Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме профилактики конфликтов в молодежной среде, являющейся в контексте современных социально-культурных условий одной из актуальных. В статье раскрыта роль организатора работы с молодежью в организации профилактики различных конфликтов в молодежной среде, рассматриваются некоторые методы, техники и приемы профилактики конфликтов, а также техники выхода из конфликтных ситуаций. Содержание статьи основано на теоретическом анализе отечественной и зарубежной литературы по психологии, социологии и педагогике в области предупреждения и управления конфликтами в молодежной среде, формирования конфликтологической компетентности молодых людей. Предложенные материалы могут быть использованы в процессе обучения студентов по направлению подготовки Организация работы с молодежью, уровни высшего образования – бакалавриат, магистратура в процессе освоения ими соответствующих дисциплин, в частности, дисциплины «Социальные проблемы молодежи», «Профилактика конфликтов в молодежной среде», «Психолого-педагогические основы работы с молодежью».

Ключевые слова:
конфликт, профилактика, молодежь, организатор работы с молодежью, конфликтологическая компетентность
Текст

Актуальность

На современном этапе развития общества, когда изменения в экономической и социальной сферах, ведут к обострению межличностного взаимодействия, поколению молодежи отводится одна из решающих ролей. Специфика социального положения молодежи вводит молодых людей в круг социальных противоречий и конфликтов. Молодые люди, как становящиеся субъекты общественных отношений пытаются найти и занять собственную нишу, достигнуть значимого статуса. Однако, далеко не всегда достигается одновременно устойчивое положение в различных сферах общественной жизни. Становление социальной зрелости, наряду с обретением самостоятельности, для современного поколения молодежи в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликты связанные с заимствованием опыта, преемственности и новаторства, статусного продвижения, простого воспроизводства и создания нового социального качества.

Проблема

Рост напряженности в обществе, повышение общего уровня конфликтности практически во всех сферах взаимодействия, привлекает внимание и вызывает научный интерес к проблеме конфликта, и в частности к вопросам разрешения конфликтных ситуаций. В психологических трудах по конфликтологии , преобладают работы по общей теории конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [1], В.В.Дружинин [3] и др.), исследованию структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А.А.Ершов [4], Л.Козер [6], А.Н.Сухов [9]), психологических причин (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [1], В.Г. Зазыкин, А.В. Посохова [5], К.Хорни [10] и др.).

В молодежных конфликтах, социологи выделяют такие противоречия, как противоречие между возросшими возможностями индивидуального самовыражения молодых людей и неопределенностью будущего; между демократизацией общественных норм и новыми зависимостями; между современными, одновременно действующими тенденциями адаптации и инновации в процессе развития и становления молодого поколения.

Всё это способствует росту конфликтогенных тенденций, разрушающих социальные структуры, что для молодежи является функционально деструктивным. Конфликты в молодежной среде часто имеют тяжелые социальные последствия, требуют затраты ресурсов не только для самих молодых людей, но и для общества в целом.

Описание противоречий

Низкий уровень процесса урегулирования социальными конфликтами, ведет к неэффективности механизмов управления конфликтами на уровне всей общественной системы.

Отсутствие у молодых людей навыков влияния на развитие конфликтной ситуации и способов регуляции своего поведения в конфликтных ситуациях, провоцируют формирование конфликтного поведения не только в молодежной среде, но и в обществе в целом. Все это ставит задачу и требует ее решения в рамках конфликтологического аспекта содержания работы с молодежью.

Полагаем, что работа организатора работы с молодежью может и должна осуществляться сквозь призму теории конфликта, что позволяет увидеть молодость как чрезвычайно важный период жизни, как трудную, полную стрессов проблемную стадию в развитии человека, при которой разрешается ряд конфликтогенных ситуаций и нарабатывается конфликтогенная компетентность. Развитие этих умений в молодежной среде важно, так как молодежь, являясь наиболее активной и пассионарной частью общества, оказывается вовлечена в конфликтное взаимодействие не только на межличностном уровне, но и на уровне группы [7].

Технологии управления конфликтами в молодежной среде позволяют  разрешить конфликтную ситуацию через устранение причин, формирующих конфликт, т.е. не допустить развития эскалации. Однако, для перспективы данного направления, необходимо развитие всей системы управления конфликтами, что входит в профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью. Профессиональная деятельность специалиста по работе с молодежью способствует выходу общества из кризисного состояния.

Входя в общество, живущее по своим общественным законам и имеющее свою социальную структуру, молодые люди открывают для себя широкие перспективы, но доступность многочисленных вариантов часто ограничена социально – экономическим статусом, когнитивными навыками, способностью адаптироваться к миру взрослых.

Применительно к молодежной среде традиционно определяют три вида конфликтов: межпоколенческие, межгрупповые и межличностные. Следует выделить специфические молодежные конфликты, в основе которых лежит обострение интересов различных категорий представителей данной общественной группы, обусловленное социальным статусом молодежи, а также особенностями взаимодействия молодых людей с институтами социализации, субкультурными особенностями молодежи.

Провоцирующими факторами конфликтного поведения молодых людей принято считать собственно возрастные черты, сопутствующие взрослению: нестабильность психики, невротические расстройства, выраженность характерологических особенностей, типичные поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности периода взросления. Существуют ряд поведенческих стереотипов, обусловленных характерными для периода взросления реакциями (группирование, отказ от контактов, оппозиция, имитация, компенсация, гиперкомпенсация).

Образование и производство относятся к основным институтам социализации, поэтому в образовательных организациях и в среде работающей молодежи конфликты встречаются достаточно часто. Социальные регуляторы, которые представляют собой совокупность правил, норм и приемов, устанавливающих социально одобряемое и приемлемое поведение членов общества, порядок выполнения ими обязанностей и реализации прав, процедуры разрешения противоречий и конфликтов, направления их в русло развития общества, а также компенсации ущерба и привлечения к ответственности упорядочивают жизнь общества, поддерживают его стабильность, согласовывают общественные отношения, сглаживают их противоречия.

Создание системы предупреждения конфликтных взаимодействий – это начальное звено всей системы урегулирования конфликтов в молодежной среде.

В отечественной психологии раскрыты вопросы профилактики конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [1], В.Г. Зазыкин, А.В. Посохова [5] и др.), описаны методы профилактики и коррекции конфликтов (А.Я. Анцупов [1], Н.В. Гришина [2]).

Базируясь на психологических исследованиях, сегодня разрабатываются технологии по профилактике и урегулированию конфликтов в различных образовательных организациях, молодежных центрах, центрах развития.

Конфликты в молодежной среде управляемы и решаются посредством повышения конфликтологической компетентности как специалиста по работе с молодежью, так и собственно молодых людей. С этой целью каждую сторону необходимо обучить, и наиболее эффективным форматом обучения является тренинг конфликтологической компетентности.

Компетентность в рамках конфликтологии представлена профессиональной осведомленностью о всем многообразии стратегий взаимодействия участников конфликта, умением реализовать конструктивное взаимодействие для выхода из конфликтной ситуации или предупредить ее развитие [7].

Для решения проблемы выхода из конфликтных ситуаций могут быть использованы: техника активного слушания, техника «Я-утверждения», «Я-обращения», техника коммуникативной вербовки, создание ситуации посредничества [7; 8; 9].

Техника активного слушания реализуется с акцентом на внимательном восприятии и анализе вербальной и невербальной информации, в частности на содержании речи собеседника, его мимике, жестах, отражающих эмоциональное состояние. Важно сосредоточиться и выявить скрытые чувства участников конфликтной ситуации, это необходимо для принятия правильного решения и дальнейшей тактики урегулирования конфликта.

Игнорирование отрицательных эмоций формирует напряженность, которая должна быть проработана для создания эмоционального комфорта, что будет способствовать разрешению конфликтной ситуации. Главным условием при активном слушании является умение слышать и воспринимать чувства собеседника.

Основные принципы, которые не должны игнорироваться:

  • активное, внимательное слушание и соучастие;
  • предмет разговора должен быть в центре внимания;
  • уважение к собеседнику;
  • не давать оценки высказываниям собеседника;
  • побуждать собеседника к продолжению разговора;
  • использовать невербальные средства общения для поддержания разговора.

С целью предупреждения эскалации конфликта через снятие эмоционального напряжения и создания комфортной атмосферы, можно использовать техники «Я-утверждение» и «Я-обращение», как способ передачи информации о чувствах. При этом полностью исключаются оскорбления и осуждения в адрес любого из собеседников. Отстаивание собственных интересов происходит без давления, осуждения или обвинения оппонента.

Требуются профессиональные навыки от специалиста при реализации «Вы - утверждений», т.к. утверждения отражают мнение одной из сторон, что вызывает недовольство, раздражение и формирование защитной реакции у других участников разрешения конфликтной ситуации, побуждая их к объяснениям и оправданию.

Необвинительное описание конфликтного поведения одной из сторон конфликта с последующим описанием рациональных и эмоциональных реакций на это поведение другой стороны, реализуется в технике «Я-обращение». Здесь важен заключительный этап, где в приемлемых выражениях до оппонента доводится желаемое («мне бы хотелось…», «я – бы предпочел…»).

С целью повышения конфликтологической компетенции, специалисту по работе с молодежью, целесообразно освоить технику «коммуникативная вербовка», успешно реализуемой в урегулировании конфликтов в молодежной среде.

Специалисту, работающему с молодежью по урегулированию конфликтов в молодежной среде, необходимы навыки психологической защиты, что бы чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Интеграция собственного решения, четко сформированные предложения одной из сторон конфликта, как правило не вызывает возражения со стороны конфликтующих.

Возможно использование таких способов преодоления или устранения негативных отношений между участниками конфликта, как работа с дополнительной информацией, а не только с имеющейся информацией, поиск причины сложившейся конфликтной ситуации. Непосредственность и творческая активность, акцент внимания на равенстве и взаимозависимости конфликтующих сторон, являются тактическими приемами урегулирования конфликтов. Равноправие со всеми участниками конфликтной ситуации, стремление двигаться в направлении разрешения конфликта, демонстрация собственной заинтересованности. Гибкость в ведении переговоров – все это составляющие успеха.

Главная цель профилактики конфликтов в молодежной среде – создание таких условий взаимодействия между членами общества, при которых вероятность развития серьезных противоречий была бы сведена к минимуму.

Предупреждение конфликтов в молодежной среде реализуется следующими способами:

  • Предупреждение развития конфликтной ситуации или ее разрешение на начальном этапе. Это возможно, если удается устранить причину, породившую конфликт. Используя методы вербального воздействия, интегрирование в деятельность, анализ жизненных ситуаций участников конфликта, а также практических навыков распознавания конфликтогенов, удается предотвратить эскалацию конфликта.
  • Обострение и разрешение конфликта через устранение противоречий, породивших конфликт и создание условий, способствующих оптимизации межличностного взаимодействия. Открытое общение с участниками конфликта, сотрудничество в поиске решения по выходу из конфликтной ситуации, создание благоприятной эмоциональной обстановки, т.е. использование конструктивных методов, направлено на предупреждение конфликтов данным способом [7].

По нашему мнению, профилактика конфликтов среди молодежи должна включать три направления:

  1. Формирование благоприятной атмосферы для межличностного взаимодействия молодых людей, оптимизация сотрудничества как универсального способа предотвращения развития конфликтной ситуации в молодежной среде.

Отношения сотрудничества возникают благодаря настрою людей, готовности членов коллектива действовать сообща, готовности к сотрудничеству. Алгоритм действий специалиста по работе с молодежью в конфликтной ситуации должен учитывать ожидания, принятые практики, нормы языка и поведения. Причиной отсутствия в коллективе желания сотрудничать зачастую являются барьеры, формируемые конкурентным поведением. Сотрудничество – это совместная деятельность. В процессе осуществления этой деятельности все стороны получают необходимую для них выгоду. Личность, в рамках сотрудничества, на высоком уровне оценивает не только свои собственные интересы, но и интересы другой стороны.

Баланс интересов всех сторон, признание ценности межличностных интересов – это основа всей стратегии профилактики конфликтов среди молодежи.

2. Осно вной задачей всей системы предупреждения и урегулирования конфликтов остается обучение навыкам взаимовыручки, оптимизация процессов взаимопонимания. Для успешного, комплексного решения основной задачи, специалист по работе с молодежью использует такие социально – психологические методы, как метод симпатии, метод сохранения репутации партнера, метод уважения к достоинству партнера, метод взаимного дополнения, метод недопущения дискриминации, метод психологического подъема. Основным вектором влияния перечисленных методов будет когнитивная и эмоционально – волевая сфера.

3. Очень важно формировать способности выявлять признаки начала конфликта. Каждый конфликт имеет предконфликтную (часто – латентную) стадию. Научиться ее идентифицировать, различать сигналы конфликта (конфликтогены) и снимать, «отрабатывать» их – необходимая задача для специалиста по работе с молодежью. Важно своевременно распознать начало конфликта, поскольку в этом случае ликвидировать конфликт проще. Распознать начало конфликта можно по сигналам: дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис [8, с.345-365].

Выводы

Специалист по работе с молодежью играет важную роль в профилактике конфликтов в молодежной среде, проводя организационную и воспитательную работу по сплочению коллектива.

Предупреждение конфликтов в молодежной среде – это серьезная управленческая деятельность, включающая превентивное выявление конфликтогенных факторов, устранение или ослабление факторов, обостряющих социальную напряженность, что сводит к минимуму риск деструктивного развития общества. Профилактика конфликта среди молодежи это воздействие на социально – психологические явления, лежащие в основе будущего конфликта, раскрытие внутренних ресурсов участников конфликта с целью позитивной структуризации межличностного взаимодействия. 

С одержание профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью сводится к анализу молодежных проблем, к разработке социальных молодежных программ и проектов. Его основная задача – отслеживать необходимость корректировки существующих и разработки новых молодежных проектов в соответствии с актуальными потребностями. Если конфликт на любом уровне все же возник, то специалист по работе с молодежью должен организовать управление им. Управление конфликтом – это деятельность, направленная на ослабление и сдерживание эскалации конфликта, на разрешение конфликтной ситуации, что предполагает организацию посредничества. Это может быть создание рабочей группы по урегулированию конфликтных взаимодействий, психологическая работа с участниками конфликта, раскрытие истиной причины развития конфликта, ориентация участников конфликта на соблюдение норм и правил поведения.

Специалист по работе с молодежью, используя методы управления конфликтами (внутриличностные, структурные, межличностные методы, методы переговоров и решения проблем), играет определяющую роль в управлении конфликтами в молодежной среде. Особенно значимы его посреднические функции в ходе переговоров при урегулировании конфликтов.

 

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 6-е изд., испр. и доп. М.; Питер, 2015. 525 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

3. Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ; Санкт-Петербург : ИМАТОН-М, 2000. 135 с.

4. Ершов А.А. Личность и коллектив : Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Ленинград : О-во "Знание" РСФСР. Ленингр. орг., 1976. 40 с.

5. Зазыкин В.Г., Посохова А.В. Методы конфликтологических исследований : учебное пособие. М.: Белый ветер, 2018. 199 с.

6. Козер Л. Функции социального конфликта; пер. с англ. М., 2000.

7. Крутько И.С., Попова Н. В., Толвайшис Л. Л. Конфликтология в работе с молодежью : учебно-методическое пособие / Под общ. ред. И. С. Крутько; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020 196 с.

8. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Филипа Кендалла; [Пер. с англ. А. Смирнов]. 2. изд. М. ; Питер, 2002 (СПб. : ГП Техн. кн.). 427 с.

9. Сухов А.Н. Социальная конфликтология: теоретико-исторический аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 4. С.300-304.

10. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1998.237с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?