ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
В настоящей статье автором рассмотрены актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел в сфере формирования и реализации неофициального, гражданского правопорядка.
правовое государство, правопорядок, органы внутренних дел, полиция, реформирование, законность
Функция обеспечения правопорядка, в том числе и гражданского, неофициального, всегда являлась одной из основных. В ее реализации всегда принимают участие практически все органы государственной власти и управления, в том числе и МВД Российской Федерации. Правопорядок представляет собой, по мнению А.В. Безрукова, цель правового регулирования, его конечный итог, для его обеспечения принимаются нормативные акты, создается конституционно-правовой механизм его обеспечения органами публичной власти, в котором особое место принадлежит правоохранительным органам [5, с. 1067].
Как известно, назначение правового государства заключается в том, что оно, помимо прочего, формирует соответствующий правовой порядок, который включает в себя не только правовые, но и различные неправовые формы поведения людей и их групп, что предполагает наличие достаточно высокого уровня личной свободы человека и его автономности от государства. Подобный подход оказывает влияние на все аспекты жизнедеятельности государства. Так, правовая доктрина при этом должна быть лишена свойства принудительного внедрения в массовое правосознание однотипных представлений о коллективном благе и путях его достижения, закрепленных законодательно. В достаточно развитом гражданском обществе государство должно быть подчинено праву, в нем формируется определенный правовой порядок, который включает в себя регламентацию и защиту прав и свобод всех индивидов, являющихся членами общества, и их объединений, безусловную реализацию гарантий законности посредством соответствующей деятельности различных институтов государства, а также совершенствование правоприменительной деятельности органов правоохраны и правосудия.
По нашему мнению, правопорядок в процессе своего формирования должен испытывать на себе влияние не только воли государства, но и воли народа. При этом существенное значение имеет именно факт совпадения их усилий и интересов. Только при его наличии возможно успешное решение тех задач, которые стоят перед обществом и государством на современном этапе развития. Обратная ситуация, при которой интересы и потребности государства и общества оказываются диаметрально противоположными, ведет к дестабилизации общественных отношений и последующей деформации или разрушению правопорядка, в том числе гражданского, неофициального.
Свои свойства и качества как юридической материи правопорядок получает от нормативных актов, правовых принципов, идей, правоприменительной деятельности и институтов, которыми оперирует государственная власть. Правопорядок – итог форм и процессов – с одной стороны, с другой – та основа, в рамках которой выстраиваются общественные отношения.
Правовые идеи, взгляды, категории видоизменяются в правопорядке, теряя свои индивидуальные качества, передавая ему свойства, которые, вступая во взаимообмен и взаимодействие, формируют новое качество.
В современной юриспруденции в структуре правового порядка выделяют две важный составляющие. Во-первых, официальный правопорядок – систему взаимодействия всех субъектов правоотношений, определенным образом структурированную и упорядоченную на основе нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами от имени государства. Во-вторых, неофициальный, или гражданский, правопорядок, который включается в себя достаточно большую группу отношений, регулируемых иными видами социальных норм. Данная составляющая правопрядка в настоящее время активно исследуется. Связано это с той возрастающей ролью, которую играет гражданский правопорядок в настоящее время. Он непосредственно связан с элементами самоорганизации гражданского общества. Можно сказать, что он создает формы для деятельности отдельных индивидов и их объединений в рамках неформальных взаимоотношений. Несомненно, что данная сфера частично выходит за рамки правового регулирования, но государство в лице своих органов должно учитывать ее наличие и выстраивать свою политику не с точки зрения подавления и сужения этого вида общественных отношений а равно защиты и поддержки всех индивидов.
Не секрет, что политика государства связана с обеспечением защиты всех индивидов, находящихся на его территории. При этом государственные органы путем нормативного закрепления и правоприменительной деятельности регулируют различные стороны общественной и частной жизни. Можно с уверенностью сказать, что стремление государства контролировать различные стороны жизни расширяется и охватывает те отношения, которые ранее регулировались иными видами социальных норм. В настоящее время остро стоить вопрос о соблюдении баланса между стремлением государства «защитить», обезопасить участников правоотношений путем расширения сферы правового регулирования и стремлением этих же участников сохранить определенную автономию от государственной воли.
Органы внутренних дел принимают непосредственное участие в формировании правопорядка определенного вида, связано это с их назначением и функциями. Причем они играют как роль защитника нарушенных прав и свобод, так и равноправного партнера, который участвует наряду с институтами гражданского общества в формировании устойчивой, внутренне непротиворечивой системы общественных отношений, именуемой правовым порядком. Вот эта, вторая роль органов внутренних дел в настоящее время начинает приобретать более существенное значение. Связано это с рядом факторов: дальнейшая демократизация общества, предъявляющая новые требования к статусу и деятельности сотрудников всех правоохранительных структур государства, изменения в массовом правосознании, связанные с процессом глобализации общественной жизни, технический прогресс, существенно изменяющий привычный уклад жизни и множество других.
В месте с тем мы отмечаем, что правоохранительные органы достаточно часто ограничены в формировании правопорядка чисто карательными функциями, в связи с чем на первое место выходит вопрос о взаимодействии их не только с иными государственными органами, но и с институтами гражданского общества. Необходима долгосрочная стратегия, целью которой будет являться видоизменение не только представлений о деятельности правоохранительных органов, но и корректировка их функций, снижение удельной доли «карательных» полномочий, замещение их полномочиями по осуществлению правомерных действий вне конкретных правоотношений, например действий сотрудников полиции по осуществлению общей профилактики правонарушений и девиантного поведения в целом. Реализация подобных мер невозможна без качественных изменений в массовом правосознании, связанных с формированием нового облика органов внутренних дел в глазах рядовых граждан.
Включение этой достаточно обширной группы правомерных действий в качестве составной части правопорядка имеет большое значение. Это приведет к тому, что задачи охраны правового порядка со стороны институтов государства не будут сводиться только лишь к охране субъективных прав участников только определенного круга правоотношений. Государственная деятельность должна будет включать в себя защиту от посягательств любого не нарушающего закон поведения, охрану правового статуса индивидуальных и коллективных субъектов. В перспективе это должно привести к изменению в массовом правосознании образа органов внутренних дел, приданию ему большего объема положительных характеристик. Следует признать, что в настоящее время образ сотрудника органов внутренних дел далек от социально одобряемого.
Правоохранительные органы, в первую очередь Министерство внутренних дел РФ, реализуют основную часть полномочий по обеспечению правопорядка в населенных пунктах. МВД принадлежит ведущая роль в деятельности по поддержанию достаточного уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства в различных условиях чрезвычайного характера, вызванных как объективными факторами, так и субъективными причинами. Именно профессиональная деятельность подразделений МВД в значительной степени способствует обеспечению претворения в жизнь правовых норм, которые закрепляют и гарантируют весь объем прав и свобод человека и гражданина, интересов различных институтов гражданского общества, обеспечивают устойчивое функционирование между всеми субъектами правовых отношений.
Деятельность органов внутренних дел многогранна, включает в себя различные направления, ключевыми из которых являются административная, оперативно-разыскная деятельность, предварительное расследование, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения и многие другие. Все они взаимосвязаны, нацелены не только на формирование, но и на поддержание определенного вида взаимоотношений между людьми на основе права, иными словами, обеспечении правопрядка. При этом, как упоминалось выше, деятельность органов внутренних дел в целом и полиции в частности не должна носить исключительно карательный характер, связанный с привлечением к юридической ответственности. Подобный подход в настоящее время все более и более устаревает, связано это, в том числе, с развитием юридической науки, предлагающей для практического воплощения в жизнь различные научно обоснованные концепции взаимоотношений личности и государства в лице его органов, в частности, органов внутренних дел.
Эффективность деятельности органов внутренних дел в рассматриваемом направлении сильно зависит от взаимодействия с иными правоохранительными и иными органами государственной власти. Например, в избирательном процессе подразделения МВД России активно сотрудничают с избирательными комиссиями различных уровней, реализуя собственными полномочия по техническому обеспечению и антитеррористической защищенности зданий и помещений избирательных участков и комиссий [10, с. 34].
Данное сотрудничество строится на ряде основополагающих принципов, ключевыми из которых являются: невмешательство правоохранительных органов непосредственно в избирательный процесс; принцип приоритета прав и свобод личности; незамедлительное и юридически точное реагирование на нарушения в области избирательного законодательства; тесное взаимодействие органов внутренних дел и избирательных комиссий [11, с. 13].
Именно согласованные усилия подразделений МВД России и иных органов государственной власти и управления конечной своей целью имеют формирование устойчивой системы правоотношений в рамках всего Российского государства, то есть официального правопорядка.
Также не следует преуменьшать роль органов внутренних дел в формировании так называемого неофициального, или гражданского правопорядка. Здесь следует отойти от традиционной «репрессивной» роли органов внутренних дел и использовать весь потенциал по участию наравне с институтами гражданского общества в формировании определенной системы взаимоотношений, не охватываемой системой права. Несмотря на кажущееся противоречие, потенциал подобного взаимодействия практически безграничен. Результатом, в идеале, должен явиться баланс интересов личности, общества и государства, воплощающийся в жизнь посредством реализации правовых и неохваченных правом форм поведения всех участников.
Подводя итог, следует отметить, что воплощение правопорядка в жизнь представляет собой достаточно сложное явление. Задействованы в нем в той или иной степени практически все органы государства. При этом не подлежит сомнению, что ведущая роль здесь отводится правоохранительным органам, в первую очередь, органам внутренних дел.
Рассматривая более детально роль правоохранительных органов в деятельности по воплощению в жизнь идеи правового государства, Ю.Н. Старилов указывает на активное и тотальное внедрение в деятельность публичных органов эффективных процедур, прежде всего управленческого характера, предусматривающих осуществление каждого действия на основе стабильных и известных административно-правовых предписаний [9, с. 131].
Полиция является составной частью МВД России, реализующей задачи, связанные с выработкой государственной политики и обеспечению нормативно-правового регулирования в области внутренних дел, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) [3].
Реформа МВД, начатая в 2011 году, получила свое продолжение в 2016, когда Президент России подписал ряд правовых актов, которые существенным образом изменили структуру МВД России, а, следовательно, и выполняемые функции.
Так, Указом Президента России от 05.04.2016 № 157 [1] была создана Федеральная служба войск национальной гвардии России с преобразованием внутренних войск МФД РФ в войска национальной гвардии России.
Другим важным моментом в реформировании МВД стала передача ему функций и полномочий, упраздненных Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156[2] Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и Федеральной миграционной службы (ФМС России). Ключевым моментом является то, что данные органы были расформированы, а не просто переподчинены МВД [7, с. 39].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что МВД России в 2016 г. было подвергнуто значительным организационным и функциональным трансформациям. Поглощение МВД двух служб - ФМС и ФСКН России было, в принципе, ожидаемым. Во-первых, их функции исторически относились к ведению Министерства внутренних дел, во-вторых, эффективность их деятельности в качестве самостоятельных структур в последние годы стала чрезвычайно сомнительной.
Это продолжение реформы органов внутренних дел открыло для полиции принципиально новые возможности и перспективы профессиональной деятельности [4, с. 20].
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в последние годы роль Министерства внутренних дел в формировании устойчивого правового порядка, как основы функционирования государства в целом, чрезвычайно возросла. При этом МВД принимает активное участие не только в реализации правовых предписаний закона, то есть оказывает управляющее воздействие на так называемый официальный правопорядок. Существенно расширились возможности органов внутренних дел по участию в формировании неофициального, или гражданского, правопрядка, регулируемого иными видами социальных норм. Связано это с несколькими факторами. В первую очередь, изменение системы оценки эффективности деятельности, отход от так называемой «палочной» системы, применявшейся десятилетиями, в пользу комплексного подхода, учитывающего не только цифровые показатели, но и мнение населения обслуживаемой территории, состояние не только законности, но и уровень социально-экономического и иного благополучия района. Подобный подход потребовал наделения МВД России более широким спектром полномочий, что и было сделано.
Несомненно, что реформа МВД продолжается. Функционирование системы с 2011 года в новых правовых рамках постоянно анализируется, формируются предложения не только по совершенствованию, но и по оптимизации управленческой деятельности, широкому внедрению современных технологий, в первую очередь, информационных.
1. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.
2. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.
3. Об утверждении Положения о МВД России и Типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту РФ, п. 1, п. 13: Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.
4. Адмиралова И.А. Правовое регулирование административной деятельности полиции в сфере обеспечения прав и свобод граждан в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 20 - 24.
5. Безруков А.В. Участие правоохранительных органов и органов местного самоуправления в обеспечении правопорядка в России // Административное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 1067-1073.
6. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М., 2015. С. 3-43.
7. Губарева Т.И. Новая реформа МВД России - в поисках оптимальной модели // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 39-41.
8. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы. - Сара-тов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 280 с.
9. Старилов Ю.Н. Административное право: процедуры и процесс. Управленческая и «судебная» концепция административного процесса: развитие, современное значение и взаимодействие // Вестник ВГУ. 2016. № 1. С. 131.
10. Федотова Ю.Г. Контрольные полномочия избирательных комиссий в механизме обеспечения безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 2. С. 34-36.
11. Чистобородов И.Г. Административно-правовое обеспечение органа-ми внутренних дел правопорядка и общественной безопасности в период под-готовки и проведения избирательных кампаний: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 13 -14.