ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ ВЬЕТНАМА НА ЭТАПЕ МЕЖДУ МИРОВЫМИ КРИЗИСАМИ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Соавторами в статье рассмотрены особенности внешней торговли Вьетнама на современном этапе. На базе значительного статистического и фактического материала в статье показано, как взвешенная политика открытости, основанная на свободной торговле и создании благоприятных условий для иностранных инвестиций, приводит к бурному экономическому росту. Новизна статьи заключается в том, что в ней приведены как исторические (с 2009 г.), так и новейшие статистические данные за 2020 г., т.е. на этапе между мировыми кризисами. При написании статьи соавторами применялись статистический, историко-экономический методы научного исследования.

Ключевые слова:
ВВП, экспорт, импорт, внешняя торговля, торговые войны, иностранные инвестиции, АСЕАН, Вьетнам, Китай, США, Европейский союз, статистический, историко-экономический метод научного исследования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Пандемия коронавируса и ограничительные меры, связанные с ней, оказали резко негативное влияние на мировую торговлю. По оценке ООН, объем международной торговли снизился в прошлом году на 9%, в том числе сокращение товарооборота составило 6%. Одновременно торговля услуг просела на 16,5% [1]. По данным Всемирной торговой организации, сокращение мировой торговли в 2020 г. оценивается на уровне 10%, в том числе товарооборота на 5,3% [2; 3]. В этой связи особый интерес вызывают государства, которым удалось успешно преодолеть коронакризис и показать положительную динамику внешней торговли. Одной из таких стран оказался Вьетнам, товарооборот которого в 2020 г. вырос на 5,5%. При этом объем товарного экспорта увеличился на 7%, а товарного импорта на 3,8% [3]. Поэтому следует присмотреться к этому небольшому государству Юго-Восточной Азии, которое является одной из самых густонаселенных стран мира: на территории около 330 тыс. км2 (сопоставимо с Финляндией) проживает более 97 млн чел. Следует рассмотреть динамику валового внутреннего продукта и внешней торговли Вьетнама за последнее десятилетие (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Динамика ВВП (по ППС) и внешней торговли Вьетнама за период 2009−2020 гг.

(млрд долл. США)

 

Год

ВВП

Экспорт

Импорт

Товарооборот

Торговый баланс

2009 (кризис)

437,7

57,1

69,9

127,0

-12,8

2010

471,2

72,2

84,8

157,0

-12,6

2011

511,9

96,9

106,7

203,6

-9,8

2012

568,4

114,5

113,8

228,3

0,7

2013

607,0

132,0

132,0

264,0

0,0

2014

660,6

150,2

147,8

298,0

2,4

2015

700,3

162,0

165,8

327,8

-3,8

2016

770,9

176,6

175,0

351,6

1,6

2017

851,1

215,1

213,2

428,3

1,9

2018

933,2

243,7

236,9

480,6

6,8

2019

1016,5

264,6

253,4

518,0

11,2

2020 (кризис)

1058,7

282,7

262,7

545,4

20,0

 

Составлено и подсчитано соавторами по: [3; 4; 5].

 

Основываясь на данных табл. 1, можно сделать вывод о впечатляющем развитии Вьетнама во втором десятилетии XXI в.

Так, объем выпуска валового внутреннего продукта вырос более чем в 2 раза, товарный экспорт – почти в 3 раза, товарооборот – в 2,7 раза. Помимо этого в течение последних 5 лет отмечался стабильный активный внешнеторговый баланс, который в 2020 г. достиг рекордных для страны 20 млрд долл. США (расчеты соавторов).

Основой бурного роста вьетнамской экономики является проводимая правительством последовательная политика открытости, которая заключается в поощрении свободной торговли и создании условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. В 1995 г. Вьетнам становится полноценным членом АСЕАН. В конце 2015 г. образовано единое экономическое пространство стран-членов этого объединения, главной целью которого выступает упразднение преград для передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов [6].

При этом интерес вызывает рассмотрение тенденций в развитии географической структуры внешней торговли Вьетнама (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Основные внешнеторговые партнеры Вьетнама, 2009–2020 гг. (%)

 

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Экспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

США

20,0

19,7

17,5

17,2

18,1

19,1

20,7

21,8

19,3

19,5

23,2

27,2

Китай

9,5

10,7

12,0

11,2

10,0

9,9

10,2

12,4

16,5

17,0

15,7

17,3

Япония

11,1

10,7

11,4

11,4

10,3

9,8

8,7

8,3

7,8

7,7

7,7

6,8

Респ. Корея

3,6

4,3

5

4,9

5,1

4,8

5,5

6,5

6,9

7,5

7,5

6,8

Гонконг  (САР Китая)

1,8

2

2,3

3,2

3,1

3,5

4,3

3,4

3,5

3,3

2,7

3,7

Нидерланды

2,4

2,3

2,2

2,2

2,2

2,5

2,9

3,4

3,3

2,9

2,6

Индия

0,7

1,4

1,6

1,6

1,8

1,7

1,5

1,5

1,7

2,7

2,5

Германия

3,3

3,3

3,5

3,6

3,6

3,4

3,5

3,4

3

2,8

2,5

Великобритания

2,3

2,3

2,5

2,6

2,8

2,4

2,9

2,8

2,5

2,4

2,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Российская Федерация

0,7

1,1

1,3

1,4

1,5

1,1

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Импорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Китай

23,8

23,8

23,3

25,5

27,9

29,5

29,8

28,6

27,5

27,7

29,8

32,0

Респ. Корея

10,0

11,5

12,3

13,7

15,7

14,7

16,6

18,4

22,0

20,1

18,5

17,9

Япония

10,7

10,6

9,7

10,2

8,8

8,7

8,6

8,6

7,9

8,0

7,7

7,7

Тайвань

8,9

8,2

8,0

7,5

7,1

7,5

6,6

6,4

6,0

5,6

6,0

6,4

США

4,3

4,5

4,3

4,3

4,0

4,3

4,7

5,0

4,4

5,4

5,7

5,2

Таиланд

6,5

6,6

6,0

5,1

4,8

4,8

5,0

5,1

5,0

5,1

4,6

Малайзия

3,6

4,0

3,7

3,0

3,1

2,8

2,5

3,0

2,8

3,1

2,9

Индонезия

2,2

2,3

2,1

2,0

1,8

1,7

1,7

1,7

1,7

2,1

2,3

Индия

2,3

2,1

2,2

1,9

2,2

2,1

1,6

1,6

1,9

1,8

1,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Российская Федерация

2,0

1,2

0,7

0,7

0,6

0,6

0,4

0,6

0,7

0,9

0,7

0,6

 

 «…» отсутствие официальных данных.

 

Составлено и подсчитано соавторами по: [3; 4].

 

На основе расчетных данных табл. 2 следует сделать вывод о том, что в период между мировыми кризисами в страновой структуре внешней торговли Вьетнама не произошло существенных перемен, среди его партнеров выделялась «четверка» наиболее крупных – США, Китай, Япония, Республика Корея. На нее приходилось к 2020 г. 58,1% в товарном вывозе Вьетнама, 62,8% – в импорте товаров. Таким образом, всего 4 партнера смогли контролировать практически 6/10 общего объема внешнеторговых связей Вьетнама (расчеты на основе данных табл. 2).

При этом основным получателем вьетнамских товаров являются США, на которые приходится более четверти (27,2%) всех экспортных поставок. После восстановления дипломатических отношений между двумя странами в 1995 г. наблюдался бурный рост двусторонних отношений. Начиная с 2000 г., президенты США регулярно наносят визиты во Вьетнам, причем на территории СРВ реализуются более 800 американских инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 10 млрд долл. США [7].

Другим важнейшим торговым партнером Вьетнама является также северный сосед – Китай, товарооборот с которым в 2020 г. достиг уровня 150 млрд долл. США (с учетом САР КНР Гонконг). При этом в Китай направляется 1/6 вьетнамского вывоза, а почти 1/3 всего товарного ввоза во Вьетнам является китайской. СРВ стал одним из главных бенефициаров торговой войны между Китаем и США, развязанной Д. Трампом [20; 21]. После введения США таможенных пошлин на китайские товары, Вьетнам стал активно использовать реэкспортные схемы. Вместе с тем на протяжении ряда лет некоторые международные компании активно перемещают свое производство во Вьетнам (см.: [9; 10; 12; 13]).

В то же время Япония постепенно утратила свои позиции во вьетнамской внешней торговле (ее доля в товарном вывозе снизилась с 11,1 до 6,8%, а во ввозе – с 10,7 до 7,7%), а Республика Корея нарастила (на нее во вьетнамском вывозе приходилось от 3,6 до 6,8%, но во ввозе – от 10,0 до 17,9%).

Далее, если в товарном экспорте Вьетнама важное положение занимают европейские страны (Нидерланды, Германия, Великобритания) и Индия, которые суммарно обеспечивают почти 10,0% всего объема товарного вывоза СРВ, то в ее импорте доминируют азиатские «тигры» (Таиланд, Малайзия, Индонезия) с Индией, на них приходится свыше 11,0% вьетнамского товарного ввоза [18].

Помимо Китая Вьетнам активно торгует со странами Азиатско-тихоокеанского региона. В ноябре 2020 г. в Ханое подписано соглашение о «Всестороннем региональном экономическом партнерстве» (ВРЭП), которое образует зону свободной торговли между странами АСЕАН и их ближайшими торговыми партнерами: Китаем, Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией. Таким образом, зона свободной торговли охватывает территорию, на которую приходится около 29% мировой экономики [21].

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что положительные сдвиги наметились в торговле Вьетнама с Российской Федерацией (см.: [16]). На рассматриваемом этапе доля РФ в вывозе СРВ возросла вдвое – с 0,7 до 1,4%. Однако одновременно снижалась российская доля во вьетнамском ввозе товаров – с 2,0 до 0,6%. Но по стоимости приобретения Вьетнамом товаров в России возросли с 0,8 млрд долл. США в 2009 г. до 1,6 млрд долл. США в 2020 г.

Так как СРВ является членом АСЕАН, на объединение приходится 8,1% товарного вывоза Вьетнама, 11,6% его товарного ввоза.

Другим важным партнером СРВ среди региональных блоков остается Европейский союз. К 2020 г. в ЕС направлялось 14,1% всего объема вывозимых Вьетнамом товаров, а в товарных приобретениях на долю Евросоюза пришлось 5,8% (см. данные табл. 2; [8; 11; 14; 15; 17; 19]).

С 1 августа 2020 г. между странами − членами Европейского союза и Вьетнамом действует договор о свободной торговле. СРВ оказалась второй (после Сингапура) страной Юго-Восточной Азии, с которой ЕС заключил подобное соглашение. Согласно  оценке его комиссаром ЕС по торговле С. Мальмстрёмом, это самое амбициозное соглашение о свободной торговле, которое ЕС когда-либо заключал с развивающейся страной [22]. Согласно этому договору, пошлины на 65% европейских товаров и 71% вьетнамских товаров устраняются с момента вступления в силу договора [23; 24].

Следует рассмотреть также товарную структуру вьетнамской внешней торговли. Основу вьетнамского экспорта (34,8%) составляет электроника, в том числе телефоны (18%) и компьютеры с комплектующими (16,8%). Далее следует продукция текстильной промышленности, включая одежду и обувь (16,6%). Замыкают тройку лидеров машины и оборудование (9,6%). В свою очередь, Вьетнам активно импортирует компьютеры и аксессуары к ним (24,4%), машины и оборудование (14,2%), мобильные телефоны с аксессуарами (6,3%) и ткани (4,5%).

Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что взвешенная политика открытости международной торговли и инвестициям позволила Вьетнаму добиться существенных экономических успехов. СРВ заключила договоры о свободной торговле с большей частью своих основных контрагентов. Наконец, разумная политика правительства в борьбе с пандемией коронавируса позволила Вьетнаму добиться экономического роста в сложном для мировой экономики 2020 г.

 

Список литературы

1. В 2020 году объем международной торговли сократился на 9 процентов | Новости ООН (un.org).

2. WTO | 2021 Press Releases - World trade primed for strong but uneven recovery after COVID 19 pandemic shock - Press/876.

3. Le commerce extérieur du Vietnam en 2020 | Direction générale du Trésor (economie.gouv.fr).

4. Vietnam | Imports and Exports | World | ALL COMMODITIES | Value (US$) and Value Growth, YoY (%) | 2008 - 2019 (trendeconomy.com).

5. Vietnam - gross domestic product (GDP) 2025 | Statista.

6. L'ASEAN en Bref - SINGAPOUR | Direction générale du Trésor (economie.gouv.fr)

7. Вьетнам и США договорились развивать экономические связи и гуманитарное сотрудничество - Международная панорама - ТАСС (tass.ru).

8. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского Союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. − 2017. − № 4 (12). − С. 6-22.

9. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров//Власть. − 2014. − № 5. − С. 15-18.

10. Гладков И.С. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования)//Власть. − 2011. − № 9. − С. 160-165.

11. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза в зеркале международной статистики//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2019. − № 3 (23). − С. 22-29.

12. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. − Москва, 1996. − 107 с.

13. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии) / Москва, 2000. − 104 с.

14. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001-2014 годов// Международная экономика. − 2015. − № 11-12. − С. 37-50.

15. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза 2018: presto с тюльпанами//Власть. − 2019. − Т. 27. − № 3. − С. 161-166.

16. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2018 г.: подъем продолжается//Международная торговля и торговая политика. − 2019. − № 1 (17). − С. 60-71.

17. Гладков И.С. Европейский союз в системе современной международной торговли// Современная Европа. − 2016. − № 1 (67). − С. 85-94.

18. Гладков И.С., Елистратов А.С. Торговые связи Европейского союза и Китая как партнеров, конкурентов и системных противников. Валютное регулирование. Валютный контроль. − 2021. − №1. − С. 45-50.

19. Гладков И.С., Елистратов А.С. Ведущие экспортеры Европейского союза//Валютное регулирование. Валютный контроль. − 2020. − № 10. − С. 13-17.

20. Победителем в торговой войне США и Китая оказался Вьетнам - Ведомости (vedomosti.ru).

21. Китай и страны Азии заключили крупнейшее в мире соглашение о свободной торговле | Новости из Германии о событиях в мире | DW | 15.11.2020.

22. ЕС и Вьетнам заключили соглашение о свободной торговле | Новости из Германии о событиях в мире | DW | 30.06.2019.

23. ЕС и Вьетнам подписали соглашение о свободной торговле - РИА Новости, 30.06.2019 (ria.ru).

24. Accord de libre échange entre l’Union européenne et le Vietnam | Portail de la Direction Générale des Douanes et Droits Indirects.

Войти или Создать
* Забыли пароль?