ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В органах внутренних дел Российской Федерации вопросами воспитания сотрудников традиционно уделяется особое внимание. При этом процесс воспитания отличается особым содержанием, формами и методами, а его основным смыслом является улучшение деятельности личного состава при решении профессиональных задач. Целью настоящей работы является рассмотрение особенности реализации личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Предмет исследования: особенности применения индивидуального личностно-ориентированного подхода в воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Объектом исследования выступают направления оптимизации деятельности по воспитанию личного состава органов внутренних дел. В статье рассмотрены результаты проведенного экспертного опроса руководителей и сотрудников различных уровней подразделений воспитательной работы (Московская область, Смоленская область, Омская область, Республика Саха). Респондентами выступили 36 человек. Следует подчеркнуть, что личностно-ориентированное воспитательное воздействие должно иметь конечную цель всестороннего и целостного личностного развития сотрудников органов внутренних дел, подготовка их к более качественному и эффективному выполнению служебных, должностных обязанностей.

Ключевые слова:
профессиональное воспитание, личностно-ориентированный подход, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, морально-психологическое обеспечение, воспитательная работа
Текст

Введение

Воспитательная работа сегодня является основным видом морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [1]. Воспитательная работа в органах внутренних дел является ключевым инструментом формирования у сотрудников полиции чувства законности, справедливости, уважения к личности, собственного достоинства и т.д.

Поскольку каждый сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации  дел представляет собой уникальную личность, с характерным только для него набором индивидуально-личностных качеств, свойств, мотивов и целей деятельности, со своей системой ценностей и ориентиров, воспитательная работа в органах внутренних дел должна опираться на личностно-ориентированный подход. Такой подход отвечает гуманистической парадигме современного образования и воспитания и рассматривает сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в качестве главного субъекта воспитательных изменений, полноправного участника воспитательного процесса, как активную, творческую личность, а не только как объект внешних воспитательных воздействий и влияний.

Актуальность использования личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел определяется тем, что именно такой подход позволяет обеспечить успешность процесса формирования и развития профессионально значимых личностных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Личностно-ориентированный подход в образовании, исследованием которого в педагогической науке занимались многие авторы (Н.А. Алексеев, В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Г.К. Селевко, Е.Н. Степанов, И.С. Якиманская и др.), представляет собой такой подход, при котором осуществляется методологическая ориентация обучения, воспитания и развития личности с опорой на их индивидуальные особенности. С позиций личностно-ориентированного подхода сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации рассматривается как важнейший субъект образовательно-воспитательного процесса.

Правовыми основами воспитания сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, постановлениях Правительства, уставах, директивах и других нормативно-правовых документах МВД России.

В настоящее время все специалисты, занимающиеся вопросами воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [3, 6, 7 и др.], сходятся во мнении, что базовым основанием образовательно-воспитательной работы в МВД России должен выступать личностно-ориентированный подход, который, с психологической точки зрения, означает, что все психические процессы, свойства и состояния сотрудников органов внутренних дел рассматриваются как «принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями» [2, C. 79].

При личностно-ориентированном подходе к воспитанию сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в «психологическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности, но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности»[4, C.46].

Цель воспитательного процесса при реализации личностного подхода необходимо формировать с позиции каждого конкретного сотрудника органов внутренних или отдельной их группы. Каждый сотрудник в финале занятий, выстроенных на базе личностного подхода, должен в состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, какие качества выработал, какие новообразования приобрел. В качестве них могут выступать новые морально-этические знания, поведенческие умения, нравственно-этические навыки, состояния и т.д.

Обобщая мнения исследователей, можно сделать вывод, что личностно-ориентированное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации предполагает адаптировать всю систему воспитания в МВД России, весь воспитательный процесс к возможностям и потребностям каждого конкретного сотрудника и к профессиональным задачам, стоящим перед ними.

Центральным понятием концепций личностно-ориентированного образования является понятие развития личности. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи, как между собой, так и целостной личностью. Педагогическое воздействие осуществляется педагогом с целью развития личности обучающегося, перевода его на позицию субъекта образовательного процесса. Основная цель личностного подхода в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации состоит в создании условий для раскрытия их личности, для активизации внутреннего потенциала к нравственному саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Существует комплекс средств достижения этой цели личностно-ориентированного процесса воспитания: использование различных форм и методов организации воспитательной деятельности для раскрытия субъектного опыта сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; создание атмосферы их заинтересованности в процессе личностного воспитания и развития; стимулирование, поощрение проявления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации своего субъективного опыта, поиска собственных способов решения рабочих задач и др.

Личностно-ориентированный подход к воспитанию личного состава для его практической реализации в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации должен опираться на соответствующие педагогические технологии.

В современном понимании педагогическая технология рассматривается исследователями как «некое подобие алгоритма, описывающего последовательность действий, грамотно выполняя которые почти любой подготовленный человек в сходных условиях достигает сходных результатов» [8, C.114].

В связи с рассмотрением личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания сотрудников органов внутренних дел уместно говорить о личностно-ориентированных технологиях образования и воспитания.

Под такими технологиями в педагогической науке принято понимать «результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека (…), состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей» [5, C.24].

Особенностью всех личностно-ориентированных педагогических технологий, применяемых в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел, является то, что при их применении формируется такая воспитательная система, в которой сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации становится высшей ценностью и центром всего воспитательного процесса, главными ценностями выступают глубокое уважение к его личности, учет его индивидуальных психологических особенностей, и сотрудник в самом процессе воспитания становится полноправным, активным и сознательным участником, а не только пассивным объектом воспитательного воздействия.

Несмотря на некоторые особенности применения в деятельности органов внутренних дел России личностно-ориентированных технологий, их использование является одним из наиболее эффективных способов подготовки для органов внутренних дел Российской Федерации сотрудников, обладающих не просто набором знаний, умений и навыков, а в первую очередь высоким уровнем интеллектуального и нравственно-культурного развития.

В целях выявления основных направлений оптимизации деятельности по воспитанию личного состава органов внутренних дел Российской Федерации на основе индивидуального личностно-ориентированного подхода был разработан и проведен экспертный опрос руководителей и сотрудников различных уровней подразделений воспитательной работы (Московская область, Смоленская область, Липецкая область, Республика Саха). Общее число участников опроса составило 36 человек. В ходе опроса, прежде всего, руководителям данных подразделений было предложено назвать и охарактеризовать наиболее актуальные направления воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел на текущем этапе. Сводные результаты опроса представлены на рис.1.

Как показал опрос наиболее значимыми и актуальными направлениями воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации на текущий момент являются формирование уважения к России, ее истории, привитие чувств уважения к государственным символам и историческим святыням России; вовлечение в процесс активного формирования позитивного имиджа правоохранительной службы и объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, развитие уважительного отношения к коллегам по службе и представителям других государственных властных структур; формирование ценностей толерантности, расовой, национальной и религиозной терпимости; формирование уважения к месту службы, истории и традициям МВД России.

Рис.1. Актуальные направления воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации, по мнению экспертов.

 

Именно эти задачи в настоящее время следует признать на сегодняшний день наиболее актуальными в процессе личностно-ориентированного воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Особое внимание, как представляется, нужно уделять вопросам формирования толерантного отношения сотрудников к представителям различных социальных групп, выработке правильного понимания толерантности.

В ходе опроса также респондентам было предложено оценить, какие составляющие воспитательного процесса в органах внутренних дел в настоящее время требуют наибольшего внимания и проработки. Полученные результаты представлены на рис.2.

Рис.2. Составляющие воспитательного процесса в органах внутренних дел Российской Федерации, требующие, по мнению респондентов, наибольшего внимания и проработки

 

Респонденты полагают, что в настоящее время наибольшее внимание в воспитательном процессе в органах внутренних дел Российской Федерации следует уделить развитию современных методических основ ведения воспитательной работы с личным составом сотрудников органов внутренних дел, формированию эффективной информационной базы и информационного обеспечения  деятельности в сфере воспитания личного состава. Также внимания требует процесс организации воспитательной работы и кадрового обеспечения этой деятельности.

Для выявления наиболее перспективных форм ведения воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации экспертам было предложено оценить возможные формы работы с точки зрения их актуальности и востребованности. Участники опроса полагают, что в настоящее время с методической точки зрения для реализации личностно-ориентированного подхода важно развивать, прежде всего, такие формы воспитательной работы, как индивидуальные задания и поручения, индивидуальный контроль за работой и поступками сотрудников, предоставление различных форм индивидуальной помощи, проведение индивидуальных бесед и использование средств морального воздействия.

Подводя итог, можно констатировать, что  реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию личного состава должна включать в себя комплексное, систематическое,  целенаправленное воспитательное воздействие на личность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, основанное на глубоком анализе личностных особенностей каждого человека, учете индивидуальных черт характера. Применение различных форм и методов воспитательного воздействия на личный состав должно быть педагогически целесообразным и охватывать собой воздействие как на рациональные стороны личности сотрудников (сознание, мысли, убеждения), так и на чувства, эмоции, переживания, волю. Только в этом случае возникают реальные возможности добиться эффективного изменения поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В процессе такого педагогического воздействия должны приниматься во внимание обязательно возрастные особенности сотрудников, их социальные и психологические особенности и др., конкретная жизненная и рабочая ситуация, в которой находится человек и др. Любое личностно-ориентированное воспитательное воздействие должно иметь конечную цель всестороннего и целостного личностного развития сотрудников органов внутренних дел, подготовка их к более качественному и эффективному выполнению служебных, должностных обязанностей.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Педагогическое общество России, 2002. С.79.

3. Боева О.М., Мальцева Т.В. Особенности морально-психологического обеспечения деятельности ГУ МВД России по городу Москве // Прикладная психология и педагогика. 2019. Т. 4. № 4. С. 24-37.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 2009. № 3. С.46.

5. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии. В 2-х книгах. Книга 2. Челябинск: ЧГПУ, 2012. С. 24.

6. Личностно-развивающая среда непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел / Павличенко Н.В., Ходякова Н.В. и др. - Волгоград, 2018.

7. Роль руководителя территориального органа мвд россии в организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: учебно-методическое пособие / Вахнина В.В. и др. - Москва, 2020.

8. Шерстнева Н.А. Педагогическая технология: понятие, сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №10-3. С.114.


Войти или Создать
* Забыли пароль?