ученые стран ближнего (Армения, Казахстан, Кыргызстан) и дальнего зарубежья (США, Польша). Слушателями и участниками обсуждения работы секций были еще около ста человек.
Участниками конференции были руководители и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего и среднего образования, руководители и научные сотрудники научно-исследовательских институтов, методисты и специалисты отделов по образованию и воспитанию организаций и учреждений системы образования, руководящий состав, методисты и педагоги системы дополнительного образования, аспиранты, студенты.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Александр Михайлович Ходырев, исполняющий обязанности ректора, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». Он отметил, что данное научное мероприятие является важным и масштабным событием для вуза, позволяющим объединить представителей серьезных научных школ, практиков системы образования и воспитания подрастающего поколения России и зарубежных стран по вопросам изучения ценностно-смысловых оснований личности свободного человека.
Приветственные слова прозвучали от Светланы Викторовны Астафьевой, первого заместителя директора департамента образования Ярославской области; Оксаны Валерьевны Гончаровой, директора ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий» Министерства просвещения России, Михаила Михайловича Бостанджогло, советника Председателя Российского общества «Знание», канд. пед. наук, доцента; Ирины Юрьевны Тархановой, директора Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», д-ра пед. наук; Михаила Иосифовича Рожкова, главного научного сотрудника Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, д-ра пед. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, почетного профессора Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, профессора гуманитарных наук республики Польша.
Также были видео-приветствия от Збигнева Крушевского, ректора Высшей школы им. Павло Владковица в Плоцке (Польша), д-ра пед. наук, профессора; Александра Николаевича Тесленко д-ра пед. наук, д-ра социол. наук, профессора, профессора кафедры социально-психологических дисциплин Казахского гуманитарно-юридического университета (Казахстан).
Остановимся на некоторых выступлениях пленарного заседания конференции, прошедшего в Голубом зале Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. С научным докладом выступил Михаил Иосифович Рожков, который рассмотрел воспитание свободного человека через призму современного образования. Учёный отметил, что экзистенциальный подход к воспитанию предполагает, что воспитанник является субъектом своего развития, а высший уровень проявления субъектности – осмысленное проектирование своего развития в сочетании с рефлексивной позицией, формирование которой происходит в условиях преодоления. В качестве идеальной цели образования М.И. Рожков определил формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего её смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.
Заведующий кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, д-р пед. наук, профессор Л.В. Байбородова, опираясь на совместные научные исследования с М.И. Рожковым, в своём выступлении рассмотрела бинарный подход к воспитанию, означающий изучение и организацию воспитательного процесса с позиций деятельности педагога (педагогического сопровождения) и деятельности ребенка (его саморазвития). Бинарность воспитания обусловлена необходимостью формирования субъектности воспитанника, пробуждения его активности, создания условий для самореализации, саморазвития ребенка. Докладчиком было обращено внимание на современное понимание сущности процесса воспитания, принципов воспитания, бинарности содержания воспитательной работы и средств ее организации.
Профессор Техасского университета (США), д-р пед. наук М.А. Чошанов рассмотрел понятие среда как ключевую дефиницию современной дидактики. Со времен Я.А. Коменского, «Великой дидактики», среда не менялась, а в последнее время произошла ее кардинальная трансформация. Ученый в докладе рассмотрел такие понятия как «среда», «образовательная среда», «обучающая среда», «параметры обучающей среды», «цифровая обучающая среда», «дидактика цифровой обучающей среды». В выступлении было обращено внимание на то, что в начале 21 в. возникла специальная наука, предметом исследования которой является проектирование и внедрение эффективных обучающих сред. Дидактика трансформируется, диалектична по своей сути, и именно цифровая среда дает возможность совершенствовать и развивать дидактику, что является перспективным направлением в исследованиях будущего.
Профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, д-р пед. наук Т.Н. Гущина акцентировала внимание в докладе на методологических основаниях деятельности по педагогическому сопровождению самоорганизации обучающихся. Центральным компонентом является парадигма личностно-ориентированного образования, в которой личностный рост обучающегося рассматривается как цель и результат процесса самоорганизации. Методологической базой изучения самоорганизации и её результата − самоорганизованности − стали экзистенциальный, личностно-ориентированный, деятельностный и системный подходы. В выступлении она также обозначила основные векторы педагогического сопровождения самоорганизации обучающихся. Первый вектор – помощь обучающемуся со стороны педагогов в устранении препятствий самоорганизации. Второй вектор – организация педагогом совместной с обучающимся деятельности в целях развития самостоятельности последнего в выявлении проблем самоорганизации и проектировании их решений. Третий вектор на определённом этапе самоорганизации субъекта сопровождения осознанно направляется обучающимся на развитие собственной самоорганизованности.
Заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», д-р пед. наук, профессор, В.Н. Белкина в выступлении затронула вопрос о профессиональных ценностях и дефицитах молодого педагога. Готовность молодых педагогов к профессиональной деятельности на сегодняшний день приобретает особое звучание и остается актуальной в теории и практике образования. Валентина Николаевна обратила внимание на результат исследования, проведенного среди студентов педагогического университета, что может стать основой для определения условий, необходимых для благоприятного формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения в колледже, вузе, в системе дополнительного образования. Совершенно очевидно, что уровень профессиональной подготовленности влияет на процесс освоения новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, развитие профессионально-важных педагогических качеств молодого педагога.
Профессор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», д-р пед. наук В.П. Голованов обратился к вопросу о концепции воспитания юных россиян в системе отечественного образования. Воспитательный потенциал, который задает современная реальность, создает новое пространство для развития и самореализации личности. В докладе ученый рассмотрел проблему воспитания юного россиянина в контексте современного взгляда на воспитание как пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития. В современных условиях воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации юных россиян; саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Важно воспитать новое поколение россиян, готовых принять полную ответственность за свою жизнь и развитие общества и государства; способных рассматривать любое поражение как урок, требующий усвоения и выводов; настойчиво ставящих перед собой социально и нравственно обоснованные жизненные цели, и ориентированных на их достижение.
Профессор кафедры социально-психологических дисциплин Казахского гуманитарно-юридического университета, д-р пед. наук, д-р социол. наук, профессор А.Н. Тесленко обратился к проблеме «социального воспитания в контексте социализации» в педагогической науке. В докладе раскрывается феномен «социального воспитания»» как контролируемой социализации. Целевой функцией социального воспитания рассматривается подготовка молодого поколения к жизни в социуме через интегрирование в систему общественных отношений и развитие индивидуальности. Система социального воспитания призвана обеспечить педагогическое сопровождение молодежи и управление процессом ее социализации в условиях открытого социума. Ученый обращает внимание на тот факт, что к концу ХХ в. в российской педагогике сложилась междисциплинарная научная школа социализации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, Я.И. Глинский, Ю.П. Истратов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн, Г.Н. Филонов и др.), которая интерпретировала социализацию как понятие более широкое, чем воспитание, и вместе с тем составляющее его основу. Социализация сегодня представляет многостороннее развитие личности под влиянием многообразных социальных факторов, носит стихийный характер.
Заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», д-р пед. наук, канд. психол. наук, доцент, А.Э. Симановский в докладе «Воспитание способности решать экзистенциальные противоречия в жизни человека - рецепты от М.И. Рожкова» обозначил ключевые аспекты экзистенциального подхода к педагогическому сопровождению ребенка. Механизмы осуществления педагогического сопровождения экзистенциального выбора обобщены в пяти принципах: принцип центрирования; принцип персонификации; принцип конвенциальности; принцип формирования мотивационной перспективы; принцип стимулирования саморазвития. Выделенные М.И. Рожковым принципы определяют основные тенденции и перспективные задачи педагогического сопровождения способности решать экзистенциальные ситуации. Оси развития, заданные противоречивыми тенденциями, делают педагогическое сопровождение гибким, так как в каждом конкретном случае, в зависимости от социальной ситуации, внутренних личностных ресурсов личности воспитанника, его опыта решения экзистенциальных ситуаций, уровня развития рефлексивных и прогностических способностей педагог может менять направление своего воздействия на воспитанника.
В формате секционных заседаний конференции был организован обмен научными результатами исследований по вопросам ценностных оснований воспитания свободного человека, воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования детей, детских и молодежных объединений и организаций, современных воспитательных технологий, воспитания молодежи в аспекте современной молодежной политики, педагогического сопровождения самореализации личности в виртуальном пространстве.
Секции проходили очно с возможностью онлайн-трансляции и подключения участников из других регионов, включали в себя практико-ориентированные выступления специалистов, обмен опытом по актуальным проблемам воспитания обучающихся.
Особый интерес вызвали следующие выступления: «Методологические основания диалога в высшем педагогическом образовании» (О.В. Бочкарева, г. Ярославль), «Опытно-экспериментальная проверка идей рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании» (И.В. Иванова, г. Калуга), «Заметки о социальной педагогике А.В. Мудрика и экзистенциальной педагогике М.И. Рожкова: опыт сопоставления» (С.Д. Поляков, г. Ульяновск), «Решение задач социализации как фактор развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности» (Грушецкая И.И., г. Кострома).
Разные проблемы воспитания привлекли внимание участников конференции: «Особенности психолого-педагогического сопровождения саморазвития одаренных подростков» (О.С. Щербинина г. Кострома), «Междисциплинарный подход к решению проблемы воспитания ценностных оснований личности» (С.В. Яковлев, г. Москва), «Аспект воспитания в дополнительных общеразвивающих программах ДОД: нормы и требования» (Л.С. Львова, г. Москва), «Менторские круги ФГБУК "ВЦХТ" как новый инструмент выявления, и трансляции инновационных воспитательных технологий» (Г.М. Криницкая, г. Москва), «Воспитание и дополнительное образование детей: к проблеме тезауруса» (Л.Г. Логинова, г. Москва), «Отношение к себе и отношение к педагогу как предикторы учебной мотивации подростков» (И.В. Серафимович, Ю.Н. Сальникова, Н.В. Шляхтина, г. Ярославль), «Работа с ошибками профессионального выбора как способ навигации процессов самоопределения школьников» (О.А. Беляева, г. Ярославль), «Основные факторы формирования самооценки как личностного образовательного результата в начальной школе» (С.Г. Макеева, Л.М. Воробьева, г. Ярославль), «Реализация воспитательного потенциала детских общественных объединений» (Т.В Лодкина, В.М. Горбачева, г. Вологда).
Полезны идеи выступающих по следующим темам: «Некоторые аспекты педагогического сопровождения подростков группы риска в общественных объединениях» (Е.Н. Сухоленцева, г. Орел), «Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях объединений допрофильной подготовки» (Е.С. Лунева, г. Ярославль), «Профессионализация и осознанный выбор сферы профессиональной деятельности обучающимися как основной результат управления качеством в предпрофессиональном образовании» (И.В. Серафимович, Н.И. Бобылева, г. Ярославль), «Патриотическое воспитание как педагогическая проблема» (С.Л. Данильченко, г. Севастополь), «Юногогика как ценностно-смысловой ориентир развития образовательных практик молодежи» (И.Ю. Тарханова, г. Ярославль), «Социокультурная среда медицинского вуза как основа духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи» (Т.А. Шульгина, г. Курск).
Активно прошло обсуждение проблем воспитания молодежи в виртуальной среде: «Психолого-педагогическое сопровождение в виртуальной среде дополнительного образования как условие развития субъектности подростков» (С.Е. Елизаров, Т.А. Антопольская, г. Курск), «Цифровое поколение: вызов к гражданской идентичности» (О.А. Коряковцева, г. Ярославль), «Медиаволонтерство и самореализация детей и подростков в виртуальном пространстве» (Х.Т. Загладина, г. Москва), «Возможности позитивной социализации и самореализации детей и молодежи в виртуальном пространстве» (П.А. Кисляков, г. Москва), «Сопровождение социального становления обучающихся средствами медиапедагогики» (Т.В. Макеева, В.Н. Гурьянчик, г. Ярославль).
При обсуждении итогов конференции участники отметили следующее:
- Концептуальные идеи воспитания свободного человека, разработанные М.И. Рожковым, являются актуальными и перспективными, так они отражают запрос общества на формирование молодого человека, проявляющего субъектную позицию в решении личных и общественных проблем. Экзистенциальный подход к воспитанию отвечает потребностям современного поколения молодежи, помогает найти ответы на сложные вопросы воспитания детей, а инструментарий воспитания свободного человека, предложенный М.И. Рожковым и его учениками-последователями, позитивно воспринимается педагогами-практиками.
- Ценностно-смысловые основы воспитания свободного человека представляют собой систему базовых положений, которые определяют отношения субъектов воспитательной деятельности и их нравственные позиции, находят отражения в целях и задачах, подходах и принципах, содержании, технологиях, формах и методах воспитательной деятельности.
- Имеется положительный опыт инновационной образовательной деятельности образовательных и воспитательных организаций разных субъектов РФ и зарубежных стран по реализации педагогического и психолого-педагогического сопровождения самоопределения и саморазвития личности, воспитания свободного человека, формирования субъектности, индивидуальности и личности ребенка в условиях неопределенности и глобальных вызовов современности. Этот опыт необходимо распространять и совершенствовать.
- Следует продолжить поиск новых подходов к воспитанию и педагогических средств, направленных на формирование субъектности, важнейших социально значимых качеств детей и подростков, чтобы предоставить молодым людям возможность самореализации в различных видах деятельности, детских объединениях, образовательных организациях.
По итогам конференции было предложено:
- Развивать исследовательскую и инновационную деятельность образовательных организаций в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года», Национальным проектом «Образование», с учетом приоритетных направлений развития исследований в сфере наук об образовании.
- Продолжить изучение и обобщение педагогического опыта, направленного на повышение эффективности, качества организации педагогического и психолого-педагогического сопровождения самоопределения и саморазвития личности ребенка в условиях неопределенности и глобальных вызовов современности.
- Способствовать продвижению новых педагогических идей на всех ступенях образования и воспитания подрастающего поколения, развивать взаимодействие ученых регионов РФ и зарубежья. Активнее приобщать молодых ученых, аспирантов и студентов к разработке актуальных проблем воспитания.
- Отметить положительный результат совместной работы участников конференции в определении новых подходов к изучению проблем воспитания подрастающего поколения в современных условиях, требующих нового педагогического мышления, системного и гибкого взгляда на воспитательный процесс, субъектно-ориентированных технологий и средств воспитания.
- Опубликовать материалы участников конференции в сборнике трудов «Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека» и в «Журнале педагогических исследований».