БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Во введении актуализируется проблема компетентности инспектора по делам несовершеннолетних при проведении профилактических мероприятий с подростками, состоящими на учете. Предлагается один из вариантов организации действенных профилактических мероприятий, базирующихся на Технологической модели педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете. Описывается нетрадиционный метод, использующийся инспектором ПДН в работе с подростком метод профилактики «экспресс-смартфон-контроль». Цель настоящей статьи состоит в описании примеров реализации Технологической модели педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних, которые привели к успешному изменению ценностных установок в их мировоззрении. Следствием изменения явился нравственный выбор при реализации подростком себя в социуме спустя пять, десять, пятнадцать лет после проведенной профилактической работы по разработанной модели. В основной части статьи посредством биографического метода исследования изложены конкретные примеры явившиеся результатом применения Технологической модели сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних. В заключении статьи содержится обобщающий вывод по результатам применения Технологической модели педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова:
педагогическое сопровождение подростков состоящих на учете, инспектор по делам несовершеннолетних, нравственный выбор, ценностные установки, метод профилактики «экспресс-смартфон-контроль», биографический метод исследования
Текст

Актуальность.

          Деятельность инспектора ПДН, прежде всего, сопряжена с постоянным влиянием на поведение несовершеннолетних в воспитательных целях. Стратегическая цель такого влияния заключается в изменении негативных ценностных установок, которые сформировались у личности к подростковому возрасту. По исследованиям специалистов в области возрастной психолого-педагогической науки, педагогической аксиологии Л.С.Выготского, М.И.Лисина, В.В Давыдова, Л.А. Венгера, М.Рокича, Д.И.Фельштейна, Э.Р.Штерна и др. определено, что в основе поведенческих проявлений подростков лежат, большей частью, ценностные установки связанные c их отношением к семье, к труду, к учебе, к дружбе, к реализации своих способностей. Доминантой же их поведения становятся сложившиеся стереотипы в поведении и совершении нравственного выбора, которые они каждодневно наблюдают и принимают, а затем транслируют. [8, 9].

Правовая форма в виде постановки подростков на учет в правоохранительные органы фактически не имеет того эффекта воспитательного влияния, который изначально предполагался фактом создания инспекций по делам несовершеннолетних.

Многолетний опыт практической работы показывает достаточно низкую эффективность указанной правовой формы - «постановка подростка на профилактический учет в органы внутренних дел» для изменения его негативных установок на позитивные педагогическими средствами.

Для этих целей была разработана Технологическая модель педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних, т.е. поэтапного проведения профилактических мероприятий, осуществляя которые инспектор ПДН сможет в оптимально короткие сроки достигнуть цели – изменить жизненные установки подростка в пользу совершения им нравственного выбора – принесения пользы обществу и совершенствовании себя.

Эта модель представляет собой четыре взаимосвязанных компонентных модуля, которые охватывают собой: во-первых установление доверительных отношений с подростком и основных его установочных характеристик (условий жизни, интересов, склонностей, круг общения, основные цели и мечты); во-вторых координацию ответственного взаимодействия всех членов комиссии по делам несовершеннолетних с подростком и его семьей (органов образования, опеки, социальной защиты, центра занятости); в-третьих применение педагогического инструментария (методов, приемов, средств и т.п.); в – четвертых: систематический контроль, в том числе и применяя инновационные технологии (айфоны, смартфоны и т.п.).

Выполняя алгоритм действий, в логической структуре указанных четырех компонентов инспектор ПДН добивается изменения ценностных установок подростка, что приводит его к осознанному нравственному выбору [1, 9].

Инспектору ПДН важно владеть компетенциями в области педагогики, психологии и юриспруденции для выявления ложных ценностных установок. Помимо этого, имеет значение владение алгоритмами замены ложных ценностных установок рациональными, которые помогут подростку реализовать его способности, добиться успеха. При попадании в сложные жизненные ситуации осуществлять осознанный нравственный выбор.

          На первоначальном этапе важно реализовать первый компонент, условием выполнения которого является установление доверительных отношений с подростком. Инспектор ПДН принимая несовершеннолетнего -  его проблемы и особенности, выясняет склонности и интересы ребенка. В дальнейшем организует координацию всех значимых лиц, окружающих подростка: родителей, классного руководителя, учителей – предметников, членов комиссии по делам несовершеннолетних [10].

          Инспектор ПДН организует профилактические мероприятия так, чтобы подросток максимально смог реализовать свои способности и наклонности, развить в должной мере эмоционально-волевой интеллект. В процессе реализации себя стать полноценным и законопослушным гражданином общества [2,6].

          В педагогическом сопровождении инспектор ПДН применяет целый ряд методов. Остановимся подробнее на двух, особенно на наш взгляд действенных: беседа и контроль посредством телефонных мессенджеров.

          Педагогическое сопровождение посредством бесед осуществляется, как  непосредственно (офлайн), так и через телефонные мессенджеры (онлайн). Важно, установить такой уровень доверия, чтобы в трудные периоды подросток мог самостоятельно обращаться за помощью к инспектору ПДН, видя в нем друга и значимого для себя взрослого, искренне заинтересованного в поддержке [3].

          Для этих целей нами разработан инновационный метод профилактики «экспресс-смартфон-контроль». Этот метод основан на процессе выстраивания телефонной беседы с подростком в несколько этапов:

  1. Полного приятия; абсолютного непротиворечия информации поступающей от подростка. Рассмотрение его проблемы. Важно, проявление уважения и сочувствия.
  2. Обсуждение возможных вариантов выхода из сложной проблемы.
  3. Выбор наиболее оптимального решения.
  4. Поддержка инспектором ПДН в виде веры в успех подростка. (произнесение на этапах 2-4 слов: «Я верю в тебя», «Ты сможешь», «У тебя получится», «Ты молодец», «Иди», «Звони мне» и т.п.).

Разработаный нами метод профилактики «экспресс-смартфон-контроль» имеет целый ряд психолого-педагогических и методических характеристик.

1. Частота звонков инспектора подростку, с которым организовано педагогическое сопровождение для контроля.

2. Звонки инспектору со стороны подростка.

3. Значение видео звонков по контролю.

4. Что делать ели подросток не выходит на связь меры и санкции.

5. Методические аспекты риторики разговорной речи. В зависимости от ситуации время разговора.

Этот метод строится на полном доверии подростка к инспектору ПДН, а телефон служит вспомогательным средством. Инспектору ПДН важно услышать подростка и его проблему, не пытаясь исказить излагаемые сведения, не допуская оскорблений и манипуляций. Сведения поступившие от подростка подлежат краткой фиксации (в учетно-профилактической карточке или отдельном блокноте инспектора ПДН).

Сам инновационный метод телефонной беседы с подростком мы назвали «метод профилактики – экспресс-смартфон-контроль».

В основе метода «экспресс-смартфон-контроль» лежит педагогический прием «опоры на положительное в ребенке». Инспектором ПДН при организации координации всех значимых взрослых лиц (родителя, классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога и психолога) профилактическая деятельность осуществляется на основе этого приема. Важным критерием педагогического сопровождения подростка является создание условий, в которых подросток за счет выравнивания самооценки примет в условиях необходимости принятия нравственного выбора рациональный алгоритм действий, направленный на соблюдение правового поведения. [2,3,6,7].

На протяжении организованной педагогической поддержки заинтересованные (значимые лица) искренне верят в подростка, показывают заинтересованность и указывают ему на положительные черты характера [5].

Как правило, длительность самого процесса педагогического сопровождения составляет 12- 24 месяца. За такой короткий период подросток успевает изменить убеждения, составляющие его мировоззрение, ценности, взгляды. Найти занятость (из разряда дополнительного образования или заработка средств и реализовать себя).   

          В настоящей статье описаны пять подростков с асоциальным поведением, к которым инспектором ПДН был применен алгоритм по изменению ценностных установок в виде педагогического сопровождения. Приведены примеры результатов изменения системы ценностей подростка, что явилось основанием для снятия с профилактического учета по исправлению.

          Цель статьи – привести фактические примеры реализации Технологической модели педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних. Показать примеры успешного изменения ценностных установок подростка, результатом чего является его осознанный нравственный выбор на протяжении длительного жизненного периода.

          Для оценки и анализа результатов исследования по реализации Технологической модели сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних нами использовался биографический метод.

          Теоретические основы биографического метода были заложены Вильгельмом Дильтеем. Под этим методом он понимал антропологическое и психологическое объяснение задач личности и развития ее судьбы на основе биографических и эволюционно-исторических материалов[4].

          В педагогике под биографический методом исследования понимается изучение биографии личности с духовно-научной и герменевтической точек зрения (В.Дильтей) и линии развития, идущей от феноменологии и социологии знания (Э.Гуссерль, А.Шютц)[5].

          Ценность биографического метода состоит в возможности узнать, как воспитатель и воспитанник достигали поставленных педагогических целей. Возможность отследить результат воспитательного воздействия воспитателя на воспитанника.

          Для нашего исследования значение этого метода заключается в возможности отследить практическую значимость созданной модели «педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних» и метода профилактики – «экспресс-смартфон-контроль». А также возможность корректировки любого из модулей модели педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних самим инспектором ПДН после соответствующего анализа жизни ранее состоявшего на учете подростка.

Материалы и результаты исследования.

Приведем конкретные примеры анализа результатов применения Технологической модели сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних путем биографического метода.

          Пример первый. Подросток N в возрасте 14 лет поставлен на профилактический учет в органы внутренних дел по факту совершения административного правонарушения – распития спиртных напитков. Исходя из характеристики, предоставленной классным руководителем школы подросток относится к категории «социальная сирота». Имеет обобщенную удовлетворительную характеристику. Отличается низким уровнем самооценки. Уровень мотивации: к обучению - средний; к труду - низкий. Воспитывается в неполной семье, матерью. В учебной деятельности имеет удовлетворительные оценки по математике, физике. Увлекается такими предметами, как история, обществознание, где показывает хорошие знания. В рамках разработанной Технологической модели сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних инспектор ПДН осуществлял координационное взаимодействие заинтересованных в судьбе ребенка лиц: педагогов, психолога, членов комиссии по делам несовершеннолетних, классного руководителя, родителей, учителей – предметников, по которым у подростка имеются пробелы в знаниях.

После рассмотрения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних ее членами было принято решение об осуществлении совместной педагогической поддержки матери и сыну.

Во взаимодействии с матерью было проведено педагогическое консультирование социальным педагогом по проблеме установления взаимоотношений с ребенком подросткового возраста. Подростку даны  консультации по педагогике и психологии, установлены доверительные отношения.

Проведено психологическое тестирование по установлению личностных характеристик (свойств психических процессов): внимание, память, мышление, интересы и наклонности подростка (путем профориентационного тестирования). Центром занятости населения подростку предложены варианты подработок (курьер, сбор мелких наборов в магазине, подсобная помощь). Помимо этого, инспектором ПДН была достигнута договоренность между социальным педагогом и классным руководителем. Подростку рекомендовано пройти курс дополнительных занятий по предметам по основным предметам математике и физике, по которым имеются низкие оценки. Психологом и социальным педагогом разработан план коррекционных мероприятий по изменению установок нравственного выбора подростка N в различных жизненных ситуациях. Инспектором ПДН применен метод «экспресс-смартфон-контроль» по мере необходимости (еженедельно и реже) осуществлялись беседы (телефонные звонки по методике, описанной выше) подростку, его матери. В ходе бесед инспектором ПДН корректировались установки подростка, путем рассмотрения проблемной жизненной ситуации (нехватки финансов в семье, неудовлетворительных знаний по отдельным предметам). Предлагались на выбор несколько решений. Строго соблюдалось основное условие - принятие подростка и его позиции в сложившихся обстоятельствах. Жизненная ситуация подростка инспектором ПДН рационально рассматривалась, предлагались пути решения проблемы. Вместе с подростком осуществлялся выбор. По истечении 18 месяцев подросток N осуществил самоопределение трудовой занятости и был снят с учета по исправлению.

          Нравственное поведение подростка было отслежено через пять, десять и пятнадцать лет. Противоправного поведения не наблюдалось. Подросток осуществил профессиональный выбор, выбор семейных отношений, выбор друзей по интересам. В настоящее время имеет небольшой бизнес по перевозкам, семью и одного ребенка. Жизненная установка – принесение пользы обществу.

          II пример. Мальчик  D попал на учет в органы внутренних дел в возрасте 11 лет по причине самовольных уходов из семьи. Проживал с матерью (отец проживал отдельно), в том же населенном пункте. Мать с отцом в разводе более пяти лет. У матери сложились новые отношения с мужчиной. В доверительной беседе подросток указал, что причиной самовольного ухода из дома является применение к нему матерью физического насилия. При констатирующем психологическом тестировании мальчик показал сильную любовь к матери и не менее сильное стремление к общению с отцом, а также низкий эмоционально-волевой интеллект. В общении замкнутый, фактически избегающий контактов с инспектором ПДН.  

          После постановки на профилактический учет подросток и семья были взяты на особый контроль. В первую очередь с подростком были установлены доверительные отношения, в ходе которых мальчик рассказал о своих склонностях и интересах. Из-за жестокого воспитания матерью мальчик имел много комплексов, низкий эмоционально-волевой интеллект, мало друзей и низкую успеваемость по математике, русскому.

Инспектором ПДН проведены консультационные беседы с матерью, которая пояснила, что у ребенка скрытный характер, неуживчивость, лживость, фантазерство. Отец на контакт c инспектором ПДН не идет. Должного внимания ребенку не уделяет. Подросток часто самовольно уходит из дома, вследствие чего мать прибегает к различным формам насилия по отношению к ребенку: постановка в угол, крик, физическое насилие подручными средствами, игнорирование.

Кроме этого, инспектором ПДН проведены встречи с классным руководителем, сверстниками, учителями – предметниками, школьным психологом. У подростка был установлен развитый интеллект, склонности к творчеству: резьбе по дереву, играм в футбол. 

В целях коррекции внутрисемейной ситуации с матерью проведены психологические беседы школьным психологом и социальным педагогом. Разъяснены основы здоровых внутрисемейных отношений, способы построения новых гармоничных отношений с мужчинами не являющимися родными отцами ребенку. Школьными учителями – предметниками ребенку оказана помощь по математике и русскому (даны дополнительные разъясняющие задания). Устранены пробелы в знаниях по указанным предметам. Психологом оказана морально-психологическая помощь: в игровой форме разъяснены правила установления психологических границ, умения брать под контроль эмоции. На полгода по добровольному согласию матери подросток был изъят из семьи и помещен в социально-реабилитационный центр, где с подростком целенаправленно проведены коррекционные оздоровительные мероприятия социальными педагогом и психологом, психиатром. За время нахождения подростка в СРЦ матери оказана реабилитационная профилактическая помощь по повышению самооценки, умению принимать и ценить себя, регулировать уровень агрессивного состояния, выстраиванию гармоничных отношений с противоположным полом. После возвращения ребенка в семью (через 6 месяцев) отношения между матерью и сыном наладились. Мать не проявляла агрессии по отношению к сыну, самовольные уходы подростка прекратились

Под наблюдением подросток и семья находились на протяжении еще 18 месяцев. Инспектором ПДН ежемесячно осуществлялся контроль через телефонное общение (смартфон-экспресс-контроль). Подросток неоднократно обращался к инспектору за помощью в разрешении трудных жизненных ситуаций, связанных с общением с матерью и недопониманием с ее стороны причин поведения подростка.

После коррекции эмоционально-волевого состояния матери и подростка общение в семье наладилось. Внутрисемейная обстановка нормализовалась. В возрасте 14 лет подросток поступил учиться в колледж и поселился в интернате.

Через пять лет после попадания в поле зрения органов внутренних дел проблем с самовольным уходом у подростка не наблюдалось вообще. Через десять лет у подростка сложились добропорядочные отношения с окружающими людьми. Образовалась семья, свой круг общения. У юноши имеется постоянный стабильный доход на основе приобретенной профессии - водитель. С матерью отношения дружеские, поддерживающие.

III пример. Девочка L 14 лет попала на учет вследствие пропуска занятий в школе. В органы внутренних дел сведения поступили от классного руководителя, которая при анализе успеваемости учеников класса обнаружила пробелы в знаниях подростка по математике, физике, русскому. После установления доверительных отношений и установочных данных подростка  инспектором ПДН собран характеризующий материал (условия жизни, успеваемость, занятость в  дополнительных кружках и секциях). Проведены беседы с матерью, обследованы жилищные условия, изучены требования учителей-предметников к подростку и количество пропусков и пробелов в знаниях по математике, физике, русскому. После проведения мини-педагогического совета со значимыми для подростка лицами (классный руководитель, мать, социальный педагог, психолог, учителя – предметники) принято решение - оказания педагогического сопровождения семье и подростку (педагогической помощи). После анализа всех характеризующих данных подростка установлено, что подросток воспитывается матерью-одиночкой. Проживает в однокомнатной квартире с матерью, бабушкой и гражданским мужем матери. Из личных принадлежностей имеет только кровать. Отношения между матерью и дочерью сложные. Между подростком и отчимом проявляются симпатии, превосходящие отношения чужих друг другу людей. Подросток часто совершает самовольные уходы из дома, в том числе и по причине отсутствия собственного пространства – комнаты, а также должного уважения и приятия со стороны матери.

После установления доверительных отношений инспектором ПДН с подростком - матери было предложено в добровольном порядке поместить дочь в социально-реабилитационный центр (далее СРЦ) для психологической коррекции ценностей и убеждений подростка, выравнивания морально-психологического состояния. Психологом проведено тэстирование по выявлению склонностей и интересов девушки-подростка. Подросток поставлен на учет в центр занятости населения для получения возможности дополнительного заработка. По результатам работы центра занятости подросток направлена на обучение в профессиональное учебное учреждение. Органами социальной защиты ребенку предложена организация летнего отдыха – поездка в лагерь за счет государственных бюджетных средств, а также оказана разовая материальная помощь.

После возвращения из СРЦ подросток поступила в экономический колледж на очное отделение с предоставлением общежития. По окончании была трудоустроена. Самовольные уходы не допускала. Поведение нормализовалось.

IV пример. Подросток V совершил административное правонарушение – хулиганское поведение на дискотеке (оскорбил и подрался с друзьями). Поставлен на профилактический учет в возрасте 16 лет. После установления доверительных отношений установлено, что проживает в полной семье. Мать занимает социально-значимый пост – заместителя Главы администрации района, вследствие чего должного внимания подростку не оказывает. Характер подростка мягкий, самооценка низкая, эмоционально-волевой интеллект сформирован в недостаточной мере. Часто попадает в позицию «жертвы» в компаниях сверстников, вследствие чего возникают словесные конфликты, иногда переходящие в драку. Успеваемость в школе и мотивация к труду высокая. Подросток при первой беседе пошел на контакт с инспектором ПДН. Предложено пройти курс обучающих психологических приемов уравновешивания психики, поведения взрослого человека, склонного брать на себя ответственность. Кроме этого, с подростком изучены некоторые статьи Административного кодекса Российской Федерации:

ст. 20.1 КоАП РФ «мелкое хулиганство»;

ст. 20.20 КоАП РФ «потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах»;

ст. 20.21 КоАП РФ «появление в общественных местах в состоянии опьянения»;

ст. 20.22 КоАП РФ «нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних,  потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ».

Педагогическое сопровождение подростка осуществлялось на протяжении шести месяцев. Подростком была изменена система ценностей, сформировано умение отражения психологической атаки, умения устанавливать психологические границы. Вследствие совместного с инспектором ПДН изучения статей административного кодекса сформировано понятие о правовых рамках поведения. На учете состоял шесть месяцев, снят по исправлению.

Контроль за поведением осуществлен через пять, десять и пятнадцать лет. Получил профессию юриста, образовал семью с двумя детьми. Имеет собственную юридическую фирму. Противоправного поведения не допускает. Выражает  искреннюю благодарность органам внутренних дел и педагогам.

V пример Подросток F, попал на учет за совершение хищения мотоцикла в 13 лет. Воспитывался матерью-одиночкой в многодетной семье (является старшим братом еще четырем несовершеннолетним братьям и сестрам). Отца, отчима нет. Доверительные отношения и контакт с инспектором ПДН были установлены в первый день. Подросток пояснил о финансовых проблемах семьи, потребностях и желаниях, отсутствии возможности самореализации. У подростка высокая эмансипированность, низкая самооценка, положительная мотивация к труду и обучению. Не может себя реализовать в трудовой деятельности в связи с ограничением законодательством возраста приема на работу с 14 лет.

          Педагогическое сопровождение подростка состояло в определении его способностей и интересов; коррекции эмоционально-волевого интеллекта, формированию психологической устойчивости; прохождении обучающих курсов в центре занятости населения для подростков; трудоустройства к предпринимателям, занимающимся частным бизнесом на подсобные работы (3-4 часа в день) для получения финансового обеспечения. С 14 лет подросток был трудоустроен официально, переведен на вечернее обучение. Педагогическое сопровождение осуществлялось на протяжении 18 месяцев. Рецидивов по совершению фактов краж подросток не проявлял. Был снят по исправлению.  

Через пять, десять и пятнадцать лет рецидивов по совершению хищений чужого имущества не наблюдалось. После оказания помощи матери в финансовом обеспечении семьи и обеспечении братьев и сестер необходимым питанием, одеждой и т.п. подросток сформировал собственную семью. Работает по найму в лесоторговой фирме. Занимается обработкой древесины. Имеет цели достичь финансового благополучия семьи.

Методы исследования. В процессе работы использовался комплекс взаимодополняющих общенаучных теоретических методов исследования, среди которых анализ, синтез, наблюдение, моделирование, обобщение информации. Внимание сосредоточено на анализе фактического примеров применения смоделированного алгоритма педагогического сопровождения. 

Выводы: применяемый инспектором ПДН алгоритм педагогического сопровождения подростков, попавших на учет в органы внутренних дел показал высокую эффективность при практическом применении. У подростков, имеющих ложную систему ценностей складывается противоправное поведение, приводящее к постановке на профилактический учет. При своевременном установлении ложной системы ценностей в действиях подростков инспектор ПДН, обладающий компетенциями в области педагогики и психологии, применяя алгоритм педагогического сопровождения в короткие сроки имеет возможность изменить противоправное поведение подростка на законопослушное.

          Таким образом, рассмотренные фактические примеры реализации Технологической модели педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних показали ее эффективность качественными средствами. Ценностные установки перечисленных подростков N, F. V. L. D изменились с разрушающих на созидательные. Каждый из перечисленных подростков смог создать семью, определиться с предназначением и найти свою самореализацию. На протяжении длительного времени после снятия с учета подростки совершали осознанный нравственный выбор в пользу созидательной деятельности.

 

 

Список литературы

1. Бейтуганова, М.С. Ситуация нравственного выбора, как средство педагогической поддержки становления нравственной позиции старшеклассника. Информационное образование. - 2018. -№1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.socionauki.ru/jornal/articles/2422534 (дата обращения 15.05.2021)

2. Галагузов, А.Н., Галагузова, М.А. К вопросу о сущности понятия «Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» // Журнал : Педагогическое образование в России, 2015. - №4. - С. 1-5.

3. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С. 4.

4. Соловьев Г.Е. Качественная методология в социальной работе: Учеб. пособие. Ижевск. Изд-во «Удмуртский университет», 2018. - 172 с.

5. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика. - Ленинград: Наука. Ленинградское отд-нипе, 1984. - 189 с.

6. Скляренко И.С. Коррекционная педагогика : курс лекций. - М.: Изд-во МосУ имени В.Я. Кикотя 2017. - С. 351

7. Скляренко И.С., Курипченко Ю.И., Демин Г.И. Сетевая технология как педагогический инструмент // Психология и право, - 2018. Т. 8. - № 4. С.192-203.

8. Скляренко И.С., Чечикова И.В., Педагогическое сопровождение подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних. Санкт-Петербург, 16 апреля 2021 года/сост. Юренкова В.А., Рожков А.А., Кобозев И.Ю. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2021. - 37с.

9. Узнадзе Д.Н. Психология установки - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

10. Чечикова, И.В. Педагогический прием установления доверительных отношений с подростками, состоящими на учете в отделении по делам несовершеннолетних. Академическая мысль Академии управления МВД России, -2021. - №1(14). - с.148-151 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: elibrary ID: 45627172. (дата обращения 10.05.2021).

Рецензии
1. Биографический метод для анализа результатов применения технологической модели сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних Авторы: Горач Николай Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?