ПОЧЕМУ ВАЛЕРИ СОЛАНАС КАК РАДИКАЛЬНОЙ ФЕМИНИСТКЕ НЕ ВАЖНА ПРОБЛЕМА ФЕМИНИТИВОВ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается, почему Валери Соланас как радикальной феминистке не важна проблема феминитивов. Показывается, что для В. Соланас данная проблема является второстепенной, производной от других, более онтологически первичных проблем, доказывается это положение. Анализируется, по каким причинам это истинно для американской радикальной феминистки. Делается вывод о том, что для феминистки из США, проблема феминитивов есть следствие существования патриархата и капитализма, а не самостоятельная, независимая от чего бы то ни было, проблема.

Ключевые слова:
западная культура ХХ в., Валери Соланас, радикальный феминизм, феминитивы, детерминация пола, автоматизация общества, отказ от труда, отмена денежной системы, антикапитализм, антипатриархат
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема феминитивов, заключающаяся в том, что есть феминитив, как он возникает, почему используется и что собой представляет, актуальна в XXI в. в силу ряда причин: 1) наличие ущемления прав женщин при капитализме; 2) преобладание патриархальных взаимоотношений в существующем мировом сообществе; 3) присутствие физического и психического насилия мужчин над женщинами.

            Новизна настоящей статьи состоит в том, что в ней впервые в отечественной культурологии ставится и разрешается проблема, вынесенная в заголовок данного исследования.

            Материалом для текущей статьи послужили труды Валери Соланас, переведенные на русский язык [1], книги на разных языках, посвященные Энди Уорхолу и, так или иначе, касающиеся радикальной феминистки из США [2, 3], а также комментаторские тексты, повествующие о В. Соланас и ее взглядах [4, 5].

            Валери Соланас (9 апреля 1936, Вентор, Нью-Джерси, Соединенные Штаты Америки − 26 апреля 1988, Тендерлойд, Сан-Франциско, Соединенные Штаты Америки) – американская писательница и актриса, одна из наиболее известных радикальных феминисток за всю историю существования феминизма. Её влияние на настоящее направление мысли внушительно, что заметно по работам последующих феминисток (см., например, [6, 7]). Она известна, прежде всего, в массовой западной культуре тем, что стреляла в знаменитого деятеля поп-арта − Энди Уорхола.

            Причины радикального феминизма Валери можно найти в раннем детстве. Ее отец, Луис Соланас, когда девочке еще не исполнилось четыре года, домогался до нее [2]. Позже ее же дед жестоко выпорол ее, когда она не пожелала идти в католическую школу. Эти травматические факторы первостепенно повлияли на мировоззрение Соланас [4].

            Как писательница она написала три сочинения – «Up Your Ass» («Засунь себе в задницу!») – 1965 г.; «A Young Girl's Primer on How to Attain the Leisure Class» («Как примазаться к праздному классу: букварь для девочек») – 1966 г., «SCUM Manifesto» («Манифест "ОТБРОС"») – 1967 г. [1].

            Для радикальной феминистки из США проблема феминитивов не есть одна из первоочередных задач для решения. Такой вывод можно сделать на основании того, что она нигде в своих текстах не упоминает про них, что действительно указывает на то, что это на самом деле так.

            Ее цель – не изменение языка в рамках патриархального капитализма, а свержение правительств, разрушение денежной системы, внедрение полной автоматизации и уничтожение мужского пола [Цит по: 1, с. 112]. Только при таких условиях возможны любые другие перемены, в том числе и трансформация языка. Только же трансформация языка сама по себе приведет к ней же самой, но может и не привести к другим изменениям в социуме. В этом плане В. Соланас выступает как последовательная материалистка, считая, что изменения в общественном бытии осуществят изменения в общественном сознании, а не наоборот.

            Чтобы достичь свою цель, американская феминистка предлагает следующие меры: отказ от работы, отказ от денежных отношений и покупок, грабеж и отмена законов, которые женщин не удовлетворяют, избирательное уничтожение собственности, развал семейных гетеросексуальных пар, совершение убийств мужчин и вербовка в «ОТБРОС» («Общество Тотального и Беспощадного Расчленения и Отмены Самцов») [1, c. 159]. Тактика «ОТБРОСа» – действовать всегда криминальными методами, так как «ОТБРОС» добивается уничтожения системы, а не прав в ее рамках [1, c.160-161].

            Как видно из выше приведенного, Соланас совсем не интересуют феминитивы. Это неспроста так, ибо она не видит в языке субстанцию, иначе говоря, то, что существует самостоятельно, само по себе. Язык обусловлен от историко-социальной реальности и формируется в ней. Соланас имплицитно полагает так же, хотя явно не пишет об этом. Вместо каких-либо преображений в сознании (как-то модификация языка и ее следствия), она сразу же предлагает радикально поменять социум, т.е. внести изменение в саму материю, в ее социальную форму. Тем самым, В. Соланас полагает, что как язык, так и его производные поменяются сами после общественных перемен.

            Таким образом, отсюда можно сделать вывод, что проблема феминитивов для американской радикальной феминистки не важна, так как она всего лишь следствие от онтологически более значительных проблем, таких как, существование патриархата и капитализма.

Список литературы

1. Соланас, В. Засунь себе в задницу! - Тверь: KOLONNA Publications, 2016. - 214 с.

2. Violet, U. Famous for 15 Minutes: My Years with Andy Warhol. - New York: Avon Books, 1990. - 316 p.

3. Уорхол, Э., Хэккет, П. ПОПизм. Уорхоловские 60-ые. - Москва: Ad Marginem, 2016. - 352 с.

4. Baer, F. About Valerie Solanas. In Valerie Solanas «SCUM Manifesto». - Edinburgh: AK Press, 1996. - P. 48-57

5. Статья Джеймса Хардинга «Простейший акт сюрреализма. Валери Соланас и утверждение авангардных ценностей (заново)». URL: https://artguide.com/posts/1114 (дата обращения: 31.05.2021 г.)

6. Atkinson, T.-G. Radical feminism. - New York: The Feminists, 1969. - 8 pp.

7. «Michaels (Sheila) Papers, 1960-2001» [Электронный ресурс]. URL: https://lib.usm.edu/spcol/collections/manuscripts/finding_aids/m373.html (дата обращения: 01.06.2021 г.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?