Россия
В статье рассмотрены формы проявления коррупции в сфере здравоохранения. Нами были выделены следующие формы коррупционных деяний: подкуп медицинских работников, фальсификация результатов клинических исследований, нецелевое использование средств, выделенных из государственного бюджета, коррупция в области государственных закупок и др. Коррупция в большей степени функционирует в виде дачи и получении взятки, в коммерческом подкупе, в злоупотреблении полномочиями сотрудников медицинских учреждений. В стране в условиях повсеместного привлечения медицинских работников к ответственности, в том числе и к уголовной, ситуация не улучшается. Это говорит о том, что преступность в здравоохранительной сфере «поддерживается» вышестоящими государственными структурами.
коррупция, дача взятки, получение взятки, вымогательство, антикоррупционная политика, растрата и хищение денежных средств, подделка страховых документов, учет фиктивных пациентов
Особой чертой коррупции в здравоохранительной и медицинской сфере является поведение и действия медицинских работников, которые в силу своей профессии должны охранять здоровье и жизнь людей, однако, используя служебное положение, совершают преступные деяния. Однако отношение к такой коррупции тех, кто получает лечение, неоднозначно, некоторые из пациентов считают, что сегодня без материального вознаграждения невозможно получить качественную медицинскую помощь, и фактически «благодарят» медицинских работников за надлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Тем не менее коррупция в здравоохранении подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь в сознании людей врачи – это люди, призванные помогать, спасать жизни.
Коррупция в сфере здравоохранения – предмет внимания специалистов.
Полукаров А.В., отмечая высокую общественную опасность коррупции в здравоохранении, указывает на то, что «денежные средства, выплаченные в качестве взятки, должны были бы пойти на лекарства, медицинское оборудование и, таким образом, на должное лечение» [3, с. 3−5].
Максимова Л.В. выделила следующие виды проявления коррупции в сфере здравоохранения:
- двусторонняя «сделка». В данной ситуации медицинский работник или лицо, занимающее какую-либо должность в здравоохранении, нелегально «продает» услуги, препараты, оборудование и др. «Покупателем» в таком случае может выступать физическое или юридическое лицо, а также нередко преступные группы. Цель «продавца» – обогащение, а «покупателя» – оформление привилегий, уход от ответственности, социальный контроль и т.п.;
- получение или вымогательство взятки, дополнительное вознаграждение;
- инициативный подкуп. Данный вид коррупционного деяния в большинстве случаев характеризуется сильным психическим воздействием, зачастую устрашением и шантажом. Такой тип проявления коррупции характерен для организованных форм преступности [1, с. 812-815].
Коррупция в медицинской сфере воспринимается очень болезненно, потому что медицина и врачебная деятельность ассоциируются с альтруизмом и бескорыстным служением человеку. А когда здоровье людей становится средством заработка, теряется вера в другие, менее фундаментальные жизненные ценности. «В народе» уже стало нормой благодарить врача за хорошо проделанную работу разного рода «подношениями», а дарить цветы акушеркам – традиция. Речь идет о более опасных проявлениях коррупции, о таких, которые могут нанести реальный вред жизни и здоровью человека. К таким видам преступлений А.В. Тихомиров относит: искусственно созданный дефицит медицинских средств или услуг, когда люди, нуждающиеся в оказании экстренной помощи, вынуждены платить медицинским работникам. И только после дачи взятки процедура производится более оперативно. Однако стоит отметить, что даже «платные услуги» не дают гарантию качественного их выполнения. Кощунством является вымогательство в случаях, когда медицинская помощь является жизненно необходимой. Наиболее развита такая коррупция, основывающаяся на манипулировании и давлении, в наркологических и онкологических диспансерах, где минимальные медицинские усилия могут продлить жизнь человеку. Но стоимость лечения и препаратов на черном рынке перевешивают чашу весов в корыстную сторону [4, с. 32−37].
Социальная опасность коррупции повышается посредством следующих осложняющих факторов:
- отсутствие эффективной системы антикоррупционных законов;
- ошибки и недочеты в проведении государственной политики и реформировании различных сфер жизни общества;
- неподготовленность правоохранительных органов в области противодействия организованной преступности, в том числе и в сфере здравоохранения;
- отсутствие способов разоблачения коррупционеров и применения мер ответственности;
- привилегии на распоряжение собственностью и услугами, находящимися в руках определенной группы чиновников.
Ситуация не меняется даже в условиях повсеместного привлечения медицинских работников к ответственности, в том числе и к уголовной. Это говорит о том, что преступность в здравоохранительной сфере «поддерживается» вышестоящими государственными структурами.
На сегодняшний день государство пытается на законном уровне побороть коррупцию, но данная проблема остается на сегодняшний день одной из актуальных и негативно сказывается на развитии экономики страны.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. №537, относит преступные посягательства, связанные с коррупцией, к числу основных угроз национальной безопасности. Государство, не имея возможности полностью побороть коррупцию, путем принимаемых нормативно-правовых актов пытается снизить ее проявление, в том числе и в здравоохранении.
Законодательные органы, взяв курс на борьбу с коррупцией, создают, модернизируют и принимают большое количество нормативно-правовых актов, призванных противодействовать коррупции. Однако эти акты имеют обобщенный характер и являются трудноприменимыми для отдельных сфер жизни. Так до сих пор не существует акта, регламентирующего коррупцию в здравоохранении в полной мере. Обобщенность законодательства не дает возможности эффективно противостоять коррупции.
Коррупция в здравоохранении – это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление. Целью данной деятельности является обогащение, получение материальных и нематериальных благ. Сама же деятельность предстает в виде незаконного оказания ряда медицинских и иных услуг физическим и юридическим лицам, а также в создании условий, вынуждающих прибегнуть к даче взятки. Коррумпированность здравоохранительной сферы причиняет существенный вред интересам гражданского общества и всего государства в целом, подрывает доверие населения, а самое главное, нарушает конституционные права граждан.
Коррупция в здравоохранительной сфере функционирует на разных уровнях, начиная от государственного, заканчивая «бытовым», представленным системой «медицинский работник − пациент».
Наиболее типичными и распространенными повсеместно являются следующие виды коррупции в здравоохранении:
− растрата и хищение государственных, региональных, муниципальных средств. Данный вид преступления имеет несколько форм: во-первых, объектом деяния могут являться средства, выделенные на здравоохранение; во-вторых, объектом может быть доход, получаемый от оказания платных медицинских услуг;
− коррупция в сфере государственных закупок. Данный вид преступления характеризуется нарушением принципа конкуренции в сфере госзакупок. Это приводит к серьезным последствиям, среди которых – попадание в медицинские учреждения некачественных препаратов и оборудования;
− торговля или лечение поддельными препаратами, выдача разрешений на осуществление торговли некачественными препаратами или намеренное повышение цен на медицинскую продукцию;
− подделка медицинских документов (получение листка нетрудоспособности, различных справок);
− коррупция в платежных системах. Данный вид также имеет множество форм: выставление незаконных счетов за услуги, которые являются бесплатными или оплачиваемыми по квоте государственными органами, подделка счетов и квитанций, учет фиктивных пациентов;
− взяточничество за оказание различных услуг. Взяточничество является наиболее распространенным видом коррупционных преступлений, оно имеет большое количество форм и функционирует на различных уровнях. Взятку может давать пациент или вымогать врач;
− за «более качественное» лечение или оказание услуг;
− за подтверждение или сокрытие медицинских фактов, искажение действительной причины смерти (взятки за «оказание таких услуг» являются самыми большими, так как чаще всего это связано с сокрытием преступления);
− за выписку рецептов (чаще всего психотропных препаратов и содержащих наркотические вещества).
Медицинские работники обязаны нести ответственность за свои деяния, в том числе и за коррупционные преступления. Наказания, применяемые в отношении медицинских служащих, могут варьироваться от штрафа и вплоть до лишения свободы. Дополнительным наказанием может стать лишение права заниматься профессиональной деятельностью. Именно правильная организация, строгий контроль за всеми финансовыми средствами в каждом лечебном учреждении, наказание по всей строгости закона за нецелевое использование средств и хищения в крупных размерах могут изменить положение в медицине.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд статей, регламентирующих привлечение работников здравоохранительной сферы к уголовной ответственности:
− злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
− превышение должностных полномочий (ст. 286);
− получение взятки (ст. 290);
− служебный подлог (ст. 292);
− халатность (ст. 293).
Нередко медработники привлекаются к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например: дача судебным медицинским экспертом ложного заключения (ст. 307 УК); за преступления в экономической сфере, например: за вымогательство (ст. 163 УК).
Анализ судебной практики по делам в отношении медицинских работников показал, что в последние годы прослеживается тенденция, при которой решение суда и размер наказания зависят от характера действия / бездействия виновного, различных условий и обстоятельств, сопутствующих совершению преступления. В большинстве случаев, наказанием за коррупционные преступления в отношении медицинских работников является штраф, реже – лишение свободы, чаще условно. Такое осуждение обусловлено тем, что, согласно ч. 1 ст. 56 УК РФ[5], наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231,ст. 233 УК РФ, или только если соответствующей статьей Особенной части УК РФ лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания. В отношении лица, совершившего преступление небольшой тяжести, не применяется такая мера пресечения как лишение свободы. Однако, стоит отметить, что в соответствии с УК РФ такая мера может быть применима только в отношении лиц, впервые совершивших данное преступление и при отсутствии отягчающих обстоятельств. Именно поэтому наиболее распространенным видом наказания является штраф (ч. 2 ст. 46 УК РФ) [6, с. 11−14].
Рассматривая и характеризуя коррупцию в сфере здравоохранения, мы исходим из следующего определения: коррупция – злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача и получение взятки, подкуп, совершаемые с целью обогащения или получения необходимых товаров и услуг.
Однако мы считаем, что данное определение не отражает полного перечня коррупционных преступлений.
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» называет три наиболее распространенные формы коррупции:
«1) незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением имущественной выгоды (в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав) для себя или для третьих лиц (пассивная форма коррупции);
2) либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами (активная форма коррупции);
3) либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица ("смешанная" форма коррупции)».
Системный анализ законодательства и практики применения ряда уголовно-правовых норм в изучаемой сфере показывает, что нормы об ответственности за отдельные должностные преступления нуждаются в целом ряде корректировок и дополнений.
В нашей стране был принят ряд документов, направленных на борьбу с коррупцией, но, несмотря на большое количество нормативно-правовых актов и проведение целого ряда мероприятий, до сих пор нет единого понимания и определения понятия «коррупционное преступление», не разработана система уголовно-правовых средств противодействия.
Перед законодателями стоит две проблемы: первая – отсутствие единообразного и универсального подхода к уголовно-правовому содержанию, что порождает трудности в учете и контроле распространения и качестве коррупционных преступлений; вторая – отсутствие определенных границ объекта уголовно-правового воздействия, соответственно, отсутствие эффективного законодательства, способного противостоять коррупции и коррупционной преступности.
Нам представляется необходимым пересмотреть нормы антикоррупционного законодательства, внести изменения в уголовный кодекс. Мамедов И.А. указывает на то, что «в частности, требуется более четкая законодательная регламентация составов коррупционных преступлений, жесткий подход к назначению наказаний, а также расширений возможностей применения некоторых из видов наказаний за коррупционные деяния» [2, с. 189]. Особая роль отведена системе специальных правовых средств в сфере борьбы с коррупцией и коррупционными преступлениями. К правовым средствам борьбы с коррупцией относятся:
− нормативно-правовые акты и предписания, имеющие в своем содержании способы и приемы противодействия и пресечения;
− юридические технологии, обладающие высокоэффективным правовым инструментарием;
− юридическая техника;
− толкование права;
− юридическая практика.
Все вышеперечисленные меры в совокупности могут способствовать снижению факторов коррупционной деятельности.
Повысить эффективность антикоррупционной политики может имплементация норм международного права в национальные правовые системы. Имплементация является необходимым условием создания интернационального антикоррупционного сообщества, целью которого будет глобальная борьба с коррупционной преступностью на всех уровнях жизни мирового сообщества.
Сегодня антикоррупционная стратегия Российской Федерации должна учитывать, содержать и аккумулировать международные способы и меры борьбы с коррупцией. Актуальным является согласование российского антикоррупционного законодательства и международных стандартов.
Для достижения определенных успехов в антикоррупционной деятельности необходимо сложение усилий всех институтов государственной и гражданской жизни. Противодействие коррупции является, в большей степени, практической деятельностью субъектов гражданского общества и органов государственной и местной власти.
Коррупция – явление, лежащее в основе разложения государства, гражданского общества и многих сфер человеческой жизни. Она становится одним из главных препятствий в проведении преобразований, реформировании системы, сдерживает модернизацию национальной экономики. Коррумпированность представителей власти и представителей государственных учреждений порождает недоверие и гнев граждан. Поэтому противодействие коррупции является необходимой и срочной мерой.
Опасность коррупции проявляется в различных сферах жизни общества. Конвенция ООН против коррупции определяет, что под угрозой коррупции в большей степени находятся стабильность и безопасность общества, демократические институты, этические ценности, устойчивое развитие и правопорядок.
Сегодня отмечается рост коррупционных преступлений, а также развитие их форм и видов. Борьба с коррупцией осложняется неудовлетворительной работой правоохранительных органов и малоэффективными нормами уголовного права в данной области. Это сказывается на дальнейшей борьбе, так как законодательство и государственная власть не в силах предупредить и предотвратить новые преступления.
Сфера здравоохранения является одной из самых коррумпированных в Российской Федерации. Коррупция в медицинской сфере воспринимается очень болезненно, потому что медицина и врачебная деятельность ассоциируются с альтруизмом и бескорыстным служением человеку. А когда здоровье людей становится средством заработка, теряется вера в другие, менее фундаментальные жизненные ценности. Знание и понимание причин проблемы не решают ее, а только лишь больше расширяют зону влияния проблемной области. Можно предложить тактику запугивания рублем и сроком, воспитания патриотических личностей, ставить примеры для подражания, говорить красивые слова о морали и нравственности. Все это используется и ныне. Но если в человеке нет любви к жизни, внутреннего движения к созиданию, гармонии, чем обязан обладать истинный медик, то никакие попытки конструктивного влияния не помогут.
Для раскрытия существа коррупционного процесса в здравоохранении России необходимо изучить и квалифицировать все виды и формы проявления коррупции, определить ее причины и условия появления, а также большое значение уделить законодательной сфере, разработке нормативно-правовых актов и дополнении и совершенствовании уголовного кодекса.
1. Максимова Л.В. Особенности коррупционных проявлений в сфере здравоохранения [Текст] / Л.В. Максимова // Молодой ученый. − 2016. − №1. − С. 812-815.
2. Мамедов Илгар Али оглы. Уголовно-правовые средства противодействия коррупции[Текст]: дис. … к.ю.н. / И.А. Мамедов. Рязань, 2011. − 215 с.
3. Полукаров А.В. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия коррупции в сфере здравоохранения [Текст]: автореф. дис…. к.ю.н./ А.В. Полукаров. − Москва, 2013. − 28 с.
4. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении [Текст] / А.В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. − 2009. − № 6. − С. 32−37.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
6. Хасанов Ф.З. Назначение наказания за коррупционные преступления в сфере здравоохранения [Текст] / Ф.З. Хасанов // Медицинское право. − 2015. − № 5. − С. 11−14.