ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены некоторые аспекты формирования нравственного сознания современных школьников на основе одного из ведущих методологических принципов – компетентностном подходе. Масштабные изменения, происходящие в различных сферах жизни общества, новая социально-экономическая реальность, развивающиеся рыночные отношения, цифровизация, продолжающаяся модернизация отечественного образования требуют пересмотра стратегии и тактики воспитания подрастающего поколения с точки зрения решения задач формирования высоких нравственных качеств личности обучающихся, в том числе младшего школьного возраста. Но достаточно ли компетентен современный учитель, чтобы успешно справиться с многозадачностью реальной педагогической действительности, включая нравственное воспитание школьников? Изучение рассматриваемой проблемы в теории и на практике показывает, что нравственное воспитание значимо, прежде всего, потому, что оно пронизывает все стороны воспитания: умственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое и т.д. Отсюда очевиден его системообразующий характер. Любое действие человека предполагает нравственный аспект, включающий регулятивную функцию морали. Всё вышесказанное и послужило основанием для выбора темы статьи. По мнению авторов, её выводы могут в известной степени актуализировать проблему формирования нравственного сознания младших школьников с позиции компетентностного подхода и наметить пути её решения.

Ключевые слова:
мораль, гуманизм, нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение, младший школьный возраст, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, компетентный учитель, педагогическая коллаборация
Текст

Введение. На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

По сути дела, в этом определении в концентрированной форме содержится программа воспитания личности в целом и нравственного воспитания   в частности, дополненная и уточнённая «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В  данном документе, значение которого трудно переоценить,  сказано: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года).

Проблема формирования нравственного сознания как составной части нравственного воспитания всегда была в центре внимания представителей различных наук – философии, этики, педагогики, психологии и др. Об этом свидетельствуют труды выдающихся мыслителей, учёных, педагогов прошлого и настоящего: Аристотеля, Е. В. Бондаревской, О. С. Богдановой, Н. К. Гончарова, А. И. Дулова, В. А. Сухомлинского, Н. К. Крупской, Т. Е. Конниковой, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Н. В. Мартишиной, О. И. Рута, К. Д. Ушинского и др.).  Но, несмотря на многочисленные исследования, ряд вопросов анализируемой проблемы остаётся нерешённым. В их числе формирование нравственного сознания младших школьников на основе компетентностного подхода.

Цель статьи – раскрыть теоретико-методологические и методические аспекты формирования нравственного сознания младших школьников на основе компетентностного подхода.

Гипотеза – эффективность формирования нравственного сознания младших школьников на основе компетентностного подхода будет достигнута при условии максимального использования педагогического потенциала образовательного процесса в начальной школе и учёте ведущих факторов его оптимизации.

Методика исследования. Для достижения цели и подтверждения гипотезы были использованы теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование) и эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта работы лучших учителей) методы исследования.

Исследование проводилось на базе МОУ Рыболовская СОШ г.о. Раменское, МБОУ СОШ № 14 г.о. Коломна, МБОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа» г.о. Луховицы.

Результаты исследования.   Изучение рассматриваемой проблемы в теории и на практике показывает, что нравственное воспитание значимо, прежде всего, потому, что оно пронизывает все стороны воспитания: умственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое и т.д. Отсюда очевиден его системообразующий характер. Любое действие человека предполагает нравственный аспект, включающий регулятивную функцию морали.

Воспитание высоконравственной личности как важнейшая задача школы закреплена во ФГОС начального общего образования, который в структуре требований к результатам освоения образовательной программы обозначает личностные результаты, в частности сформированности у обучающихся:

  • ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и российской идентичности, сопричастности к настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам;
  • первоначальных представлений о человеке как члене общества (о правах и ответственности; об уважении и достоинстве), о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; готовности к конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, к приобретению позитивного опыта повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; способности к сопереживанию, доброжелательности, толерантности; неприятию любых форм поведения, направленного на причинение физического и морального вреда другим людям;
  • позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов;
  • понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

Всё это нацеливает школу на то, чтобы сформировать высоконравственную личность, обладающую нравственным сознанием, нравственным чувством и нравственным поведением в их диалектическом единстве.  При этом важно учитывать, что в условиях стремительно меняющегося социума, новых социально-экономических отношений происходит переоценка ценностей, переосмысление в сознании некоторых людей их содержательного наполнения. Иногда доминирующими ценностями признаются те, которые способны удовлетворять лишь узкоэгоистические интересы, потребности, принести материальные блага.

В связи с этим возрастает роль нравственного воспитания, ориентирующего подрастающее поколение на необходимость усвоения духовно-нравственных ценностей, определяющих жизненную позицию. «Ценность – любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры (Цит. по:  Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И.).

Вот почему нравственное воспитание и его структурный компонент нравственное сознание должны  быть в центре внимания теории и практики воспитания. 

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определяет основные направления и содержание духовно-нравственного развития подрастающего поколения, что включает:

  • воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
  • развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
  • формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
  • расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями, и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей (Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года).

Нравственность во все времена рассматривается как ведущая философско-педагогическая категория, основанная на морально-этических принципах (долг, совесть, добро, справедливость, честность, любовь), определяющих жизненное кредо любого человека.

Мораль как форма общественного сознания является регулятором поведения и деятельности людей во всех сферах жизни и выражает отношения человека к Родине, труду, обществу, природе, окружающим предметам, самому себе.

К. Д. Ушинский писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» (Ушинский, 1988, с. 31).

Нравственное сознание – это сложное личностное образование, включающее в себя представления, взгляды, суждения, умозаключения, убеждения, идеалы, что неразрывно связано с эмоциональной сферой, выбором формы поведения на основе усвоенных моральных принципов.

Формирование нравственного сознания успешно осуществляется    на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход является одним из методологических принципов, который определяют направленность, содержание, формы, методы, приемы и средства образовательного процесса на основе системных научных знаний, творческих умений и навыков, компетенций, применяемых учителем для решения нетривиальным способом разного класса педагогических задач.

Компетентностный подход ориентирует учителя на новые технологии, требующие креативности, мобильности, быстроты реакции, чёткого мониторинга.

В целом компетентностный подход ориентирует учителя на реализацию его многофункциональной деятельности, который является наставником, фасилитатором, менеджером, тьютором, воспитателем и т.д.

Эта полифункциональная деятельность педагога особенно важна в процессе формирования нравственного сознания младших школьников, психофизиологические и физические особенности которых должны быть в центре его внимания.

Младший школьный возраст (7-10 лет) особый период в развитии личности обучающегося. В это время у ребенка появляются особые новообразования. Доминирующим видом деятельности становится учебный труд. Кроме того, на новом уровне расширяются социальные связи, формируются умения и навыки общественного поведения, укрепляются и развиваются нравственные чувства, представления, взгляды, суждения – то, что составляет структуру нравственного сознания.

Изучение опыта работы учителей начальных классов В. С. Мининой (МОУ Рыболовская СОШ г.о. Раменское Московской области), О. А. Черёмушкиной (МБОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа» г.о. Луховицы),  С. А. Меркуловой (МБОУ СОШ №14 г.о. Коломна) и др. свидетельствует о том, что педагоги понимают важность работы в анализируемом направлении, максимально используют нравственно-педагогический  потенциал  учебных предметов. Так, например, В. С. Минина (МОУ Рыболовская СОШ г.о. Раменское Московской области), преподавая «Основы светской этики»,  опирается на  нравственно-этический  контент данного предмета.  При изучении тем уроков «Этика и этикет», «Вежливость», «Добро и зло», «Дружба и порядочность», «Обычаи и обряды русского народа», «Терпение и труд» и др. педагог ориентирует младших школьников на усвоение ведущих категорий этики.

Беседы с учителями, изучение и обобщение их педагогического опыта, анализ научно обоснованного программно-методического обеспечения образовательного процесса показали, что педагоги, реализуя компетентностный подход в ходе формирования нравственного сознания младших школьников, учитывают комплекс условий, обеспечивающих результативность данного процесса:

1. Моделирование педагогического процесса в аспекте нравственного воспитания, включающего совокупность компонентов, в числе которых:

  • целевой компонент  (цель – формирование нравственного сознания младших школьников на основе компетентностного подхода; задачи – 1) формирование системных общенаучных знаний о морали как форме общественного сознания; 2) развитие потребностно-мотивационной сферы в аспекте нравственного воспитания; 3) ориентация на выработку умений и навыков нравственного поведения);
  • содержательный компонент (определение сущности и структуры морально-этических категорий, их ценностно-смыслового характера: добро, благо, добродетель, справедливость, счастье, правда, любовь, долг, совесть, честь, достоинство и т.д.);
  • технологический компонент (организационные формы обучения и воспитания; методы и приёмы: беседы, разъяснение, дискуссии, ситуационные задания; средства: учебники, аудио- и видеозаписи, раздаточный материал и т.д.);
  • контрольно-оценочный компонент (мониторинг процесса усвоения нравственно-этических категорий, корректировка морально-этических знаний);
  • результативный компонент (получение ожидаемого результата в виде сформированности нравственного сознания).

2. Учёт факторов формирования нравственного сознания младших школьников в процессе обучения, в числе которых:

  • содержание учебных дисциплин и их программного наполнения (прежде всего это предметы гуманитарного цикла);
  • использование дополнительного дидактического материала с учётом отражения нравственных аспектов поведения людей и их отношения к окружающему миру;
  • организация учебного процесса, формирующая определённые    свойства и качества личности (собранность, ответственность, организованность, дисциплинированность и т.д.);
  • личность самого учителя, влияние которой несравнимо ни с чем.

3. Организация совместно распределённой деятельности учащихся в детском коллективе.

Коллектив создаёт уникальные возможности для формирования нравственных взаимоотношений – дружбы, товарищества, взаимоподдержки.  В коллективе ребёнок учится осваивать нормы и правила поведения, совместной деятельности.

4. Применение традиционных (рассказ, беседа, работа с текстовыми источниками информации, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях и др.) и инновационных (умение пользоваться ИКТ   и современным мультимедийным оборудованием) форм и методов учебной и внеклассной воспитательной работы.

Выводы и предложения. В целом изучение проблемы формирования нравственного сознания младших школьников на основе компетентностного подхода показало, что успех её решения зависит от чёткого понимания педагогическим коллективом своих профессиональных задач, уровня профессиональной компетентности, которая проявляется в таких компетенциях, как:

  • гностическая компетенция (глубокое знание преподаваемых предметов, постоянное пополнение информационного фонда);
  • технологическая компетенция (умение донести до младших школьников в доступной форме содержание основных этических понятий, используя при этом разнообразные методы и приёмы);
  •  организаторская компетенция (умение организовать с учащимися педагогическую коллаборацию, создающую возможность контактного взаимодействия в системе «учитель-ученик», «учитель-группа», «учитель-коллектив», «ученик-ученик). 
  • психологическая компетенция (умение мотивировать школьников, вызывать у них готовность к самостоятельному пополнению этических знаний).

В качестве перспективного направления работы по формированию нравственного сознания младших школьников на основе компетентностного подхода следует признать ориентир на гармоничный образ младшего школьника, включающий:

  •  этический потенциал личности – осмысленное восприятие и понимание моральных ценностей (семья, школа, природа, Родина, дружба и т.д.), готовность выполнять правила для учащихся, умение различать и анализировать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
  •  интеллектуальный потенциал – проявление аналитических качеств ума, наблюдательности, активность и интерес к познанию морально-этических категорий, прилежание в учебном труде, потребность читать литературу, расширять свой кругозор;
  • коммуникативный потенциал – овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками, умение говорить и слушать, способность сопереживать и сочувствовать, проявлять внимание к людям, животным, ценить природу, сформированность первичных навыков саморегуляции;
  • эстетический потенциал –   восприимчивость прекрасного в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного эмоционально-окрашенного отношения к людям, произведениям искусства;
  • физический потенциал – соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, ловким, быстрым, закалённым (Цит. по: Водолага Г.А.).

Перспективным направлением можно также признать разработку концепции формирования нравственного сознания учащихся начальных классов на основе комплексного сочетания методологических подходов (компетентностного, гуманистического, системно-деятельностного, синергетического и др.), что предполагает организацию специального целенаправленного исследования.

Список литературы

1. Водолага, Г.А. Личностное развитие гимназистов в детской общественной организации //Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Издательство: Оренбургский государственный университет, 2015. - pp: 2856-2861

2. Донцов, Д.А. Психология личности: учебное пособие / Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И. - Москва : Русайнс, 2016. - 301 p. - ISBN 978-5-4365-1367-6. - URL: https://book.ru/book/922023 (дата обращения: 27.08.2021). - Текст : электронный.

3. Ерофеева, М.А. Полоролевое социальное взаимодействие// Eastern European Scientific Journal. - 2014. - №1. Режим доступа: http://www.auris-verlag.de/mediapool/99/990918/data/DOI_10.12851_EESJ201312.pdf 27.02.2014

4. Мартишина, Н. В. Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров: исторический аспект. - М.: РУСАЙНС, 2020. - 114 p.

5. Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва) URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 20.04.2021).

6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: Т.2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. - М.: Академия педагогических наук, 1988. - 655 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 17.04.2021).


Войти или Создать
* Забыли пароль?