ПЕРВЫЕ ЗАВЕДУЮЩИЕ КАФЕДРАМИ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (К СТОЛЕТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 2-ГО МГУ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещается научно-педагогическая деятельность первых заведующих кафедрами факультета начальных классов (ныне − факультета начального образования Института детства МПГУ), который был создан на основе педагогического факультета 2-го МГУ в 1921 г., и столетие которого отмечается в октябре 2021 г.

Ключевые слова:
факультет, кафедра, заведующий кафедрой, учитель начальных классов, высшее образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В юбилейные дни 100-летия факультета начального образования Института детства Московского педагогического государственного института −  своевременно обратиться к его истокам и тем нравственным ценностям, которые были заложены его создателями, и которые обеспечили его развитие. Безусловно, любой факультет университета имеет свои корни и свой менталитет, как и любой трудовой коллектив, но близость к детям младшего школьного возраста и многопредметность начальной школы — эти  определяющие позиции не только в  содержании подготовки будущего учителя начальных классов, но и в процессе сотворения его личности, готовой выполнить почетную миссию − стать Первым Учителем в жизни  каждого человека страны

.      Факультет начального образования (ранее − факультет начальных классов) возник в недрах педагогического факультета 2-го МГУ в 1957 г. как его самостоятельное отделение. Для понимания последовательности знаменательных событий в истории факультета и высшего педагогического образования отметим следующие даты:

1872 г. – открытие в Москве Высших женских курсов (МВЖК, Владимир Иванович Герье); 1918 г. – реорганизация МВЖК и создание 2-го МГУ, в структуре которого были медицинский и технологический факультеты;

1921 г. – открытие во 2-ом МГУ педагогического факультета с двумя отделениями: школьным и дошкольным. Первый декан педагогического факультета – Константин Николаевич Корнилов, заведующий кафедрой педагогики школьного отделения – Иван Фомич Свадковский.      

     На базе 2-го МГУ впоследствии (1929−1930 гг.) были открыты три самостоятельных высших учебных заведения, ставшие гордостью Москвы: Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова), Московский технологический университет (сегодня – РТУ МИРЭА) и Московский педагогический государственный университет (сегодня − МПГУ). В 1930−1931 учебном году – начал свою работу Московский государственный педагогический институт (МГПИ) как самостоятельное высшее учебное заведение; в 1932–1938 гг. институт носил имя А.С. Бубнова, в 1941−1997 гг. – имя В.И. Ленина. С 1990 – по настоящее время – МГПИ получил статус университета и современное название – МПГУ. В 1957/1958 г. – открытие на школьном отделении педагогического факультета отделения по подготовке учителей начальных классов с высшим образованием.

     Педагогический факультет сохранил свое существование в структуре нашего  вуза вплоть до 1985 г., когда на его базе были созданы два самостоятельных факультета: факультет педагогики и психологии и факультет начальных классов (ФНК), в дальнейшем – факультет начального образования (ФНО), входящий сегодня в состав Института Детства МПГУ.

     В структуре первого в стране отделения учителей начальных классов, открытого в 1957 г. в рамках легендарного педагогического факультета 2-го МГУ, было 2 кафедры: кафедра педагогики начального обучения и кафедра методики начального обучения. Своевременно и правильно, изучая истории факультета, вспомнить имена тех, кто возглавлял эти кафедры, поскольку миссия любой кафедры любого вуза – это научно-методическая деятельность по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов, непосредственная педагогическая работа со студентами. Результативность деятельности кафедры, всего ее коллектива преподавателей во многом зависит от личности руководителя, заведующего кафедрой, научный кругозор которого определяет и направление исследовательской, и методической работы преподавателей, и перспективы развития конкретной области высшего образования. 

     В годы становления отечественного высшего педагогического образования для учителей начальных классов важно было определить его содержание, обеспечить высокий уровень подготовки будущих учителей, продумать возможности повышения квалификации учителей, уже работающих в школе. Перед заведующими кафедрами стояли очень серьезные задачи по определению психолого-педагогической и методической подготовки студентов, создание условий для научного роста преподавателей, составление учебных программ для ускоренного образования учителей со стажем. Обратимся к именам первых заведующих кафедрами факультета начального образования, под руководством которых были решены эти важные задачи, деятельность которых заложила традиции, перспективы развития и факультета, отечественной начальной школы и всего высшего педагогического образования в нашей стране.

     Первым заведующим кафедрой методики начального обучения был Лев Николаевич Скаткин (1893 – 1981 гг.), канд. пед. наук, доцент. В составе кафедры были предметные секции: природоведения (Козлова В.Н., Радзиевская М.И., Степанян Е.Н. и др.); секция русского языка и чтения (Горецкий В.Г., Грушников П.А., Никитина Н.К.,Светловская Н.Н., Ставская Г.М., Терехова Т.Г. и др.); секция математики (Скаткин Л.Н., Алнксахин С.П., Вапняр Н.Ф.,  Исаков П.С. и др.); секция истории (Геллерштейн С.Г., Голубева Т.С.); секция труда и изо (Лепский Г.С., Могилевская И.С.,  Шпикалова Т.Я., Цейтлин Н.Е. и др.). Это был довольно большой коллектив, представляющий преподавателей разных предметных областей, разного возраста и опыта педагогической работы, разных научных званий. Руководить таким пестрым коллективом довольно не просто, однако Лев Николаевич Скаткин заведовал кафедрой методики начального обучения на протяжении 15 лет, с 1957 по 1972 г. Впоследствии его сменила на короткий срок Н.Н. Светловская, которая сегодня работает в городском педагогическом университете и является д-ом пед. наук, Отличником народного просвещения, Отличником просвещения СССР, Заслуженным учителем Российской Федерации, основателем научной школы по методике литературного чтения младших школьников. Позднее кафедру методики начального обучения возглавил профессор, д-р пед. наук М.Р. Львов, всемирно известный методист по русскому языку, член-корреспондент РАО. Имена последующих заведующих данной кафедрой и их ученые звания подчеркивают высокий уровень кафедры и высокую ответственность ее руководителя, тем более – первого заведующего.

          Годы жизни Л.Н. Скаткина соответствуют времени поиска модели советского воспитания, времени Великой Отечественной войны, периоду послевоенного развития отечественного образования. Он был старшим ребенком в многодетной семье земского врача Николая Ивановича Скаткина и его жены Валентины Петровны, урожденной Строевой [5]. Место рождения – село Черная Грязь Московской губернии. Сегодня в научном мире чаще упоминается имя его младшего брата, д-ра пед. наук, профессора, академика, сотрудника отделения методологии, теории и история педагогики АПН СССР Михаила Николаевича Скаткина (1900−1991) – известного специалиста в области дидактики. Важно, что именно под влиянием старшего брата сам Михаил Николаевич заинтересовался вопросами педагогики, которым также, как и Лев Николаевич, посвятил всю свою жизнь. Высшее образование Лев Николаевич получил в Московском университете, закончил философское отделение историко-филологического факультета.  С 15 лет занимался репетиторством, считая необходимым материально поддерживать семью, в которой росли еще 8 братьев и две сестры. Этот факт оказался очень знаменательным в жизни Льва Николаевича, поскольку именно в   Союзе общества попечения о детях   из   небогатых московских семей, где он проводил занятия по математике, состоялось его знакомство с уже известным в то время Станиславом Теофиловичем Шацким.  Встреча эта определила весь жизненный путь Льва Николаевича, его брата Михаила, да и всей дружной семьи Скаткиных. Вместе с С.Т. Шацким братья Лев и Михаил и многие другие члены семьи работали 10 лет, участвовали в организации колонии  «Бодрая жизнь», которая стала потом Опытной станцией Наркомпроса, объединив 15 школ I ступени и 2 школы II ступени, несколько политико-просветительных учреждений и два детских сада. «С Шацким навсегда» − так написано в статье, посвященной памяти М.Н. Скаткина, и слова эти в полной мере можно адресовать и Льву Николаевичу, делом всей жизни которого стало пропагандирование научных взглядов и педагогической деятельности педагога, имя которого навеки вошло в историю отечественной педагогики [1]. «То, что имя Шацкого со временем стало в ряд с именами других выдающихся отечественных педагогов – во многом заслуга моего деда. После кончины Шацкого и до конца 50-х годов его труды не публиковались. Издавались, правда, воспоминания учеников и соратников. В 1962-65 гг. усилиями моего деда, его братьев и вдовы С.Т. Шацкого был издан 4-хтомник сочинений выдающегося педагога, а в 1980 году - избранные сочинения в 2-х томах», − вспоминает внук Л.Н. Скаткина [3]. В Обнинске, в местах экспериментальной научно-педагогической деятельности педагогов – энтузиастов, до сих пор хранится память о С.Т. Шацком, есть там и музей-квартира Скаткиных. Интересно, что у старших дочерей Льва Николаевича в графе «место рождения» в паспорте была следующая запись: «Первая опытная станция».

    Дальнейшая профессиональная деятельность Л.Н. Скаткина была связана только с математикой и педагогикой – он был районным методистом по математике, во время войны – делал расчеты для артиллерийских войск (кстати, ушел на фронт в возрасте 50-ти лет!),  через 3 года после войны стал кандидатом педагогических наук, защитив диссертацию на тему: «Обучение решению простых арифметических задач», и с 1951 г. он начинает работать преподавателем математики и методики математики в педагогическом институте им. В.П. Потемкина, который позднее был объединен с МГПИ им. Ленина.  «После трех лет работы в вузе дед создал кафедру методики начального обучения и возглавил ее. На пенсию он ушел в 80 лет. В своей аспирантуре подготовил 8 кандидатов наук, которые несли в педагогические массы идеи его и Шацкого. Частица школы Скаткина была и в Воронежском пединституте»

[4]. Сохранились до сегодняшнего дня свыше 30-ти методических пособий для учителей начальных классов по обучению младших школьников математике, учебных пособий по методике обучения будущих учителей начальной школы, адресованных преподавателям и студентам факультета начальных классов и педучилищ [11; 12; 13]. Отметим, что к большинству своих научных работ Лев Николаевич обязательно привлекал коллег − преподавателей математики, создав тем самым самостоятельный творческий коллектив.

     В годы заведования кафедрой  Л.Н. Скаткин создал условия и заботился о научном росте преподавателей по всем другим методикам, кроме математики: в эти годы защитили диссертации по природоведению (Е.Н. Степанян, М.И. Радзиевская, Козлова В.Н.), русскому языку с методикой преподавания (Журжина Ш.В., Новикова Ю.В., Ставская Г.М., Светловская Н.Н., Никитина Н.К., Терехова Т.Г.), методике истории (Голубева Т.С.), методике изобразительного искусства (Шпикалова Т.Я.) и др. Активно велась методическая работа − подготовка пособий для студентов аналогичных факультетов, которые открывались в других педагогических вузах страны, и для учителей начальных классов. Высокая интеллигентность, простота общения и доверительность Льва Николаевича создавали удивительно теплую атмосферу кафедры, стимулировали работоспособность преподавателей, вызывали уважение к нему со стороны студентов и учителей, а также всего коллектива факультета.

     Первым заведующим кафедрой педагогики начального обучения был Петр Константинович Холмогорцев   Талантливый учитель, он возглавил кафедру в 1957 г. после защиты кандидатской диссертации (1951 г.)  К сожалению, не удалось найти точных дат его жизни, но все же поиски в интернет-ресурсах помогли обозначить некоторые факты биографии Петра Константиновича. Полученная информация позволяет утверждать, что педагогическую деятельность он начал в 19 лет, будучи работником Оренбургского отдела просвещения, который впоследствии возглавил. Высшее педагогическое образование получил в Центральном институте народного образования в Москве, выполнил кандидатское исследование при АПН РСФС по теме: «Научно-практические конференции, их роль в обобщении и распространении передового педагогического опыта», много лет преподавал историю в школах Москвы.

     Вот строчки воспоминаний о нем одного из учеников элитной московкой школы №25: «Следом за книгами меня учила школа, но я имею в виду не процесс обучения, а само пребывание в ее стенах и в коллективе сверстников. Дело в том, что она была необычной, ее можно было назвать советским царскосельским лицеем; в последнем, как известно, учились дети не самых захудалых дворян, и царь российский проявлял большое внимание к лицею. Примерно то же было и у нас. Когда Сталин и его ближайшие соратники обнаружили, что окружены кучей своих детей школьного возраста, они создали специальное учебное заведение, в котором стали учиться дети руководителей партии и государства, Красной Армии и органов госбезопасности, а также лидеров зарубежных коммунистических партий.  …    Учили нас хорошо. Среди преподавателей были яркие личности, причем уже солидного возраста. Как я понимаю, на них еще сохранился отсвет дореволюционной школы. Так, математику преподавал старый профессор Юлий Осипович Гурвиц, педагог от Бога! Он был у нас классным руководителем, и мы его очень любили, с успехом принимали участие в ежегодных математических детских олимпиадах, проводившихся в Московском университете. Не отставал от нашего профессора и преподаватель истории Петр Константинович Холмогорцев, блистательный оратор. Случайно у меня до сих пор сохранилась тетрадь, двадцать четыре страницы, она от начала до конца заполнена моим домашним сочинением от 1940 года на тему «От смерда до крепостного крестьянина». В нем было о чем поразмышлять по поводу свободы, рабства и тирании.  Почему я выбрал эту тему? Потому что считал ее самой сложной из всех предложенных. Интерес этот во мне разжег Петр Константинович. Он читал нам свой предмет вдохновенно, даже весело. У меня нет никакого сомнения в том, что прошедшая мною у него школа намного облегчила мне учебу на факультете журналистики» [6].

    Другая цитата – известный публицист Львов Сергей Львович в работе «Быть или казаться?» пишет о 25-ой школе: «Вспомнились руководители школы, в которой я имел счастье учиться: суровый директор Нина Иосифовна Гроза, заведующие учебной частью — мягкий Александр Семенович Толстой и то строгий, то снисходительный Петр Константинович Холмогорцев. Они были очень разными людьми. Но все — требовательными и безукоризненно вежливыми. Всегда и со всеми. Подчеркиваю — всегда и со всеми. С учениками, родителями, уборщицами, посетителями. Даже если предмет разговора был неприятным. Иногда о стиле поведения, о манерах, об этикете приходится серьезно задуматься и тому, кто считает себя воспитанным человеком» [7].

    Вспоминает Петра Константиновича и Э.Г. Костяшкин, директор другой, не менее известной московской школы. Но сначала – несколько слов о самом Эдуарде Георгиевиче Костяшкине, «В годы застоя, когда под парчовым покрывалом было любое живое слово (тем более в педагогике), как глоток свободы воспринимались статьи и книги таких авторов, как, например, С. Соловейчик или В. Матвеев. Круг их был невелик, и в него по достоинству входил Эдуард Георгиевич Костяшкин (1926–1983). Последователь идей Макаренко, он в свое время был директором знаменитой 544-й московской школы — первой школы полного дня для трудновоспитуемых подростков» [8].

    А вот статья из «Учительской газеты», напечатанная к 90-летию Э.Г. Костяшкина: «Из школы Костяшкина вышла плеяда ярких ученых и практиков, которые создали свои научные и практические школы, открыли новые направления, институты, педагогические издания и воспитали последующих учеников, продолжавших традицию учителя. Среди них - профессор Борис Вульфов, академик РАО Борис Гершунский, профессор, зав. кафедрой педагогики АПКРО, организатор общества Яна Корчака в России Ирина Демакова,  член-корреспондент АПН и РАО, народный учитель России Александр Иванов, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики ТГПУ Александр Орлов, академик РАО Анатолий Цирульников... ближайшие сотрудники Э.Г. Костяшкина - Лидия Зеленина, Луиза Сидон, Виктор Кутьев» [2].

   Безусловно, такой директор сумел собрать в школе удивительных и талантливых учителей, которых он позже разделил на четыре типа: интеллектуальный, волевой, эмоциональный, организаторский.  Вот как Э.Г. Костяшкин характеризует Петра Константиновича, считая его примером эмоционального учителя: «Хочется немного сказать и о Петре Константиновиче Холмогорцеве, впоследствии видном педагоге, авторе учебника педагогики для педучилищ. Вряд ли у этого учителя жизнь была легче, чем у других, в тяжелые годы войны. Однако он на урок приходил всегда со светлой, радостной улыбкой, выражающей уверенность в завтрашнем благополучии, он нес с собою запас доброты на сегодня и будущее, какую-то радостную перспективную романтичность. Лучистость его глаз всегда была мажорной. И в классе становилось светлее, теплее и даже куда-то исчезал вечно грызущий нас в те годы голод. Интонация и голос Петра Константиновича были постоянно подбадривающими, вдохновляющими ученика. И мы тянулись к этому мажорному тону, к добрым лучикам взгляда, к обнадеживающей улыбке, вселявшим в нас уверенность в счастливом конце всей трудной жизни тех лет.  У Петра Константиновича было круглое в рябиночках улыбчивое лицо, оно выражало восторг уже оттого, что ученики есть, сидят за партами, что печка натоплена и сейчас мы начнем потрясающий рассказ о победах Суворова над турками. Для меня остается загадкой, как Петр Константинович умел сконцентрировать весь свой эмоционально-мажорный заряд именно на тех учениках, настроение которых было самым подавленным от разных невзгод тяжелой жизни. Но "оживали" первыми именно они...» [9].

     В коллектив кафедры педагогики, которую возглавил П.К. Холмогорцев, в 1958−1963 гг. входили: Нина Николаевна Бельская, Антонина Петровна Демидова, Татьяна Васильевна Воликова, Александра Николаевна Рык, Николай Николаевич Светловский, Маргарита Николаевна Шестернина. Позднее основной костяк кафедры составили ученики И.Ф. Свадковского и кроме А.П. Демидовой и Т.В. Воликовой, с педагогическими проблемами обучения и воспитания младших школьников будущие учителя знакомились на занятиях С.П. Баранова, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, которые на долгие годы не только возглавили кафедру, но и способствовали дальнейшему развитию начального высшего образования в нашей стране.

    Что было основным направлением в работе кафедры в те годы? На первом плане были задачи формирования личности учителя, готового работать по призванию, высокая практическая и теоретическая подготовка студентов, которая обеспечивалась и педагогической практикой, и встречами с лучшими учителями города, и погружением в проблемы обучения и воспитания младших школьников и знакомством с новейшими педагогическими экспериментами, и поисками новых методов и подходов. Учили азам педагогического творчества, воспитывали призвание к работе учителя и личным примером, и примерами лучших из лучших. Все преподаватели кафедры педагогики (и только они!) были кураторами студенческих групп, проявляли внимание к каждому, хорошо знали семейные условия, участвовали в жизни студентов не по обязанности, а с большим интересом. Инициатива студентов поощрялась и поддерживалась – так была открыта при кинотеатре «Родина» детская комната «Варежка», где студенты дежурили по выходным дням и играли с детьми, пока их папы и мамы смотрели кино. А ведь надо было договориться с администрацией, найти помещение, оборудовать его, собрать игрушки, детские книжки. Конечно, все это – по зову сердца, из любви к педагогике, бесплатно, с участием преподавателей кафедры. Такая доброжелательная атмосфера кафедры приближала к студентам школьную практику, позволяла познакомиться и понять содержание важных событий, происходящих в те годы в начальном образовании. Перед будущими учителями выступал неоднократно Даниил Борисович Эльконин, и при поддержке П.К. Холмогорцева можно было побывать на уроках в экспериментальном классе школы № 91, где разрабатывались основы развивающего обучения. Были организованы кафедрой встречи  с Леонидом Владимировичем Занковым, Эдуардом Геогиевичем Костяшкиным,  с лучшими учителями и методистами по начальной школе: Клавдией Серафимовной Уткиной, Заслуженными учителями РСФСР Верой Михайловной Крайнюк, Надеждой Александровной Горшковой и др. Участвовал в консультировании  дипломных работ студентов и их рецензировал Заслуженный учитель РСФР Семен Абрамович Гуревич,  учитель литературы, к которому, по словам его дочери, актрисы Анны Каменковой,  в то время «везли детей со всей Москвы». А работал Семен Абрамович все в той первой в Москве школе полного дня для трудных детей №544, которую возглавлял Э.Г. Костяшкин, и он был, по его мнению, учителем-интеллектуалом. Яркий образ этого учителя виден из следующей выдержки: «Увлёк и покорил меня учитель литературы, приходивший к нам на урок с огромным, туго набитым "вещмешком", из которого вынимал …  гору книг, прихваченных из собственной библиотеки, и, наконец, старенький, выдавший виды патефон... Учитель, не обращая на нас внимания, ставил на вертящийся круг пластинку с романсом Даргомыжского или музыкой Глинки, молча отходил к окну. Мелодия погружала в неведомое, непохожее на все, что окружало нас… "Знаете», - говорил учитель, снимая затертую пластинку, прослушанную с двух сторон, - «история этого романса поразительна. Однажды в Петербурге зимой..." - и все близлежащее пропадало, мы не слышали звонков, извещающих об окончании урока. Мы были молодыми петербургскими повесами, плели при ночных свечах тайные заговоры, мчались в карете с бала, зачитывались рукописными стихами, дрожащей рукой вскрывали надушенный конвертик от княжны Н., упивались лицейской дружбой, поклонялись Пушкину, ненавидели Бенкендорфа... О, как он умел пленить наши души, Семен Абрамович Гуревич, тогда - тридцатилетний словесник, а к концу жизни - выдающийся педагог, заслуженный учитель школы РСФСР. Необыкновенный учитель!» [10].

     Усилиями заведующих кафедрами в эти годы было определено содержание 4-х летнего высшего образования для будущих учителей начальных классов, которое предусматривало изучение ими методики пения, истории, физической культуре, поскольку эти предметы также входили тогда в перечень квалификационных обязанностей учителя начальной школы, а учителей – предметников по ним, тем более с высшим образованием, было недостаточно.  Многие студенты впервые сели за мольберты на занятиях по изобразительному искусству, впервые занимались изучением рефлексов головного мозга на лабораторных занятиях по анатомии и физиологии. В сетке расписания учебных занятий указывались часы индивидуальных музыкальных занятий на различных инструментах, а при поступлении на факультет все абитуриенты проходили музыкальное прослушивание. Полевая практика проходила на биостанции «Заветы Ильича», где были занятия по ботанике, картографии, ориентированию, гербаризации и морфологии растений, основам краеведения и туризма, а еще были ранние выходы в лес и слушание пения птиц (учили
распознавать их по голосам). Стержнем всех занятий по любым дисциплинам была направленность на будущую педагогическую самостоятельную деятельность, на работу учителем. Можно сказать, что учебный процесс на факультете, организованный в период становления системы начального высшего образования, в полной мере отвечал требованиям современной практико-ориентированной модели подготовки школьного учителя. Безусловная заслуга в этом – руководителей факультета, коллектива преподавателей и, конечно же, первых заведующих кафедрами – Льва Николаевича Скаткина и Петра Константиновича Холмогорцева, которые сами были воодушевлены передовыми педагогическими идеями и старались передать их коллегам и будущим учителям. Подробно о методической работе кафедр факультета того времени см.: [14].

Список литературы

1. Богуславский М.В., Занаев С.З. Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина//Педагогика. − №4-2015. − С. 9-26.

2. Великие имена. Последний школовед нашего времени (к 90-летию со дня рождения выдающегося ученого и практика Эдуарда Георгиева Костяшкина). - //Учительская газета. - №37 от 15 сентября 2015 г. - URL: http://www.ug.ru/archive/ug/2015/37 (Дата обращения: 05.04.2017)

3. Волдочинский М. «На фронте он писал диссертацию». - URL: https://proza.ru/2012/05/30/284 (Дата обращения: 13.08.2021).

4. Волдочинский М. «Мы с Тютчевым играли на рояле». - URL: http://www.proza.ru/2004/04/08-56 (Дата обращения: 18.09.2021)

5. Волдочинский М. От истории семьи к истории страны. - URL: https://voldochinskij.livejournal.com/ (Дата обращения:18.09.2021)

6. Николаев, В.Д. Сталин, Гитлер и мы /В.Д. Николаев. - М.: Терра-Книжный клуб, 2005. - 464 с. Цит. по URL: http://detectivebooks.ru/book/22807755/?page=5 (Дата обращения: 10.08.2021).

7. Львов, С.Л. Быть или казаться? /С.Л. Львов. - URL: http://litlife.club/br/?b=202043&p=34 дата обращения: 10.08.2021)

8. Костяшкин, Э.Г. (о нем) Предисловие редакции - //Классное руководство и воспитание школьников. - 2007. − №2. -URL: http://ruk.1september.ru/view_article.php?ID=200700209 (Дата обращения: 13.08.2021).

9. Костяшкин, Э.Г. Четыре типа педагогов /Э.Г. Костяшкин. - // Народное образование. -1989.-№8. Цит. по: URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/9/10 (Дата обращения: 10.08.2021).

10. Учитель и об учителе. - URL: http://ubiquist.livejournal.com/138816.html (Дата обращения: 15.08.2021).

11. Методика начального обучения математике. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под ред. Л.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1972. - 320 с.

12. Минковский В.Л. Первая книга по методике начального обучения математике для высшей педагогической школы. - https://www.mathedu.ru/text/vladimir_lvovich_minkovskiy_2011/p244/

13. Скаткин Л.Н. Авторские труды. - https://www.mathedu.ru/indexes/authors/skatkin_l_n/

14. Ситниченко М.Я., Чекин А.Л., Олейникова М.А., Борисова Е.В. Вековое служение начальной школе // Начальная школа». - 2021. − №9. − С. 3−9.

Войти или Создать
* Забыли пароль?