ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается проблема унификации законодательных норм, устанавливающих правовой режим федеральных информационных систем. Исследуется цель создания информационной системы как обязательный элемент ее правового режима, являющийся первичным для иных элементов. Анализируется современное федеральное законодательство об информационных системах, сравниваются используемые подходы к нормативному закреплению целей создания. Обосновывается привязка цели создания к государственным услугам и (или) государственным функциям.

Ключевые слова:
Федеральные информационные системы, правовой режим информационных систем, цель создания информационной системы, обязанность по предоставлению информации, государственные услуги, государственные функции.
Текст

В настоящее время объективно назрела необходимость систематизации и унификации законодательства в сфере разработки и использования федеральных информационных систем (ИС). Если в конце 2000-х гг. на уровне федеральных законов были закреплены положения, касающиеся лишь нескольких ИС, то в настоящее время их счет идет на десятки. В реестре федеральных информационных систем число наименований ИС превысило три сотни.

Помимо множества внутриведомственных ИС, растет число федеральных ИС, с появлением которых появляются дополнительные обязанности у граждан и организаций (речь идет об обязательном представлении информации в такие системы и административной ответственности за непредставление информации или неполное или несвоевременное ее представление, а также представление заведомо ложной информации). В соответствии с духом Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) такие ИС должны регулироваться федеральным законом, устанавливающим соответствующие обязанности поставщиков информации в систему. 

Нормы, устанавливающие правовой режим федеральных ИС, характеризуются отсутствием единой юридической техники, что обусловлено рядом причин, среди них: новизна соответствующих правоотношений; необходимость «подгонки» под уже готовую систему (которая разрабатывается и внедряется до правового регулирования отношений, связанных с ее использованием); различная отраслевая принадлежность. Но главной причиной является отсутствие единого подхода к законодательному регулированию государственных ИС. В связи с этим представляется актуальной разработка такого подхода. В частности, необходимо ответить на вопрос, какие элементы правового режима федеральной ИС и в каком объеме должны быть закреплены в федеральном законе.

Мы предлагаем следующие элементы: 1) цель создания ИС; 2) категории информации, хранящейся в системе; 3) права и обязанности поставщиков информации; 4) права и обязанности пользователей информации; 5) специальный правовой статус оператора ИС.

В настоящей статье мы исследуем первый из перечисленных элементов, необходимость законодательного закрепления которого наименее очевидна для законодателя, а существующая практика законотворчества является наиболее противоречивой.

Прежде всего необходимо отметить, что формализация концепции, определение назначения ИС, целеполагание служат отправной точкой процесса создания системы.

Цель создания ИС влияет на все прочие проектные документы, определяет ее функциональные возможности, перечень обрабатываемой информации, категории пользователей и т. д. Согласно ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» раздел «Назначение и цели создания (развития) системы» следует размещать в начале технического задания сразу после раздела «Общие сведения».

Если цель создания ИС не будет закреплена в проектной документации, это может привести к формулированию неполных или противоречивых требований, спорам заказчиков и разработчиков, постоянному изменению уже разработанного функционала. Цель создания системы (концепция, образ продукта) «выстраивает работу всех заинтересованных лиц в одном направлении».

Список литературы

1. Амелин Р. В. О взаимосвязи правовых и технологических инструментов в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме // Сборники Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. СПб., 2011. Вып. 2: Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. Н. А. Шевелева. 2012.

2. Амелин Р. В., Чаннов С. Е. Автоматизированная информационная система как «источник права» // Информационное право. 2008. № 2.

3. Баранов В. М. Концепция законопроекта и ее роль в повышении эффективности принятия закона // Оценка законов и эффективности их принятия: матер. Междунар. Семинара (Рязань, 16-17 декабря 2002 г.). М., 2003.

4. Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению. Пер. с англ. М., 2004.

5. Максимова Е. В. К вопросу о приемах юридической техники, применяемых при изложении нормативно-правовых предписаний федеральными органами исполнительной власти // Юридический мир. 2009. № 5.

6. Принципы проектирования и разработки программного обеспечения: учеб. курс MSDN. Пер. с англ. 2-е изд. М., 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?