АКТУАЛЬНОСТЬ ДЗЕН-БУДДИЗМА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ, ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дается теоретическое введение в проблему актуальности дзен-буддизма для современной западной философии, психологии и психотерапии. Показывается, каким образом он актуален отдельно для западной философии, отдельно для западной психологии и отдельно для западной психотерапии, приводятся конкретные примеры. Вычленяются негативные черты дзен-буддизма для философии, психологии и психотерапии. Демонстрируется, что является рудиментом в рамках дзен для современности на Западе в обозначенных науках, что отошло в прошлое и не может быть использовано в настоящем. На протяжении всей статьи производится детальный разбор дзен на предмет практического значения для современного западного человека. Осуществляется вывод об актуальности дзен для современной западной науки в лице философии, психологии и психотерапии.

Ключевые слова:
современная западная культура, восточная религия, дзен-буддизм, экзо-дзен, глобализированный дзен, дзадзен, мондо, коан, психопрактики, психоанализ
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

  Дзен-буддизм − одна из самых «атеистичных» религий в мире ХХI в. На Западе он выступает чаще всего в форме глобализированного дзен или экзо-дзен [1]. Однако аутентичный дзен также присутствует в западном мире, причем в своей оригинальной форме с подлинным восточным содержанием.

            Актуальность настоящей статьи заключается в нескольких пунктах: 1) слабая исследованность актуальности самого дзен для западного мира в отечественных философии, психологии и психотерапии; 2) не до конца исследованное влияние дзен на философию, психологию и психотерапию.

            Новизна данной статьи содержится в следующем: 1) вычленение определенного влияния рассматриваемой религии на западную философию, психологию и психотерапию; 2) теоретическое описание практического значения дзен для современного человека Запада.

            Цель текущей статьи раскрыть, является ли в современном мире дзен актуальным религиозным учением для западной культуры. Если да, то в чем конкретно эта актуальность проявляется. Стоит сразу же уточнить, что настоящая статья носит вводно обзорный характер.

            В ХХ в., когда дзен стал проникать на Запад, его стали сравнивать с философскими и психологическими западными течениями. В философии сравниваемыми направлениями, прежде всего, были интуитивизм в лице его основного представителя Анри Бергсона [2], философия жизни Фридриха Ницше [3] и философия Мартина Хайдеггера [4]. В психологии такими течениями стали психоанализ XIXXX вв. [5] и неофрейдизм [6].

            Компаративистика показала, что дзен и западные течения как в философии, так и в психологии имеют много общего в деталях, но при этом все же, в сущности, различаются − как методами, так и результатом (метод дзен использует различные психопрактики религиозного толка, западная философия же склонна использовать научные или онаученные методы, результат − в дзене − это освобождение и покой, в западной философии − поиск истины).

            Сейчас, в ХХI в., стоит отметить, что дзен может помочь различным философиям Запада, а философии Запада, в свою очередь, дать материал для приложения дзен. Так, например, в философии субъекта благодаря дзен можно показать, что там, где казалось бы, субъект и объект отождествляются, на самом деле, все равно можно выделить субъект − субъект как дополнение агенса Винсента Декомба. Стоит пояснить, что агенс есть семантическая категория, указывающая на активного участника ситуации, производящего действие или осуществляющего контроль над ситуацией [7]. Агенс в предложении выражается глаголом. Дополнение же агенса есть семантический субъект при пассивной форме глагола [8] − дополнение к глаголу существительное. Дополнение агенса обычно связывается с возможностью активно-пассивной трансформации и с активным действием одушевленного лица [9]. Например, предложение «Кодо Саваки обнял Сунг Сана». Нужно поставить это предложение в пассивную форму «Сунг Сан был обнят Кодо Саваки». Агенсом здесь будет сам глагол (конкретное действие) «был обнят», дополнением к агенсу будет существительное в форме имени собственного «Кодо Саваки» в творительном падеже.

            Любой просветленный, так или иначе, пользуется языком и при описании конкретного события идентифицирует субъект в третьем лице, который никуда не девается, даже если не пользоваться, таким образом, речью (ведь просветленный производит действие). Тем самым, он показывает необходимость в концепте субъекта как дополнения агенса с помощью языка.

            Кроме того, дзен-буддизм может сослужить хорошую службу такому разделу философии как герменевтика. Дзенские коаны (дословно − загадки, сделанные для того, чтобы адепт дзен испытал сатори) и мондо (диалоги мастера с учеником, ведущие к просветлению последнего) могут послужить материалом для анализа и, таким образом, быть по-новому проинтерпретированы с помощью методик этой области знания, что позволит увидеть их дополнительное значение. Например, мондо может быть увиден с точки зрения не его сакрального смысла, а с точки зрения повторяемости его частей в традиции дзен (также и коан) или же с точки зрения уникальности того или иного дзенского случая.

            Также дзен может внести явный вклад в практическую философию. Несмотря на свою созерцательную направленность, он все же может подготовить почву для действий в объективной реальности благодаря своим психопрактикам, которые имеют, в данном случае, пропедевтический характер, когда тот, кто действует и действие становятся одним целым.

            Помимо этого, экзистенциализм как философское течение может быть обогащен дзенскими психопрактиками (такими как, например, дзадзен), помогающими жить в этом мире абсурда, способствующими восприятию мира таким, какой он есть, не позволяя страдать от его отчужденности и бессмысленности. В отдельных случаях абсурдность этого мира может доходить до так называемого ноогенного невроза − понятия, введенного Виктором Франклом. Ноогенные неврозы являются результатом нравственных конфликтов, духовных проблем [10].

            Что касается различных психологических школ, то дзен может усовершенствовать следующие: антипсихиатрия [11], экзистенциальная психология [12] и современный психоанализ [13].

            Как антипсихиатрию, так и экзистенциальную психологию, а также современный психоанализ могут обогатить практики дзен (коан, дзадзен) тем, что внесут в них новые методики работы с сознанием болящего, исключая свою теорию, т.е., по сути, выступят, как дополнение к существующим психотерапевтическим практикам.

            Помимо непосредственно практик, которые расширят и углубят рассматриваемые психологические учения, дзен в теоретической части слабее их, поэтому никак не может их улучшить. Конечно, он может дать определенный эффект успокоения, ведь «Одно есть Всё, а Всё есть Одно», что, до некоторой степени, поможет работать с тревожностью, фобиями и паническими атаками в силу разотождествления с собственной личностью и отождествлением с Иным, но, даже в таком случае, полное исцеление без фармакотерапии здесь будет невозможным.

            При этом, стоит отметить, что психопрактики дзен-буддизма в своей сущности могут быть использованы при различных психических заболеваниях больше приобретенного, чем наследственного характера, например, при обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР),    дискретном повышенном уровне тревоги и т.п. (это связано с тем, что  психопрактики дзен могут изменять в определенной мере состояние головного мозга, что доказано исследованиями, проведенными с помощью ЭЭГ, над дзен-буддистскими монахами). Однако, есть целый ряд психиатрических расстройств, для которых эти практики будут не только эффективны, но и вредны, имеющие больше наследственный характер, чем приобретенный − биполярное расстройство, ядерные психопатии различных типов, шизофрения и пр. (в таком случае лучше использовать фармокотерапию с традиционными для Запада психиатрическими методами − когнитивно-поведенческая терапия, рефлексотерапия и т.д.) из-за того, что они не могут быть полностью вылечены, а только, максимум, купированы (по крайней мере, наукой до сих пор не было доказано, что люди, страдающие наследственными психическими заболеваниями, были вылечены с помощью дзенских психопрактик). Иными словами, исповедуя принцип «primum non nocere», психопрактики дзен-буддизма лучше не использовать при наличии психотической симптоматики (бред, галлюцинации), склонности к суицидальным действиям и маниакальным состояниям.

            Крайне положительным с точки зрения психологии считается то, что учение дзен способствует развитию ментальной гибкости. Человек, который решил познакомиться с дзен-буддизмом и углубиться в него, чтобы лучше справляться с жизненными невзгодами, обязательно пройдет через принятие того, что он (этот человек) не является центром Вселенной, если анти-эгоцентричный инсайт не произошел до знакомства с этим учением.            Также одной из неотъемлемых частей осознания в дзен является тот факт, что хоть конкретный человек и не является «центром Вселенной», но в это же самое время он настолько неотделим от мироздания, что технически является с ним полностью единым. Исходя из этих двух осознаний, автоматически прикрепляется проработка субъективных суждений, которые не могут быть истинно-верными, а значит, отпадает и принципиальность, которая так присуща невротизированным людям, страдающим от своих же принципов. Все эти вещи однозначно положительны с точки зрения стрессоустойчивости.

            Практики дзен-буддизма могут быть полезны как при эмоциональном напряжении, так и в качестве подспорья для саморазвития. Серьезный стресс или даже паническую атаку можно устранить, например, при помощи прекращения внутреннего диалога [14]. Данный навык нарабатывается путём медитаций, направленных на работу с ним.

            Дзен-буддизм является таким учением, которое способно дать рабочие системы мировоззрения и практик, качественно улучшающих психологическое состояние человека. Человек, который решил привнести в свою жизнь дзен-буддизм, с большой долей вероятности будет вести здоровый образ жизни, а это значит, что дзен влияет на представителя современной западной культуры комплексно и позитивно с психологической точки зрения.

            Говоря про минусы, стоит отметить мистицизм, который часто можно обнаружить в среде людей, пропагандирующих дзен-буддизм. Эзотерический подход к дзену не только ослепляет человека, вставшего на путь поиска душевной гармонии, но и гипотетически может привести в тоталитарную секту, которые на сегодняшний день весьма распространены и опасны для психического здоровья. Также учение о карме и сансаре является ложным и деструктивным, поскольку создает ненужные иллюзии и ожидания, однако в конкретных моментах, в контексте психологического комфорта, идея кармического возмездия и перевоплощения может быть полезной (но никак не истинной).

            Рудиментом дзен для современного западного человека, кроме того, является ритуальная его составляющая, которая и делает дзен религией (религиозный культ и религиозная организация), а не чем-то другим (к примеру, философией). Еще таким рудиментом может служить строго определенная формальная иерархия внутри системы религиозных институций, которая сильно тормозит развитие по всему миру самого дзен-буддизма в формах экзо-дзен и глобо-дзен [1] и даже аутентичного дзен.

            Несмотря на это, исходя из выше написанного, стоит сделать вывод, что дзен есть актуальное религиозное учение для современной западной культуры в лице ее наук − философии, психологии и психотерапии в ХХI в.

Список литературы

1. Кравченко В.В. Экзо-дзен как суррогат японского дзен-буддизма в современном российском масскульте. − Москва: Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии, 2017. − С. 126-140.

2. Бергсон, А. Собрание сочинений, т. 1-5. - Санкт-Петербург, 1913-14.

3. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Пер. с нем. В. М. Бакусева, Ю. М. Антоновского, Я. Э. Голосовкера и др.; Ред. совет: А.А. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. − Москва: Культурная революция, 2005-2014.

4. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер. с нем. и комм. В.В. Бибихина. − Москва: Республика, 1993. − 447 с.

5. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // З. Фрейд, психоанализ и русская мысль. − Москва: Республика, 1994. − С. 29−34.

6. Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ. − Москва: АСТ, 2011. − 160 с.

7. Определение агенса [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%81 (дата обращения: 01.10.2020 г.)

8. Определение дополнения к агенсу [Электронный ресурс]. - URL: https://studopedia.info/10-56486.html (дата обращения: 01.10.2020 г.)

9. Дополнение и его формы. [Электронный ресурс]. - URL: https://mylektsii.ru/10-29022.html (дата обращения: 01.10.2020 г.)

10. Франкл В. Доктор и душа. - Санкт-Петербург: Ювента, 1997. − С. 242-279.

11. Власова, О.А. Антипсихиатрия: социальная теория и социальная практика (монография). − Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. − 432 с.

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла. − Москва: Прогресс, 1990. − 368 с.

13. Лакан, Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). − Москва: Гнозис/Логос, 2004.

14. Капло Ф. Три столпа дзен. − Москва: Либрис, 1996. − 480 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?