сотрудник
Кемерово, Россия
Рассмотрен феномен педагогической конвергенции, возникший в результате глобальных изменений в научно-технологической, экономической, социально-культурной областях человеческой деятельности, связанных с появлением и развитием конвергентных технологий. Цель – выявить основные принципы и условия формирования и реализации педагогической конвергенции в отечественной и зарубежной высшей школе. Предмет исследования – отечественный и зарубежный опыт осмысления конвергенции в педагогической теории и практике. В статье представлена методология исследования педагогической конвергенции, основу которой составил междисциплинарный подход. Результаты исследования показали, что феномен педагогической конвергенции занимает особое место в образовательной системе благодаря способности опережать потребности общества в подготовке специалистов высокой квалификации с высшим образованием, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях проникновения технологической конвергенции в различные аспекты человеческой жизни. В результате появляются новые потребности в вузовской подготовке бакалавров, магистров и специалистов, способных разрабатывать, заимствовать и адаптировать конвергентные технологии. Данное исследование внесет свой вклад в развитие педагогической науки в плане теоретического осмысления феномена педагогической конвергенции, в подготовку выпускника вуза, способного воспринимать последние достижения мировой науки, заимствовать и ускоренно адаптировать новые конвергентные технологии в профессиональной деятельности.
система высшего образования, междисциплинарный подход, принципы, условия, профессиональная деятельность, межличностное взаимодействие, командная работа
1. Портнова Т. В. Вопросы интеграции науки и искусства в исследовании художественной культуры ренессанса // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4. С. 236-239.
2. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 335 с.
3. Ефременко Д. В., Гиряева В. Н., Евсеева Я. В. NBIC-конвергенция как проблема социально-гуманитарного знания // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 34. № 4. С. 112-129.
4. Меняева М. П. Идея культурной конвергенции П. А. Сорокина в коммуникативных аспектах XX-XXI веков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1. С. 59-64.
5. Барро Р. Дж., Сала-и-Мартин Х. Экономический рост. М.: Бином. Лаб. знаний, 2010. 824 с.
6. Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science / eds. C. Roco, W. Bainbridge. N. Y.: Kluwer Academic Publishers, 2003. 482 p.
7. Roco M. C. Convergence science for societal solutions and education // Global Perspectives in Convergence Education. 2-3 Nov 2017. Washington DC, 2017.
8. Черниговская Т. В. Человек в цифровом мире // 12-й Саммит психологов. СПб., 03.06.2018. Режим доступа: https://psy.su/feed/6900/ (дата обращения: 01.08.2021).
9. Richey M. Convergence in professional education // Global Perspectives in Convergence Education. 2-3 Nov 2017. Washington DC, 2017.
10. Building America’s skilled technical workforce. Washington DC: The National Academies Press, 2017. 258 p. https://doi.org/10.17226/23472
11. Klein J. T., Falk-Krzesinski H. J. Interdisciplinary and collaborative work: Framing promotion and tenure practices and policies // Research Policy. 2017. Vol. 46. № 6. P. 1055-1061. http://dx.doi.org/10.1016/j.respol.2017.03.001
12. Nurius P., Kemp S. Individual-level competencies for team collaboration with cross-disciplinary researchers and stakeholders // Strategies for team science success / eds. K. Hall, A. Vogel, R. Croyle. Springer, Cham., 2019. P. 171-187. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-20992-6_13
13. Первова Г. М. Конвергенция методов как тенденция современного развития педагогики // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 6. C. 73-77.
14. Новиков А. П. Конвергенция образовательных программ бакалавриата в университетском образовании (на примере направленности «Безопасность жизнедеятельности и география» образовательной программы «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет») // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 5. С. 20-26. https://doi.org/10.21209/2542-0089-2017-12-5-20-26
15. Исмагилов Р. М. О конвергентном образовании // Концепт. 2015. № Т13. С. 351-355.
16. Манако А. Ф., Воронкин А. С. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. С. 487-521.
17. Капранов В. К., Капранова М. Н. Конвергенция образования // Стандарт. 2016. № 3. С. 2-3.
18. Свечкарев В. П. Конвергентное образование на основе когнитивных технологий // Инженерный вестник Дона. 2015. № 1-2. Режим доступа: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2887 (дата обращения: 01.08.2021).
19. Бешенков С. А., Шутикова М. И., Миндзаева Э. В. От информационных к конвергентным технологиям: образовательные аспекты // Преподаватель XXI век. 2016. № 4-1. С. 86-93.
20. Dudeney G., Hockley N, Pegrum M. Digital literacies: Research and resources in language teaching. Pearson Education Limited, 2013. 388 p.
21. Hockly N. Digital literacies // ELT Journal. 2012. Vol. 66. № 1. P. 108-112. https://doi.org/10.1093/elt/ccr077
22. Куркин Е. Б. Современным детям - конвергентное образование // Образовательная политика. 2011. № 3. С. 45-52.
23. Schweingruber H. Research-based insights for teaching convergence via Grand Challenges // Global Perspectives in Convergence Education. 2-3 Nov 2017. Washington DC, 2017.
24. Welch-Devine M., Shaw A., Coffield J., Heynen N. Facilitating interdisciplinary graduate education: barriers, solutions, and needed innovations // Change: The Magazine of Higher Learning. 2018. № 50. P. 53-59. http://dx.doi.org/10.1080/00091383.2018.1510268
25. Кореневский А. В., Узнародов И. М. Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 113-118.
26. Снопкова Е. И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 1. С. 111-117.
27. Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 9-24. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-9-24
28. Fiore S., Gabelica C., Wiltshire T., Stokols D. Training to be a (team) scientist // Strategies for team science success / eds. K. Hall, A. Vogel, R. Croyle. Springer, Cham., 2019. P. 421-444. https://doi.org/10.1007/978-3-030-20992-6_33
29. Hall K. Science of team science: informing convergence education // Global Perspectives in Convergence Education. 2-3 Nov 2017. Washington DC, 2017.