ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На сегодняшний день весьма остро стоит вопрос оказания помощи детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Дети, которые столкнулись с «взрослыми» проблемами, часто не находят поддержки в своих собственных семьях. Такие проблемы как алкоголизм и безработица родителей, бедность, трудности взаимоотношений, потеря близких людей, жестокое обращение, социальное неблагополучие родителей могут быть причинами трудной жизненной ситуации ребёнка. Если своевременно не оказать помощь ребёнку, раны от психологических и физических травм могут привести к тяжелым последствиям. В целях оказания помощи детям из малообеспеченных семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в стране функционируют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, деятельность которых направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих неблагополучию малообеспеченной семьи, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Деятельность данных учреждений направлена оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации; восстановление социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников; содействие возвращению несовершеннолетних в малообеспеченной семьи, восстановление семейных и социальных связей ребенка.

Ключевые слова:
семья, дети, социальная адаптация, малообеспеченность, социальная работа
Текст

Проблема предоставления социальной адаптации детей из малообеспеченных семей особо актуальна на данный момент, поскольку общественно-экономические преобразования в Российской Федерации, которые взаимосвязаны с серьезными реформами в области распределительных отношений и переходом к рынку, серьезно изменили контекст социальных условий жизни детей из малообеспеченных семей в Российской Федерации. На важность решения задач, связанных с социальной адаптацией детей в малообеспеченных семьях указывают многие отечественные ученые. Развитию работы с подростками способствуют учреждения социального обслуживания малообеспеченной семьи и детей, при которых открываются отделения дневного пребывания детей, где в благоприятных условиях они могут развивать свои способности, проводить организованный досуг, приобщаться к культуре.

Малообеспеченность семей и их детей в Российской Федерации на данный момент непосредственно связана с серьезным ухудшением социального и экономического развития государства. Санкции, коронавирусная пандемия, резкий рост цен на товары и услуги способствуют тому, что население теряет доходы и беднеет. На данный момент Российская Федерация представляет собой социальное государство, что подразумевает поддержку тех граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно себя обеспечить. К таким гражданам также относятся дети из малообеспеченных семей, которые имеют аналогичные проблемы в современных кризисных условиях. Социальная адаптация детей из малообеспеченных семей в современных условиях будет способствовать снижению тех негативных процессов, которые серьезно влияют на жизнедеятельность общества в Российской Федерации.

Малообеспеченность представляет собой особое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не дают поддерживать социально-необходимое для жизнедеятельности потребление, что является серьезным фактором социального риска.

По данным счётной палаты более половины российских семей (64 %) страдают от недостатка материальных средств на существование. Опасна эта проблема тем, что в подобных семьях родители, занятые проблемами материального характера, отдаляются от своих детей, такие семьи становятся в своём роде аутсайдерами в кругу более обеспеченных семей, в семьях повышается общий уровень агрессии и многое другое, что в последствии может привести к домашнему насилию, алкоголизму, наркомании, курению и другому девиантному и делинквентному поведению, как самих родителей, так и их детей. А в таких масштабах, которые были озвучены выше, данная проблема становится опасной для всего общества в целом.

Однако, отрицательные последствия влияния негативного воспитательного потенциала подобных семей на детей, воспитываемых в них, можно минимизировать, организуя социально-педагогическую, психолого-педагогическую и социальную работу с детьми из малообеспеченных семей в условиях общеобразовательного учреждения. Ведь дети проводят в них в среднем от девяти до одиннадцати лет своей жизни, и именно этот институт социализации оказывает огромное влияние на жизнь детей в данный временный отрезок их жизни. Именно здесь, в общеобразовательных учреждениях, ведётся большая часть воспитательной, социальной, образовательной, культурной работы с детьми 7-18 лет. Но для того, чтобы социально-педагогическая, психолого-педагогическая и социальная работа с детьми приносила высокие результаты, необходимо подробно изучить, какими особенностями обладают дети из малообеспеченных семей в условиях общеобразовательного учреждения и социально-реабилитационного центра, с какими проблемами они сталкиваются, что может стать препятствием в работе с данными детьми, а что, наоборот, поможет оптимизировать данную деятельность.

Ребёнок проводит в общеобразовательном учреждении (далее – ОУ) не только достаточно большую часть дня (в среднем от 3 до 5 часов) и большую часть жизни (в среднем от 9 до 11 лет). Учитывая, что помимо 8-10-часового сна и 2-3 часа, затрачиваемых ежедневно на сборы в ОУ и проезд до ОУ, а также 1-2 часа, отводящихся для выполнения домашнего задания, у ребёнка остаётся лишь 9-10 часов в сутках. В связи с этим, 3-5 часов, проведённых ребёнком в ОУ, так или иначе однозначно оказывают влияние на него. Ведь в ОУ ребёнок задействован не только конкретно в учебном процессе, но и в межличностном общении со сверстниками, другими школьниками и коллективом педагогов.

При этом, зачастую, школьные друзья становятся друзьями и вне общеобразовательного учреждения, в связи с чем ОУ продолжает оказывать косвенное влияние даже тогда, когда ребёнок в нём не находится. Таким образом, мы видим, что влияние общеобразовательных учреждений на ребёнка очень велико, а учитывая, что именно в возрасте 7-18 лет у ребёнка формируются высшие чувства (познавательные, нравственные, эстетические), складываются базовые способности теоретического сознания и мышления (анализ, планирование, рефлексия), осуществляется становление психических познавательных процессов (восприятие и внимание), формируются способности к самоопределению и саморазвитию (саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни), то становится понятно, что именно в данном возрасте необходимо осуществлять деятельность, направленную на коррекцию негативных последствий семейного воспитания, а также на адаптацию детей в обществе и научение навыкам межличностного общения. И для того, чтобы изучить объект профессиональной деятельности, а именно ребёнка из малообеспеченной семьи – его особенности, потребности и проблемы необходимо прибегнуть к помощи возрастной и социальной психологии [11].

Помимо резко возросшей интеллектуальной нагрузки, ребёнок из малообеспеченной семьи сталкивается с двумя основными проблемами. Во-первых, в малообеспеченных семьях зачастую родители (из-за работы, болезни кого-либо из членов семьи и других внутрисемейных проблем) отдаляются от своих детей. Таким детям постоянно не хватает внимания, любви, ласки и заботы. Но именно в период адаптации ребёнка к школе, очень важна поддержка родных, как эмоциональная (успокоить, ободрить, обнять и т.п.), так и касающаяся подготовки ребёнка к школе (помощь в выполнении домашнего задания, в объяснении непонятных моментов по поводу пройденного материала и взаимоотношения с другими детьми и педагогами, в сборе школьного рюкзака и подготовке школьной одежды и т.д.). В случае, если никто из членов семьи не может в силу различных причин помочь со всем этим ребёнку, то он может столкнуться с такими проблемами, как школьная неуспеваемость, снижение самооценки, повышенная тревожность, появление чувства неполноценности и ненужности, расстройство пищевого поведения (в следствие чего резкое снижение или увеличение веса), проблемы со здоровьем и др. Во-вторых, первоклассник может столкнуться с непринятием в классный коллектив. Это может произойти из-за плохого внешнего вида (как правило, малообеспеченные семьи не могут позволить себе покупку для ребёнка качественной красивой дорогой одежды, частой стрижки, мобильного телефона, красивых игрушек и других вещей, на которые зачастую обращают внимание окружающие), школьной неуспеваемости, плохо развитых навыков межличностного общения, а также из-за плохого отношения к семье ребёнка родителей других детей. Это может привести к тем же проблемам, к которым приводит недостаточное внимание родителей. А «наслаивание» одной проблемы на другую может и вовсе привести к катастрофическим последствиям для ребёнка [8].

Нельзя сказать, что один возрастной этап пребывания ребёнка из малообеспеченной семьи в общеобразовательном учреждении важнее другого этапа, ведь запущенные проблемы из одного возрастного этапа могут самым негативным образом сказаться на другом этапе. Одна нерешённая про блема на любом возрастном этапе может поломать ребёнку всю жизнь. Именно поэтому нельзя пускать проблемы детей из малообеспеченных детей в условиях общеобразовательного учреждения на самотёк. Необходима комплексная работа социального работника, социального педагога, педагогапсихолога и других специалистов школы с самим ребёнком и его семьёй. Следовательно, нами была проведена работа по выявлению особенностей детей из малообеспеченных семей в условиях общеобразовательного учреждения. Мы определили, с какими проблемами ребёнок из малообеспеченной семьи сталкивается во время своего пребывания в данном учреждении, и как эти проблемы отражаются на самом ребёнке. Осознавая, с какими проблемами в работе с детьми из малообеспеченных семей специалисты общеобразовательного учреждения могут столкнуться, они могут организовать свою деятельность так, чтобы устранить данные проблемы, либо так, чтобы эти проблемы не стали значительной помехой в их работе.

Далее стоит отметить особенности технологии социальной адаптации детей из малообеспеченных семей на примере социально-реабилитационного центра.

Технологизация социальной работы с детьми из малообеспеченных семей в социально-реабилитационном центре «Отрадное» осуществляется на основании разделения центра на отделения для более успешных результатов проводимых мероприятий и внедрения программ по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Реализация социально-реабилитационных и адаптационных процессов воспитанниками учреждения проходит посредством разработки и внедрения в рамках деятельности Центра программ, способствующих реабилитации и адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также их семей. Результаты первичной диагностики определяют дальнейшие пути реабилитации малообеспеченной семьи [1].

Среди основных причин неблагополучия в семье, выявленных в результате профилактических рейдов, является проблема детско-родительских отношений превалирует над всеми остальными, особенно среди категорий семей, обслуживаемых вне стационара социально-реабилитационного центра [3]. В связи с этим, специалисты центра во многом особо акцентируют внимание на проблеме данного характера, разрабатывая ту или иную программу, включающую реабилитационные мероприятия и действия, направленные на успешный процесс адаптации.

Для организации комплексной помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организуется работа межсекторной команды специалистов, ключевой фигурой в которой является куратор индивидуальной программы реабилитации. Прежде чем, будет составлена и разработана индивидуальная программа реабилитации ребёнка, специалисту по социальной работе необходимо провести обследование социальной обстановки и окружения малообеспеченной семьи. Была усовершенствована работа по анализу реализации индивидуальной программы реабилитации: изменился подход к составлению индивидуальных программ реабилитации и срок утверждении. Назначение куратора малообеспеченной семьи позволяет систематизировать работу, аккумулировать результаты реабилитации и активизировать межсекторное взаимодействие.

Слабым звеном по-прежнему остается участие родителей в программах и работе родительских клубов. Совершенствуется работа по постреабилитационному социальному патронату, который вышел на новый уровень благодаря включению в штат педагога-психолога, работе клуба «Семейный диалог». Наиболее актуальным направлением в работе отделения является «Школа подготовки опекунов», в которой проходят обучение потенциальные малообеспеченной семьи, желающие принять ребенка на воспитание. Для сопровождения опекунских семей специалистами отделения разработана программа «Семейное визитирование принимающих семей» [2].

Она заключается в создании службы семейного визитирования для оказания помощи в скорейшей адаптации ребенка к условиям новой семьи, а также в профилактике возвратов детей в государственные учреждения из-за недостаточной педагогической компетентностью приемных родителей и опекунов [9]. Весьма эффективна клубная деятельность, поэтому на базе отделения существует Клуб замещающих семей «Доброе сердце», как форма сопровождения замещающей малообеспеченной семьи.

Технологией психолого-педагогического сопровождения замещающей малообеспеченной семьи является оптимизация ресурсов семьи, выявление стратегии и тактики реагирования малообеспеченной семьи в кризисных условиях. Главным направлением работы отделения являются реабилитация детей через семейные воспитательные группы и гостевую семью. Гостевая семья создается с целью приобретения ребенком позитивного опыта проживания в благополучной семье. Кроме того, гостевая семья может быть начальным этапом к созданию семейной воспитательной группы. Данная форма реабилитационной работы востребована.

Необходимость сопровождения замещающей семьи на этапе адаптации ребенка сейчас понимают не только специалисты, но и замещающие родители. Они чувствуют себя увереннее, зная, что в любой проблеме может быть оказана профессиональная помощь. Открытость замещающей и малообеспеченной семьи в свою очередь зависит от доверия, которое они испытывают к специалистам. В последние годы для достижения эффективных результатов комплексной реабилитации малообеспеченной семьи в рамках программы отделения «Тепло родного дома» реализовалось десять тематических программ.

Самым успешным в данном направлении была деятельность семейных клубов выходного дня, направленная на развитие коммуникативных и воспитательных способов взаимодействия родителей с детьми. Результатом работы в рамках данных программ является повышение родительской компетентности. Участие родителей в данных формах работы помогло им пересмотреть свой родительский статус, откорректировать свой стиль общения с детьми. К технологиям в работе отделения дневного пребывания относятся [10]:

1. «Сеть социальных контактов» - используется для мобилизации и активизации ресурсов малообеспеченной семьи.

2. Игротерапия - в процессе реализации психологических и педагогических тематических программ отделения.

3. Арттерапия - в процессе реализации тематических программ клубов выходного дня, а также творческих программ студий и мастерских Центра.

4. Телесноориентированная терапия - в процессе реализации тематической программы «Мир ощущений».

5. «Кидс Скилс» - пошаговая технология, направленная на помощь детям в преодолении их трудностей, акцентируя внимание не на самой проблеме, а на возможностях ее преодоления, используя личностные ресурсы ребенка.

6. Легоконструирование - используется через цикл педагогических занятий, направленных на развитие социальных навыков и когнитивной сферы детей.

7. Технология ритмопластики - используемая в проведении музыкальных зарядок, физкультминуток для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

8. Педагогика Монтессори – используется для развития сенсорных навыков детей в возрасте от 4-7 лет.

9. Система развивающего обучения Л.В. Занкова - в процессе оказания помощи в учебной деятельности детям школьного возраста.

10. Компьютерные технологии (презентации, развивающие программы и т.п.) - в процессе проведения познавательных занятий.

Для ее решения проблемы низкая мотивация родителей к совместному поиску путей выхода из трудной ситуации  используются следующие формы: дни открытых дверей Центра, клубы выходного дня, индивидуальные мотивационные консультации специалистов. Работа по реабилитации детей из малообеспеченных семей ведётся и в летнее время. В этот период процессы реабилитации и адаптации сопряжены с оздоровительным отдыхом. К проведению оздоровительного отдыха детей в летний период привлекались общественные, благотворительные и иные организации [4].

В том числе организована работа волонтеров (20 человек) из международной организации Aiesec. Добровольцы смогли найти подход к каждому ребенку, предоставив детям возможность не только разнообразить свой отдых, но и получить опыт общения с людьми других национальностей, формируя навыки толерантного отношения. В результате дети получили необходимые умения и навыки, которые будут способствовать их дальнейшей социализации в общество, имеющее многокультурную и многонациональную особенность. Осуществляется реабилитация детей в возрасте от 4 до 7 лет, неорганизованных для посещения детского дошкольного учреждения, из малообеспеченных семей в рамках программы «Шаг за шагом». Основной вид деятельности – общеразвивающие занятия в игровой форме, направленные на формирование необходимых умений и навыков для социализации ребенка в обществе [5].

Проводимое в Центре диагностическое обследование развития детей показало, что у большинства снижен уровень развития познавательных процессов: дети не имеют элементарных представлений и знаний об окружающем мире, речевое и двигательное развитие ниже возрастной нормы, выявлены значительные проблемы в развитии социальных навыков, коммуникативной сферы. В процессе реализации индивидуальных программ реабилитации детей основным направлением было поиск и апробация развивающих методик, способствующих в короткие сроки интенсивному социальному развитию детей и развитию их познавательных возможностей[6].

Создание проектов и программ на базе таких учреждений является необходимым условием успешного осуществления социально-реабилитационных и адаптационных процессов, и является актуальным аспектом в научной деятельности в рамках данной проблематики [7].

Таким образом, необходимо сделать выводы о том, что в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних в условиях непрерывности реабилитационного и адаптационного процесса оказываются социальные услуги несовершеннолетним на основе индивидуальных и групповых социальных программ и проектов по осуществлению реабилитации и адаптации детей, включающих профессионально-трудовой, социокультурной, физкультурно-оздоровительный компоненты. Данные мероприятия должны эффективно влиять на социальную адаптации  детей из малообеспеченных семей, которые на данный момент в условиях экономического кризиса и коронавирусной пандемии пытаются самостоятельно проживать с весьма ограниченным количеством ресурсов в Российской Федерации.

 

 

 

Список литературы

1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат малообеспеченной семьи в системе социального обслуживания. М.: Госуд. НИИ малообеспеченной малообеспеченной семьи и воспитания, 2018. С. 22-34.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология малообеспеченной семьи. М.: Изд-во МГУ. 2016. - 122 с.

3. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие / под ред. Е.А. Сигиды. М.: ИНФРА-М. 2018. - 124 с.

4. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. Всеросс. научно-практич. конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. - М.: Перспектива, 2017. С. 68-75.

5. Береза Н.А. К вопросу о стимулировании адаптации первокурсников в процессе профессионального воспитания в колледже // Непрерывное профессиональное образование специалистов социономического профиля: квалиметрический и полидисциплинарный подходы: матер. III Межвузовской научно-практич. конф. / под ред. Н.И. Никитиной. - М. РГСУ, 2016. С. 45-48.

6. Береза Н.А. Стимулирование адаптации первокурсников в процессе профессионального воспитания в колледже // Социальная педагогика и перспективы ее развития: матер. XIX Международных социально-педагогических чтений, посвященных 25-летию Российского государственного социального университета [Электронный ресурс]. Изд-во: РГСУ, 2016. С. 48-52.

7. Буянов М.И. Ребенок из малообеспеченной семьи: Записки детского психиатра. - М. Изд-во: Просвещение, 2019. - 98 с.

8. Ерофеева М. А. Трансформации в гендерной социализации несовершеннолетних в сборнике: профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии. Сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Изд-во: Гуманитарно-педагогической академии. Симферополь, 2020. С. 285-289

9. Повышение эффективности социальной защиты молодежи на основе использования программно-целевых методов управления: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Дмитриев Артём Викторович; [Место защиты: Науч.- исслед. ин-т труда и соц. страхования]. - Москва, 2014. - 144 с.

10. Пушкарева Е. Е. Актуальные формы и методы социализации детей-сирот в современном российском обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 4021-4025.

11. Шиманская К.А. Технологии социальной адаптации детей из малообеспеченных семей / Шиманская К.А. // ЦИТИСЭ. 2018. № 4(17). С.2

Рецензии
1. Технологии социальной адаптации детей из малообеспеченных семей Авторы: Сепиашвили Екатерина Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?