ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МПГУ ДЛИНОЮ В 100 ЛЕТ: ОТРАЖЕНИЕ В РАБОТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В XXI ВЕКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена уникальному событию в жизни ФГБОУ ВО «МПГУ» – проведению Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)», в статье подробно представлено содержание двух дней конференции.

Ключевые слова:
педагогическое образование, открытие конференции, пленарное заседание, приветственные слова, научные школы, известные учёные, мастер-классы, выставка, экспонаты фонда Музея МПГУ, секции, научные доклады, музыкальный калейдоскоп, Студенческий совет Института детства
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Первый день конференции

14 октября 2021 г. в главном корпусе МПГУ при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации состоялось торжественное открытие Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития», посвящённой уникальному событию – 100-летию создания педагогического факультета при 2-м МГУ. Научные доклады, выступления, мастер-классы были посвящены важнейшим вопросам психолого-педагогической науки в высшей школе:

  • Развитие фундаментальных научных школ психолого-педагогической мысли в МПГУ.
  • Научные исследования проблем дошкольного детства.
  • Векторы развития образования в начальной школе.
  • История и перспектива развития педагогической практики в высшем образовании.
  • Воспитание в XXI в.: новые вызовы.
  • Социальная инклюзия как ориентир новой педагогики.
  • Традиции и инновации в профессиональной подготовке педагогов для всех уровней образования.

С приветствием к организаторам, слушателям и участникам конференции обратились представители руководства университета: Виктор Павлович Дронов, первый проректор МПГУ, Дарья Александровна Кудрявцева, проректор по дополнительному образованию, Татьяна Николаевна Владимирова, проректор по связям с общественностью.

С поздравительным словом выступила Лариса Николаевна Тутова, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, руководитель Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России». Лариса Николаевна отметила особую миссию МПГУ как флагмана педагогических вузов России. Важную роль педагогического факультета как «прародителя специальности социального педагога и современного учителя» отметила Антонина Николаевна Дашкина, президент союза социальных педагогов и социальных работников России, главный редактор журнала «Социальная работа». О связи фундаментальной науки и практики работы с детьми говорил Сергей Витальевич Шариков, руководитель проекта «УчимЗнаем», лауреат премии г. Москвы 2019 г. в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах».

Пленарное заседание открыли руководители трёх подразделений-правопреемников педагогического факультета – Сахарова Татьяна Николаевна (директор Института педагогики и психологии), Алмазова Анна Алексеевна (директор Института детства) и Парамонова Маргарита Юрьевна (декан факультета дошкольной педагогики). Исторический экскурс становления педагогического факультета и его трансформации в современных реалиях вызвал отклик у слушателей и участников конференции. Уникальные фотографии плеяды выдающихся педагогов-исследователей, всемирно известных ученых – Блонского П.П., Шацкого С.Т., Корнилова К.Н., Выготского Л.С. и др. – были представлены в презентациях спикеров.

В первый день Конференции с научными докладами выступили основатели и последователи известных научных школ Университета, стоящие у истоков создания научных подразделений и продолжающие хранить традиции отечественного образования:

Научная школа «Феноменология развития и бытия личности»: концепция и перспективы ее развития.

         Мухина Валерия Сергеевна, научный руководитель кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, д-р психол. наук, профессор, академик РАО, г. Москва, Россия.

− Педагогическое образование в России в начале XX в.: уроки истории.

Джуринский Александр Наумович, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, д-р пед. наук, Почетный профессор МПГУ, академик РАО, г. Москва, Россия.

− Научная рациональность и педагогическая реальность.

Шадриков Владимир Дмитриевич, профессор кафедры психологии младшего школьника Института детства Московского педагогического государственного университета, д-р психол. наук, Почетный профессор МПГУ, академик РАО, г. Москва, Россия.

− Педагогический факультет как социальная реальность.

Мудрик Анатолий Викторович, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, д-р пед. наук, Почетный профессор МПГУ, член-корреспондент РАО, г. Москва, Россия.

В смешанном формате конференции приняли участие педагоги, исследователи, студенты и молодые ученые со всех уголков мира. Более 6000 участников посмотрели прямую трансляцию конференции на официальном YouTube-канале МПГУ. О значимости психолого-педагогического наследия и преемственности научных идей в историческом и культурологическом контекстах говорили и  зарубежные гости: президент Международного общества культурно-исторических и деятельностных исследований (ISCAR) Катерина Плакитси, профессор Университета Иаонины (Греция); Энди Байфорд, профессор Даремского университета, специалист в области педологии и психологии образования (Великобритания); Зоя Престес, профессор факультета образования Федерального университета Флуминенсе, д-р пед. наук, г. Нитерой (Бразилия); Христо Кючуков, профессор Свободного университета, г. Берлина и профессор Силезийского университета, г. Катовице, Польши, д-р пед. наук.

В перерыве в атриуме Главного корпуса состоялось открытие выставки «100 лет педагогическому факультету при 2-м МГУ». Организаторами выступили Дирекция изучения истории МПГУ при активном содействии Института педагогики и психологии, Факультета начального образования Института детства, Факультета дошкольной педагогики и психологии. В рамках выставки были представлены подлинные экспонаты – свидетели исторических эпох, сопутствующих становлению и развитию Педагогического факультета – фотографии, книги, архивные документы, учебники и другие ценные экспонаты фонда Музея МПГУ.

С приветственным словом выступил ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков, член-корреспондент РАО, д-р ист. наук, профессор. О роли сохранения исторического наследия Педагогического факультета выступили Марина Ярополковна Ситниченко, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства, Людмила Михайловна Волобуева, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии, Елена Александровна Дубицкая, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии.

Работу первого дня Конференции завершили интересные мастер-классы актуальной тематики: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Опыт использования образовательной кинезиологии», «Создание образовательной ситуации: Телесная практика органичного действия (на основе сценической модели действия)», «Семейное воспитание и образование».

 

Второй день конференции

    15 октября 2021 г. в корпусе гуманитарных факультетов на факультете начального образования Института детства в смешанном формате прошёл второй день Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ).

      В 10 часов утра начала свою работу секция XVII «Начальное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее». Работу секции открыли ведущие Олейникова Марина Анатольевна, декан факультета начального образования Института детства, канд. пед. наук, доцент, и Живодрова Татьяна Алексеевна, доцент кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова, канд. пед. наук, которые являются выпускниками факультета начального образования.

     О сотрудничестве и сетевом взаимодействии в подготовке педагогических кадров для системы начального образования рассказали Виноградова Наталья Федоровна, д-р пед. наук, профессор, член-корреспондент РАО, Кочетова Наталья Геннадьевна, канд. физ.-мат. наук, декан факультета начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, Барашкина Светлана Борисовна, канд. пед. наук, Почетный работник образования Российской Федерации Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, Овчинникова Александра Жоресовна, д-р пед. наук, профессор Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Кузнецова Наталья Викторовна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой методики дошкольного и начального образования Мордовского государственного  педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, Миняев Алексей Сергеевич, канд. психол. наук, директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 875» и мн. др.

      До глубины души потрясло выступление Ситниченко Марины Ярополковны, канд. пед. наук, профессора кафедры теории и практики начального образования Института детства, на тему «Ценностные ориентиры факультета начального образования Института детства МПГУ», в котором была прослежена вся история факультета, были названы имена людей, которые работали на факультете и создавали его традиции, прозвучали интересные факты из биографии преподавателей. Это не могло не вызвать живой интерес всех участников конференции к содержанию доклада, так как выступающий Марина Ярополковна является не только выпускницей нашего факультета, но и человеком, отдавшим 50 лет своей трудовой деятельности служению нашему университету.

       После яркого выступления Марины Ярополковны все заведующие кафедрами раскрыли в своих докладах вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе вузовского образования. Перед участниками конференции выступили Землянская Елена Николаевна, д-р пед. наук, заведующий кафедрой теории и практики начального образования,  Макарова Карина Вячеславовна, д-р психол. наук, заведующий кафедрой психологии младшего школьника, Чекин Александр Леонидович, д-р пед. наук, заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе, Каравашкина Марина Викторовна, канд. филол. наук, заведующий кафедрой начального филологического образования им. М.Р. Львова, Галямова Эльмира Махмудовна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе.

       С большим удовольствием и особым трепетом участники конференции посмотрели видеофильмы «Имена в истории факультета начального образования»:

       − о научно-педагогической деятельности д-ра пед. наук, профессора, академика Российской академии образования Михаила Ростиславовича Львова;

       − о педагогической деятельности Председателя Совета Ветеранов МПГУ, д-ра пед. наук, Почетного профессора МПГУ Александра Егоровича Дмитриева,

       − о научной школе канд. пед. наук, профессора кафедры педагогики начального обучения МПГУ, ветерана Великой Отечественной войны Сергея Петровича Баранова.

       После перерыва конференция продолжила свою работу на большой секции XVIII «Традиции и инновации в подготовке учителя начальных классов» и секции XIX «Дефектология в развивающемся педагогическом пространстве». Секции прошли в смешанном формате, в работе которых приняли участие как профессорско-преподавательский состав Института детства и студенты, так и гости из других ВУЗов Москвы, Московской области, регионов РФ.

       На заседаниях секций были заслушаны и обсуждались доклады по актуальным направлениям подготовки учителя начальной школы:

      − Педагогика развивающего начального образования;

      − Психологическая подготовка будущего учителя начальных классов;

      − Начальное филологическое образование в контексте современных исследований;

      − Начальное математическое образование: традиции и инновации;

      − Актуальные направления исследовательской и творческой деятельности в начальной школе;

      − Инклюзивное образование в начальной школе.

        После работы секций все участники конференции с большим удовольствием посмотрели «Музыкальный калейдоскоп», подготовленный Студенческим советом Института детства, в котором были представлены музыкальные номера.

       Второй день Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)» завершился обменом мнениями, подведением итогов конференции со словами «Мы гордимся нашим МПГУ!», «Мы гордимся нашим Институтом детства!», «Мы гордимся факультетом начального образования!».

Войти или Создать
* Забыли пароль?