ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Интерес к проблемам личности несовершеннолетних правонарушителей объясняется прежде всего количеством правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. При этом в структуре преступлений имеют место особо опасные преступления, такие. Как убийства, изнасилования, разбой, вандализм и другие. В связи с этим требует особого внимания изучение личности правонарушителя, те ее черты и свойства, которые способствуют совершению таких преступлений, а также характер взаимодействия этой личности с микро и макро средой. В статье проанализированы социально-психологические черты личности несовершеннолетнего правонарушителя, не зависимо от вида правонарушения. Несмотря на различия в мотивах и способах совершения различных правонарушений, они прежде всего характеризуются 1) антиобщественной направленностью личности; 2) вытекающей из нее способностью к определенному агрессивному/противоправному/преступному действию по отношению к тому или иному объекту; 3) наличию соответствующей средовой ситуации.

Ключевые слова:
несовершеннолетний, правонарушение, преступление, агрессивность, фрустрация, особенности личности, аномия, социальная среда, норма, девиантное поведение, девиация
Текст

Актуальность. Кризисное состояние современного мира характеризуется не только глубокими социально-экономическими изменениями, происходящими во многих странах, но и резким ухудшением нравственно-психологического климата, отчуждением людей друг от друга, дальнейшим распадом личности, показателями чего является бурный рост преступности, все большее распространение в повседневной жизни насилия и таких социальных болезней как наркомания и алкоголизм.

В условиях современного общества насилие является не только способом разрешения общественных конфликтов (применение насилия во время войн, забастовок, демонстраций и т.д.), но и становится все более массовым средством удовлетворения различных индивидуалистических притязаний отдельных личностей. Нередко эти притязания носят противозаконный, антисоциальный характер, выражаясь в форме насильственных преступлений.

Объяснить это явление можно происходящими переплетениями социально-экономических факторов, влияющих на рост преступности и насилия (такие как нищета, безработица, урбанизация жизни) с другими специфическими условиями социально-психологического характера. В сфере моральных отношений это выражается в информационной пропаганде к накоплению материальных благ и в то же время в большому количеству барьеров, затрудняющих движение к этой цели [4, с. 49]. Увеличивается разрыв между официально-пропагандируемыми целями и ограниченностью легальных возможностей для их достижения. Это приводит к формированию особого социально-психологического состояния личности, характеризующегося пессимизмом, потерей жизненной ориентации, отсутствием перспектив. В массовом виде это приводит к такому состоянию обществ, в котором старые стандарты поведения либо ослабевают, либо претерпевают изменения, принимая характер антисоциальных и противозаконных. Поиски путей для овладевая доминирующих ценностей (богатство, престиж, власть) с помощью незаконных, преступных средств становятся все более массовыми, все более типичными для различных социальных и имущественных слоев. Людей из наименее обеспеченных слоев общества толкает на путь преступления стремление любыми средствами, любым путем вырваться из нищеты. Что касается более обеспеченной прослойки, здесь действуют уже иные силы, иные внутренние мотивы, один из них возможный уход от наказания.

Атмосфера цинизма самым пагубным образом влияет на мораль и поведение значительной части несовершеннолетних. Проблема преступности молодежи и связанные с ней вопросы изучения личности правонарушителя вызывает большой интерес для изучения.

Между условиями материальной и культурной жизни общества, с одной стороны, и групповым сознанием, с другой, лежит важная область социально-психологических явлений, выражающих характер взаимодействия индивида с окружающей средой. Без анализа всех параметров этого взаимодействия невозможно вскрыть закономерности как индивидуального, так и группового поведения, в том числе антисоциального.

Методы исследования. Взаимодействие личности правонарушителя с социальной средой можно рассматривать на трех уровнях:

  • Применительно к проблеме "первоначальной" социализации индивида, приобретении им индивидуального опыта.
  • На уровне микросреды (конформность, особенности внутригрупповых взаимодействий, влияние референтной группы, роль лидера и т.д.)
  •  На уровне макросреды среды, т.е. на уровне взаимодействия индивида с обществом

Для изучения того, что в наибольшей степени оказывает влияние на личность несовершеннолетнего правонарушителя и какие социально-психологические факторы оказывают воздействие на нее нами было проведено интервьюирование 44 сотрудников полиции, в чью компетенцию входит работа с несовершеннолетними, совершившими правонарушения.

Участникам исследования было предложено ответить на вопросы и выразить свое мнение, касаемо того, какие из предложенных факторов на личность правонарушителя в бошей степени:

  1. Состояние общества, дезорганизация социальных норм и институтов, неопределенности и нестабильности современной социальной обстановки.
  2. Внутреннее состояние несовершеннолетних правонарушителей, чувство неуверенности в себе, боязнь, апатия, чувство неудовлетворенности и т.д.
  3. Негативные личностные черты несовершеннолетнего, обусловленные особенностями личности и приобретенные под влиянием определенных ситуаций или социальной среды.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам факторного анализа первичных результатов эмпирического исследования выделено 3 фактора (первый фактор объясняет 16% дисперсии, второй фактор объясняет 15 % дисперсии, 3 фактор объясняет 19 % дисперсии. Все с положительными нагрузками.

 

Фактор 1 – аномия

Фактор 2 - фрустрация

Фактор 3 – негативные личностных черт

Утрата жизненной цели

Чувство подавленности

Агрессивность

Отсутствие веры в будущее

Неуверенность в себе

Раздраженность

Утрата нравственных ценностей

Психологическое напряжение

Тревожность

Расширение ценности материального достатка

 

Отчаяние

Социальная неопределенность

 

 

 

Таблица 1. Результаты анализа факторов, влияющих на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей.

 

По результатам исследования установлено, что наибольшее влияние на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников влияет аномия.

В начале ХХ века Э. Дюркгейм ввел понятие «аномии» как состояние относительной ликвидации этических норм в обществе или группе, вызванное отсутствием целей в жизни состоянием душевного беспокойства и т.д. Однако если французский социолог использовал этот термин применительно к сознанию отдельной, изолированной личности, то в последнее время чаще всего понятие «аномия» употребляют для анализа массовых общественных явлений таких, как преступность, наркомания, алкоголизм, различного рода невропатии и т.п., характеризующих те или иные деградации личности в социальном масштабе. В основе деградации лежит трансформация идеалов, потеря смысла жизни, цинизм [7, с.81].

Аномию можно рассматривать как общую идейно-психологическую основу отклоняющегося поведения. Отклонения или девиации могут принимать самые разнообразные формы поведения людей, отклоняющегося от нормы: преступление, аскетизм, святость, гениальность, творчество, суицидальность, наркомания и т.д. Под отклонением от нормы понимается несоответствие существующей норме или ряду норм, принятых в обществе. Без норм, обуславливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Нормы несут в себе некоторые идеальные шаблоны, которые определяют, что люди должны говорить, как поступать, они являются одним из условий организованной социальной жизни

Несмотря на расплывчатость и многозначность понятия «аномия», нельзя не увидеть, что основным в нем является отсутствие веры: в идеалы, в будущее, в свои возможности. Для подростков особенно важны общественно значимые цели в жизни, настоящие моральные ценности.

Социальная психология рассматривает «аномию» как потерю жизненных перспектив, а не как следствие безрезультативности борьбы человека самим с собой. Многие несовершеннолетние концентрируют свои мысли и чувства на успехе, значительно меньшее внимание уделяя тем средствам, которые предписываются и рекомендуются для его достижения. Результатом столь резкого разрыва может стать противоправное деяние. В настоящее время ведется широкая пропаганда материального успеха, особенно рассчитанная на молодёжь.

Подобная пропаганда может действовать разлагающе на убеждения, настроения и поведение. Многие случаи совершения правонарушений корыстной направленности вытекают из того, что не находя истинного смысла в труде, люди обращаются к асоциальным формам поведения.

На втором месте расположен фактор –фрустрация.

Сторонники теории «фрустрации» объясняют, что несовершеннолетние совершают преступления и аморальные поступки из-за особенностей психической структуры человека, «аккумуляцией агрессивности» и другими явлениями, лежащими в глубинах подсознания [2, с.26].

Фрустрация – это ответная реакция на любое вмешательство в человеческую деятельность, направленную на достижение тех или иных целей или намеченных планов. Невозможность достижения этих целей обычно (или всегда) вызывает эмоциональную реакцию, злобу, которая в свою очередь является внутренним условием формирования агрессивных проявлений [8, с.55]. При этом само слово «агрессия» синонимично «враждебности», оба они означают поведение, целью которого является агрессивное или враждебное действие по отношению к определенному объекту. Агрессивность входит в структуру третьего выделенного нами фактора – негативных личностных черт.

Точно так же, как и фрустрация, понятие агрессии трактуется довольно широко. Оно включает разнообразные формы поведения, начиная от капризов и заканчивая актами физического насилиями и другими тяжкими преступлениями.

Однако, если агрессивное поведение далеко не всегда выливается в правонарушение, то, как правило, любое правонарушение ассоциируется с той или иной формой агрессии. По мнению Л. Берковица агрессия обычно выражается в преступном акте тогда, когда: 1) индивид больше склонен обвинить других, чем себя, в том, что ему не удалось совершить целенаправленное действие; 2) когда его враждебное отношение к окружающим имело своей предысторией всякого рода конфликты (в основе которых лежала фрустрация. Например конфликты с родителями, учителями, сверстниками) и, наконец, 3) когда правонарушитель оправдывает совершаемые им и другими различные антиобщественные поступки.

Можно заметить, что формирование личности правонарушителя предполагает наличие двух основных движущих сил: фрустрации и антиобщественной направленности, причем характерно, что последнее возникает у несовершеннолетнего правонарушителя как следствие его постоянных конфликтов с родителями, воспитателями, педагогами, полицейскими, старшими подростками и т.д. [14, с.35].

С психологической точки зрения степень проявления агрессивности зависит от интенсивного блокированного побуждения. В прямой связи с этим находится и другое положение создателей теории фрустрации, заключающееся в том, что несмотря на известную неустойчивость эмоциональной реакции (человек быстро «отходит»), происходит так называемое наслоение или аккумуляция неосвобожденной энергии. Такая аккумуляция ведет к более легкому и более частому проявлению агрессивных побуждений, то есть ослабевает функция торможения эмоциональных реакций. Акт агрессии, вызванный фрустрацией, может быть заторможен в том случае, когда агрессор боится наказания, или верит, осознает, что его действия нарушают общепринятые нормы поведения или общественный порядок. У человека страх перед наказанием сильнее самого наказания. У членов устойчивого детского коллектива (банда, шайка) более ярко выражены [5, с.10] агрессивные проявления, тогда как торможение ослаблено. Сознание безвозмездности усиливает агрессию и ослабевает торможение.

Особенно большое значение при формировании агрессивных наклонностей (как результат фрустрации) многие ученые придают семье, родителям. Например, Л. Берковиц утверждал, что если желания подростка блокируются учителем, представителем власти, то возникающая (в результате фрустрации) враждебность будет в основном направлена на этих лиц, и ни на кого больше. Если фрустрация возникает по вине родителей, особенно в период раннего детства несовершеннолетних, то возникающее чувство враждебности распространяется не только на родителей, но и на других людей, в том числе и на своих сверстников-друзей [9, с.126]. В этом случае для несовершеннолетнего все окружающие являются фрустраторами и ни к кому из них у него нет доверия. Л. Берковиц объясняет это тем, в раннем детстве у ребенка слабо развита способность распознавать, кто желает ему добра, а кто зла. Также американский психолог считал, что преступления несовершеннолетних зависят от экономических условий жизни, например, проявлением враждебности в результате фрустрации, вызванной тем, что целенаправленная активность беззаботного юноши или подростка по трудоустройству не достигает конечного результата [6, с. 101].

В течении всех детских и юношеских лет (особенно в переходном возрасте) преодоление одних имеющихся установок и навыков во имя других – играет большую роль в процессе формирования, становления личности. И сам этот процесс, точно также, как и весь процесс формирования личности, не ровную прямую дорогу, а извилистый путь, на котором встречаются эмоциональные срывы, конфликты, переживания [13, с.75]. Не случайно склонность к конфликтам особенно велика в юношеском возрасте, когда возникает большое количество запретов («не делай этого», «поступай так, а не иначе»), воспитатели, учителя, родители настойчиво требуют от них «взрослого» поведения. Следует отметить, что именно в этом возрасте возникновению конфликтов способствует, кроме того, отсутствие единой системы требований и воспитательского поведения (папа – строг, мама – снисходительна). В результате этого, с одной стороны, от подростка требуют послушания, так как он не совсем еще взрослый, а с другой стороны, требуется самостоятельность, «взрослое» поведение, так как подросток уже не ребенок. Причем важно отметить, что подобное противоречие характерно для всего периода взросления и воспитания [10, с. 112].

В процессе утверждения своего собственного «я», благодаря быстрой смене социальных ожиданий и нарастанию требований к несовершеннолетнему в подростковом возрасте нередко возникают острые переживания, связанные с невозможностью реализации тех или иных планов.

Иногда эти переживания могут вызвать определенные отрицательные нормы поведения. Поскольку в этом процессе важную роль играют уровень самооценки подростка и его возможности (когда притязания терпят неудачу), то некоторые ученые характеризуют подобное состояние как «эффект неадекватности». «Эффект неадекватности» играет существенную роль в мотивации противоправных, в особенности агрессивных, действий [3, c.487]. Однако, эти преступления могут быть поняты скорее в качестве частного реагирования на определенную социально-психологическую ситуацию, а не как общее средство завладения определенным благом в ущерб другим людям. Несоответствие притязаний трудных подростков уровню их возможностей приводит к конфликтам и аффективным переживаниям, иногда к утверждению своей личности путем хулиганских или противоправных действий.

Вполне понятно, что негативные санкции, то есть те, которые прерывают цепь: «цель-желание» - «цель-результат», не могут не создавать определенного психического напряжения у индивидуума, так как они направлены на предотвращение удовлетворения имевшихся у него намерений. А, как известно, вызванное невозможностью реализации желаний повышение психологического напряжения, как правило, переживается человеком, как неприятное чувство (обида, озлобленность, враждебность, страх и т.д.) в форме агрессивного акта [12, с.110].

Однако неправильно изучать антисоциальное поведение только с позиции анализа внешней техники поведения. Речь здесь также должна идти о внутреннем процессе дифференциации, который охватывает как сферу познавательных процессов, так и мотивационную. Познавательная потребность у несовершеннолетних правонарушителей развивается слабее, она не усложняется, не превращается в дифференцированный интерес, а остается в пределах своего первоначального уровня как потребность во впечатлениях, чаще всего – зрительных, отсюда повышенный интерес у таких подростков к кино, телевидению, спортивным соревнованиям и т.д.[1, c. 196].

Кроме того, различие типов нервной системы также является одним из факторов, почему одни и те же внешние обстоятельства и условия по-разному действуют на психику подростков при совершении ими правонарушений. Этот вывод основывается на известном положении, выдвинутом в психологии Л.С. Рубинштейном о том, что внешние причины всегда действуют лишь опосредованно через внутренние условия [11, c.114].

Выводы. Таким образом, мы видим, что на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя влияют общественные настроения, аномия, утрата нравственных ценностей в обществе. Фрустрация также оказывает на поведение несовершеннолетних дезорганизующее влияние, что проявляется в форме девиантного поведения. У подростков с девиантным поведением снижены чувства вины и стыда, которые выполняют мотивационную функцию и побуждают просоциальное поведение, удерживают от действий, способных нанести вред другому. Фрустрация имеет взаимосвязь с агрессивностью, которая также ведет к формированию правонарушающего поведения.

Список литературы

1. Абдуллина Л.Б., Абдуллин Р.Р. Особенности развития мотивационной сферы подростков группы риска // МНКО. 2017. №6 (67). С. 194-196.

2. Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Малинина Н.С. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №11. С. 26-31.

3. Вяткин А. П., Невструева Т.Х., Терехова Т.А., Санина Л.В. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения // Всероссийский криминологический журнал. 2016. №3. С. 487-490.

4. Григорьева А.А. Криминализация несовершеннолетних как проблема современного общества (психологические, социально-психологические и клинико-психопатологические факторы) / А.А. Григорьева, Ю.С. Афонина, Т.Н. Кабанова // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 4 (45). - С. 49-59.

5. Григорьева М.В. Базовый принудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 5-17.

6. Ловпаче Ф. Г., Мамышева З. З. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №4 (169). С. 101-105.

7. Ковтун Л. О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению // Вестник КемГУ. 2012. №1. С. 81-85.

8. Маллаев Д. М., Дибиров М. И. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в социуме в условиях ценностно-ориентированного воспитания // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2016. №2. С. 52-56.

9. Мицык Т.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №2. С.125-128.

10. Намаканов Б.А. Девиантное поведение подростков - проблема школьного воспитания // Наука и школа. 2011. №1. URL: С. 112-115.

11. Соколов И. С. Педагогические аспекты девиантного поведения воспитанников школ-интернатов // Прикладная юридическая психология. 2012. №2. С. 113-118.

12. Суханова М.О., Шерягина Е.В. Особенности сопереживания на разных этапах подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15 № 1. С. 102 -115.

13. Цветкова Н.А. Личностные особенности осужденных к наказаниям без изоляции от общества юношеского возраста / Н.А. Цветкова, Я.Н. Полякова, Л.П. Лобачева // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 2 (43). - С. 70-79.

14. Целиковский С. Б., Абакумова И. О. Делинквентная (криминальная) личность и психическая саморегуляция // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. №3. С. 33-36.


Войти или Создать
* Забыли пароль?