Москва, Россия
ВАК 19.00.06 Юридическая психология
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
Проблема психологической подготовки сотрудников силовых ведомств остается актуальной в настоящее время. Проблема профессиональной подготовки к экстремальным ситуациям имеет особую значимость, как выбор методологического подхода к осуществлению профессионально-психологической подготовки сотрудников силовых ведомств. Наиболее эффективным выделяется системно-ситуативный подход в сочетании с модельным подходом, которые строятся на основе системного подхода. Авторами рассматривается роль ситуационного, системно-ситуативного, модельного подходов к психологической подготовке сотрудников силовых ведомств в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности. В ходе проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования, формулируется вывод о значимости и эффективности системно-ситуативного подхода, применение которого способствует формированию эффективного проведения психодиагностических процедур. В процессе исследования были выявлены особенности психолого-управленческого потенциала сотрудников силовых ведомств. В современных условиях наиболее интенсивно развивается системный подход, который осуществляет постепенное изучение предмета: от общего к частному, с учетом значимости цели, ее достижимости. В статье системно-ситуативный подход рассматривается как один из самых перспективных, особенно в аспекте эмпирических исследований кризисных и антикризисных ситуаций оперативно-служебной деятельности. В рамках системно-ситуативного анализа профессионально-значимая деятельность исследуется как динамичная система.
системный подход, системно-ситуативный подход, модельный подход, сотрудники силовых ведомств, психолого-управленческий потенциал; кризисные состояния; экстремальные ситуации, психологическая подготовка
Велико значение системного подхода в научных исследованиях, посвященных изучению проблематики юридической психологии. Используя в процессе подготовки к профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств, системный подход определяются: структура системы; взаимозависимость ее элементов; соподчиненность; системообразующие характеристики; воздействие их на взаимодействие элементов; взаимосвязь с иными системами.
В современных условиях интенсивно развивается системный подход, который осуществляет постепенное изучение предмета: от общего к частному, с учетом значимости цели, ее достижимости.
Важно отметить, что психологическая подготовка сотрудников к действиям в ситуациях экстремального профиля, базируется на концепции целевого психологического ресурса. Целевой психологический ресурс, способствует реализации профессионально значимых целей и задач в оперативно-служебной деятельности [1, C. 6,9].
Профессионально-психологическая подготовка направлена на формирование и развитие психологических ресурсов сотрудников силовых ведомств, нацелена на создание психологических условий, способствующих эффективному развитию профессионально-значимых компетенций.
Системно–ситуативный подход развивался в научных трудах М.И. Дьяченко, П.А. Корчемного, В.М. Крука, И.Н. Носса, А.Ю. Федотова, Б.Я. Шведина. Системно-ситуативный подход дает возможность использовать в роли единицы анализа ситуацию, которая отражает специфику поставленной задачи, особенности психологических условий профессионально-значимой деятельности и психологические особенности сотрудников, которые являются составной частью проблемной ситуации.
Системно-ситуативный подход позволяет рассматривать поведенческий акт в форме поступка, который оценивается субъектом и приобретает оценочно-нормативное значение [2, С. 193].
Данный подход позволяет комплексно проводить различные психологические исследования, пополнять банк данных кризисных, экстремальных и антикризисных ситуаций профессионально-значимой деятельности сотрудников. В дальнейшем проводится качественный анализ полученной информации, который позволяет выявить особенности психологических факторов и условий, влияющих на эффективность оперативно-служебной деятельности [3, С. 194].
Применение системно-ситуативного анализа деятельности дает возможность осуществить ретроспективный и актуализированный анализ комплекса профессионально-значимых ситуаций [4, С. 66], пополнять банк данных об психологических особенностях кризисных и антикризисных ситуациях профессиональной деятельности.
Важно отметить, что осуществление профессионально-психологической подготовки сотрудников к оперативно-служебной деятельности, строится на принципах системности, что способствует изучению различных кризисных явлений в оперативно-служебной деятельности.
Важно отметить, что кризис профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств обладает структурой, которая не является совокупностью элементов, т.к. значимые свойства элементов отличаются занимаемым местом в исследуемой структуре.
Учеными различные психологические системы изучаются как целеобусловленные, т.к. в процессе развития наблюдается постепенное усложнение и изменение общей структуры. Основа, позволяющая формироваться и развиваться психологическим системам, строится на совместной профессионально-значимой деятельности. Именно совместная социально-значимая деятельность, социально-ориентированная позволяет, оптимизировать процессы коммуникативного взаимодействия.
В результате проведенных исследований, системно-ситуативный подход стал рассматриваться учеными как один из самых перспективных, особенно в аспекте эмпирических исследований кризисных и антикризисных ситуаций оперативно-служебной деятельности.
Именно в рамках системно-ситуативного анализа профессионально-значимая деятельность изучается как динамичная система, т.к. исследуемая ситуация как единица анализа, включает не только содержательные характеристики, но и динамические особенности, что особенно важно временные и пространственные характеристики.
Необходимо заметить, что учеными ситуация рассматривается как целостная система внешних условий, которые направлены на ее актуализацию и опосредуют ее активность.
Анализ ситуации предполагает наличие перечня требований к субъекту внешне или внутренние, выступающие как исходные. Выход за границы ситуации, т.е. проявляется надситуативная активность, осуществляется при условии значимости ситуации, проявляются новые, избыточные требования. Для эффективных действий необходима специфическая активность субъекта, соответствующая особенностям ситуации, в принятии управленческих решений, в выборе и осуществлении соответствующих действий и приемов [5, С. 360].
Описание профессионально-значимой ситуации включает:
«объективные условия» – тип; сюжет; временной интервал, позволяющий оценить особенности развития ситуации;
«ситуацию, понимаемую в узком смысле слова» – диагностика наличия стандартности или нестандартности воздействия психологических факторов (неопределенность, новизна);
«ситуативную деятельность» – особенности профессиональной деятельности, должностной уровень лица, принимающего управленческое решение, особенности включенности в комплекс внешне ориентированных воздействий; особенности ситуативный мотивации; базовое психическое состояние;
«результат» – характеризуется наличием совокупности непсихологических характеристик, т.е. качество решения задачи, наличие ошибок и их особенности.
Значимая роль системно-ситуативного анализа деятельности заключается в анализе переменных, которые участвуют в изменении ситуации, важно выделять динамику основных переменных, т.е. необходимо анализировать ситуацию, прогнозировать изменения, чтоб минимизировать потери психологических ресурсов и времени.
В настоящее время возникает необходимость применения ситуационного подхода в профессиональной подготовке и повышении квалификации сотрудников силовых ведомств, что обусловлено психологической сложностью возникающих профессионально-значимых ситуаций.
Анализируя современный уровень научных точек зрения в аспекте профессионально-психологической подготовки, важным, по мнению А. Г. Караяни, является комплекс взаимодополняющих мер, которые направлены на развитие у субъектов профессионально-значимой деятельности и служебных коллективов комплекса профессионально важных качеств, которые способствуют формированию психологической готовности и оптимальному морально-психологическому состоянию, позволяющему быть эффективным в процессе выполнения оперативно-служебных задач.
П. А. Корчемный особо выделяет сущностные характеристики профессионально-психологической подготовки, в частности, понимая психологическую подготовку как систему мер, которая способствует развитию у индивида и служебного коллектива психологических качеств, которые формируют оптимальную психологическую готовность и психоэмоциональную устойчивость к воздействию негативных стресс-факторов, от негативного информационно-психологического воздействия [5, С.239 ].
В своих научных трудах П. А. Корчемный исследует психологическую подготовку как целостную систему психологических воздействий, которая способствует развитию уровня психологической готовности и психоэмоциональной устойчивости сотрудника и запоминанию психических образов модели предстоящей профессионально-значимой деятельности, с учетом эффективности саморазвития и самосовершенствования профессионально важных качеств, анализа личного опыта эффективных действий в моделируемых кризисных, экстремальных ситуациях.
Исследователи выделяют в качестве основной цели профессионально-психологической подготовки, развитие системы психологических качеств и психических состояний, которые особенно значимы для разрешения противоречий, кризисных ситуаций и способствуют эффективному выполнению оперативно-служебных задач. В частности, было определено, что необходимо в процессе тренировки включать ситуации преодоление страха и опасности преодоление опасности (25–30%), с преодолением фактора неопределенности, неожиданности, недостатка информации и новизны (40–50%), при наличии дефицита временного и информационного ресурсов (40–50%), повышенный уровень личной ответственности (25–30%), общий психологический дискомфорт (90–95%) [6, С.99].
В результате проведенного анализа, можно констатировать, что в настоящее время качество психологической подготовки зависит от степени обоснованности перспективных моделей ее реализации. Одной из них может быть профессионально-личностное развитие и самосовершенствование сотрудника [7, С.219].
Успешность профессиональной деятельности сотрудников зависит от грамотности выполнения комплекса профессиональных действий, в состав которых входят так называемые профессионально-психологические действия.
Цель проведенного нами исследования заключалась в экспериментальном внедрении ситуационного подхода в образовательную деятельность при подготовке сотрудников силовых ведомств.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что использование ситуационного подхода будет способствовать формированию у обучающихся профессиональных компетенций и развитию профессионально-важных качеств сотрудников силовых ведомств. В качестве методов исследования применялись: формирующий эксперимент; наблюдение; анализ результатов профессиональной деятельности; самооценка профессионально-важных качеств психолога; тестирование при помощи Калифорнийского личностного опросника (CPI) (в адаптации Н.В. Тарабриной, Н.А. Графининой), метод математической статистики – стандартизации.
Эмпирическое исследование проводилось со слушателями Академии управления МВД России. Для достижения поставленной цели при обучении сотрудников органов внутренних дел необходимо было решить задачи: сбора и обобщения ситуаций профессиональной деятельности, которые являются в настоящее время проблемными и психологически сложными; выбор формы представления проблемных и психологически сложных ситуаций обучающимся; внедрение в образовательную деятельность ситуационного подхода при помощи кейс-метода, проблемного и игрового методов, моделирования профессиональной деятельности.
В процессе выполнения первой задачи удалось определить и описать типичные проблемные ситуации в деятельности сотрудников органов внутренних дел, требующие применения профессионально-психологических приемов и методов. Эти ситуации были систематизированы и распределены в три группы.
Первая группа объединила ситуации профессионально-психологического уровня (у сотрудников недостаточно развитые профессиональные навыки общения с различными категориями граждан; конструктивного разрешения конфликтов, оказания правомерного психологического воздействия на граждан, противодействия провокационному поведению граждан).
Вторая группа включила ситуации социально- и организационно-психологического уровня (сотрудники дезадаптированы к новым условиям служебной деятельности, не способны устанавливать межличностные контакты и конструктивно взаимодействовать в коллективе или в составе группы; частые конфликтные взаимоотношения в служебном коллективе; преобладание авторитарного стиля управления; неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе).
В третью группу были включены ситуации психологического уровня (у сотрудников проявляются: шаблонность мышления и поведения в нестандартной ситуации; снижение эмоционально-волевого контроля и стрессоустойчивости; эмоциональное выгорание, девиантное поведение).
В процессе обучения психолого-педагогический акцент осуществлялся в отношении именно психологических особенностей ситуации, которые представляют каждую ситуацию оригинальной. С целью анализа разрешения, т.е. определение значимых психологических особенностей, условий, которые актуализируют недопущение и преодоление кризисов, различных экстремальных ситуаций и решение психолого-педагогических задач, выражающиеся во внедрении и апробации психотехнологий профессиональной психологической подготовки, способствующие эффективному разрешению кризисов в оперативно-служебной деятельности. В исследовании было использовано более 60 трудных ситуаций, которые были включены банк ситуаций.
Важно отметить, что субъект деятельности в результате подготовки входит на новый уровень в разрешении моделируемых ситуаций, но и демонстрирует более высокий уровень рефлексивного анализа, повышение самооценки и самоорганизации. Формируется умение эффективно анализировать оперативно-служебную деятельность, оценивают успешность психотехнологий, используемых в кризисных, экстремальных ситуациях. Активно осуществляется процесс индивидуального развития психолого-управленческого потенциала личности сотрудника, актуализация потребности к самосовершенствованию и развитию социально-психологической компетентности.
Анализ профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств показал, что высший уровень профессионально-психологической подготовки сотрудников к экстремальным ситуациям профессиональной деятельности является необходимым условием профессионального мастерства, формирования профессионально-значимых компетенций, но при стихийном развитии не формируется необходимый уровень. В соответствиии с программой эмпирического исследования был проведен анализ и оценка уровня сформированности профессионально-важных качеств личности, которые необходимы для успешного выполнения оперативно-служебной деятельности [8, С. 141]. Оценка компонентов осуществлялась у обеих групп (контрольной и экспериментальной) при помощи Калифорнийского личностного опросника (CPI). Выделенные 10 компонентов представляют собой группы психологических качеств. (см. таблицу).
Таблица
Компоненты психолого-управленческого потенциала сотрудника
NN |
Сокр. назва-ние |
Компоненты
|
Входящие шкалы CPI |
I |
Мл |
Профессиональная мотивация (лидерства и достижения) |
Do+Ac+Lp |
II |
Иэ |
интеллектуальная эффективность |
Ie+Ct |
III |
Ос |
организаторские способности, самоорганизованность |
Mp+Tm |
IV |
Эс |
эмоциональная стабильность |
Wb+Sc-Anx |
V |
Кк |
профессионально-коммуникативные качества |
Sy+Sp |
VI |
Со |
социальная ответственность |
Re+So |
VII |
Тд |
трудолюбие, добросовестность |
Wo |
VIII |
То |
терпимость, дружелюбие, неконфликтность |
To+Ami |
IX |
Нс |
независимость, самостоятельность |
Cs+In+Ai |
Осуществление процесса психодиагностики психологических особенностей сотрудников, дало возможность анализировать полученные результатов, благодаря своевременной оценке психолого-управленческого потенциала, определить комплекс мер, позволяющий эффективно осуществлять подбор психотренинговых упражнений, в том числе с учетом различного уровня обученности сотрудников.
Важно отметить, что диагностика психолого-управленческого потенциала осуществлялась с учетом нормированных значений сумм перечисленных компонентов, в том числе в соответствии с требованиями, принятыми в системе ведомственного профессионально-психологического отбора. С этой целью результаты тестирования преобразовывались в сопоставимые балльные оценки. На основании балльных оценок формулировались выводы о степени сформированности диагностируемых профессиональных качеств, уровня психолого-управленческого потенциала, степени психологической готовности сотрудников к выполнению необходимых функций в кризисных ситуациях.
Итоги эксперимента, наблюдения и тестирования свидетельствуют о том, что участники обучения (которое включало применение социально-психологического тренинга, игровое обучение, моделирование трудных профессиональных ситуаций, методы проблемного обучения) оценили подготовку как эффективую, продуктивную, развивающую социально-психологическую компетентность.
Экспериментально установлено, что для сотрудника, обладающего сформированной профессиональной компетентностью характерно наличие: психологической гибкости, творческого потенциала, креативности мышления; прагматизма и рационализма; уверенности в самореализации и эго-интеграции. Указанные качества проявляются в способности к статусу и ощущении общего благополучия, сформированности мотивации достижения успеха через независимость, подкрепленную интеллектуальной эффективностью. Кроме того, было установлено, что существует зависимость эффективного преодоления кризисов в деятельности от ряда личностных и ситуационных факторов, а также особенностей их взаимовлияния и обеспечения конструктивной активности сотрудника в динамике коммуникативного процесса.
Для повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников целесообразно осуществлять сбор и анализ наиболее сложных ситуаций с использованием метода «ситуативно-образного моделирования». При системном моделировании профессиональных ситуаций достигается высокая эффективность формирования социально-психологической компетентности личности за счет использования банка данных системно-ситуативного анализа деятельности с целью типологизации и фрагментирования ситуаций профессиональной деятельности.
Кризисные, экстремальные ситуации, включенные в банк данных профессиональной деятельности при последовательном применении их в роли основных прорабатываемых моделей, позволяют сформировать эффективные стратегии поведения в кризисных проблемных ситуациях профессиональной деятельности.
Важным условием и начальным этапом реализации рассматриваемого метода является психологическое исследование профессиональной деятельности с целью выявления типичных ошибок и затруднений в осуществлении профессиональных действий, достижения эффективности в различных ситуациях.
В процессе проведения психологического исследования изучение особенностей профессиональной деятельности сотрудников проводилось с использованием ретроспективного интервью и актуализированной оценки действий в моделируемых ситуациях.
В данном подходе за единицу профессиональной деятельности и ее анализа принималась ситуация как трехмерная система отображения реализованного профессионального действия в пространстве «задача, условия, субъект». Удобство выбранной единицы заключалось в том, что она позволяет наглядно представить обучающимся основы механизма сложной взаимосвязи между психическим состоянием и интегративным образом профессионального действия, а также саму структуру образа в совокупности его компонент.
Оценка эффективности освоения метода ситуационного виртуального моделирования производилась за счет использования комплекса внешних критериев. С одной стороны, это экспертные оценки руководителей и самооценки сотрудников силовых ведомств, результаты промежуточных и итогового психологического тестирования, анализ эффективности выполнения профессиональных действий в предлагаемых моделируемых ситуациях, отнесенных к категории повышенной сложности, выраженного кризиса. С другой стороны, эффективность применения психотехнологий моделирования, проблемных ситуаций, кейсов, штабных игр и учений характеризовалась стабильностью, адекватностью образов профессиональных действий и психических состояний в предлагаемых профессионально-проблемных ситуациях.
1. Караяни А. Г., Корчемный П. А. Психологическая подготовка боевых действий : учеб. пособие. - М. : ВУ, 2016. 180 с.
2. Крук В.М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста. Монография. М., 2012. 360 с.
3. Крук В.М., Семикин Г.И., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ психологического феномена надежности профессионала //Человеческий капитал № 9 (57), 2013. С. 66-70.
4. Столяренко А.М. Энциклопедия юридической психологии. М. ЮНИТИ-ДАНА., 2003. 580 с.
5. Корчемный П. А. Военная психология. М. :ВУ, 2005. 360 с.
6. Сысоев В.В., Овсяник О.А. К вопросу о психологической подготовке специалиста к профессиональной деятельности // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. 2015. № 3. С. 99-111;
7. Кубышко В.Л., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 219-235. doihttps://doi.org/10.17759/psylaw.2018080419
8. Вахнина В.В., Наумова С.Г. Личностно-профессиональное моделирование оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативного подразделения органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. - 2020. - Т.5. - № 2. - С. 141-154.