В статье рассмотрены используемые в современной российской практике подходы к оценке результатов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Предложен набор критериев для оценки результативности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе перехода обучающегося из школы в профессиональную образовательную организацию (эффективность, доминантность, сбалансированность, удовлетворенность).
профессиональная ориентация, сопровождение профессионального самоопределения, управление по результату, критерии, показатели, региональный мониторинг образования.
С начала нового столетия, по мере распространения модели управления по результатам, критерии, показатели и индикаторы результативности приобрели особое значение. Все, что не поддается диагностичному целеполаганию, индикативному планированию и критериальной оценке, ныне не рассматривается в качестве управляемых процессов и снимается с повестки дня. Именно таким путем общеобразовательная школа окончательно «потеряла» воспитание. Ни ожидаемые, ни реальные результаты школьного воспитания (в отличие от результатов обучения) не могут быть формализованы и количественно выражены — следовательно, в строгой системе образовательного менеджмента им не место.
Сходная ситуация складывается с профессиональной ориентацией. Сразу оговоримся, что, будучи сторонниками личностно ориентированного подхода, мы предпочитаем использовать термин «сопровождение профессионального самоопределения», выделяя в нем два уровня сопровождения:
- психолого-педагогическое;
- организационно-педагогическое.
1. Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). - изд. 1-е. - Издатель: ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. - 184 с.
2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. - М.: ФИРО; Перо, 2014. - 38 с.
3. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. - М.: Экономика, 1972. - 256 с.