с 01.01.2019 по настоящее время
Подольск, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
В статье рассматриваются вопросы возникновения угроз и вызовов мировому сообществу от использования транснациональными преступными группами инструментария современных информационных технологий и криптовалют для отмывания денег и легализации доходов, полученных преступным путем, для финансирования терроризма и экстремизма.
финансирование терроризма, транснациональная преступность, профессиональные системы отмывания денег, диверсификация источников преступных доходов и финансирования терроризма, криптовалюты, биткоин
13 августа 2020 года Министерство юстиции США (United States Department of Justice) объявило, что американские антитеррористические органы пресекли серию кампаний по сбору средств в Интернете, проводимых тремя террористическими организациями.
Ликвидация этих сетей подчеркивает их уязвимость, а также дает ценный опыт для использования в будущем для борьбы с финансированием терроризма в Интернете.
Известно, что террористические организации получают доходы из самых разных источников.
В последние несколько десятилетий террористические группировки неуклонно диверсифицировали свои источники финансирования от доходов, основанных на территориальном контроле, до похищений людей с целью получения выкупа и небольших пожертвований от сторонников по всему миру.
Один из аспектов такой диверсификации включает в себя расширение сферы online-сбора средств сначала через традиционные онлайн-платформы пожертвований и социальные сети, а в последнее время – посредством использования криптовалют.
Глобальное распространение пандемии коронавируса подтолкнуло террористические группы к расширению использования ими online-сервисов финансовых услуг и виртуальных активов, что подчеркивает серьезность поднятых Целевой группой по финансовым мероприятиям проблем (ЦГФМ – межправительственная организация, созданная для разработки политики борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, ориентированная на регулирование, контроль и мониторинг поставщиков услуг в области цифровых активов).
Недавно объявленный Министерством юстиции, Налоговой службой и Министерством внутренней безопасности США срыв нескольких кампаний по незаконному сбору и аккумуляции денежных средств террористическими организациями, безусловно, являются значимым результатом усилий по борьбе с финансированием терроризма.
Но это также показывает, насколько адаптивными и универсальными могут быть террористические группы, когда дело доходит до online-сбора средств даже в период пандемии.
Хотя многие из этих кампаний и методов сбора средств предшествовали глобальной пандемии, нынешние события ускорили и высветили усилия террористических организаций в этом направлении.
В январе 2019 года Бригады ХАМАСА «Аль-Кассам» (كتائب الشهيد عز الدين القسام) – военное крыло исламистской организации ХАМАС, названное в честь Изз ад-Дина аль-Кассама – исламского священнослужителя, создателя и руководителя террористической организации «Чёрная рука» в период Британского мандата в Палестине) начали рекламировать свою online-кампанию по сбору средств в биткоинах на платформах социальных сетей, включая Twitter.
К весне 2019 года организация вышла за рамки своих аккаунтов в социальных сетях и начала продвигать биткоин-пожертвования на трех своих официальных сайтах.
Один из этих web-сайтов действовал с 2006 года и ранее разместил более 20 000 англоязычных статей о ХАМАСЕ и Аль-Кассаме. Однако в прошлом году все эти статьи были сняты и заменены одной страницей, предметно ориентированной на сбор пожертвований в криптовалюте – биткоинах.
На прямой запрос Агентства Национальной безопасности (National Security Agency, NSA – подразделение Министерства обороны США, входящее в состав Разведывательного сообщества США на правах независимого разведывательного органа, осуществляющего радиоэлектронную, научную и техническую разведку, киберразведку, военной контрразведкой, защитой электронных коммуникационных сетей госучреждений США) о направлениях использования полученных пожертвований Аль-Кассама ответила, что средства будут использоваться для покупки оружия и обучения бойцов военного крыла ХАМАС.
Несмотря на распространенные предположения о том, что биткойн-транзакции полностью анонимны, американские правоохранители использовали сторонний блокчейн-анализ и личную идентифицирующую информацию с виртуальных бирж для отслеживания 150 криптовалютных счетов, связанных с «Аль-Кассамом», а также для проведения проверочных мероприятий в отношении лиц из США, которые жертвовали средства на эти кампании.
По результатам расследования двум турецким гражданам – Мехмету Акти и Хусаметтину Караташу – было предъявлено обвинение в ведении несанкционированного бизнеса денежных услуг, который включал операции на общую сумму более 90 миллионов долларов США, а также в отмывании денежных средств.
В рамках расследования американские правоохранители захватили и тайно управляли одним из сайтов «Аль-Кассама», в результате чего в июле 2020 года организация публично объявила о утрате контроля над своим собственным сайтом.
Пока «Аль-Кассам» создавал и реализовывал кампанию по сбору средств в Интернете, в апреле 2019 года администратор про-Аль-Каидовского Telegram-канала начал собирать пожертвования на биткоин-адрес, связанный с сирийским филиалом организации.
В мае администратор этого Telegram-канала обнулил весь баланс размещенного биткоин-адреса, направив криптосредства на вторичный адрес, служащий центральным узлом для сбора и перераспределения средств на дочерние счета и с них.
В период с февраля 2019 года по февраль 2020 года на счет центрального хаба поступило более 175 000 долларов в биткоинах, из которых около 105 000 долларов затем были перераспределены на счет администратора. Именно оттуда администратор смог обналичить полученные средства, продавая биткоин на различных биржах подарочных карт.
Владелец дочернего счета позже был прослежен через ряд других транзакций до администратора Telegram-канала для «Аль-Ихван» (Al-Ikhwan), группы, утверждающей, что является независимой благотворительной организацией, базирующейся в Сирии, но, как было установлено, направляет деньги от биткоин-пожертвований вооруженным группировкам в этом районе.
Одним из ее бенефициаров является Malhama Tactical (первая и единственная в мире исламская частная военная компания), группа, которая обеспечивает военную подготовку очень высокого уровня джихадистским организациям таким, как бывший филиал Аль-Каиды в Сирии, Хайат Тахрир аш-Шам (Hayat Tahrir al-Sham – коалиция группировок, возглавляемая боевиками группировки «Джебхат ан-Нусра», созданная в феврале 2017 года в качестве ответа на установление режима прекращения огня в Сирии).
Администратор Al-Ikhwa полагал, что пожертвования, поступающие на опубликованный им адрес, будут запутаны либо скрыты в связи с тем, что биткоин генерирует уникальные адреса для каждой новой транзакции и что его сирийские IP-адреса будут скрыты с помощью турецких интернет-соединений.
Предполагая, что их крипто-транзакции надежно анонимизированы, администраторы нескольких про-Аль-Каидных Telegram-каналов начали делиться постами, содержащими биткойн-адреса.
Каналы, связанные с Аль-Каидой, такие как «Напоминания из Сирии и Аль-Садака» (добровольная милостыня), многократно пересылали исходные сообщения, а некоторые даже публиковали рядом с биткоин-адресами фотографии вооруженных боевиков и сопровождали заявлениями типа «Тот, кто снарядил бойца во имя Аллаха, принял участие в боевых действиях».
Наряду с оснащением вооруженных группировок, сборщики средств надеялись сакуммулировать достаточно пожертвований с целью приобретения беспилотников для артиллерийских корректировок и проведения разведки. Кроме того, даже рассматривалась возможность приобретения ракет класса «земля-воздух».
В целом американские спецслужбы проследили пожертвования по 155 связанным адресам, прежде чем ликвидировать эти виртуальные активы.
Тем временем распространение коронавируса привело к тому, что один из специалистов, принадлежащих «Исламскому государству» разработал и применил в Турции новые online-схемы сбора средств.
Этот специалист – Мурат Чакар (псевдоним; настоящее имя Министерством юстиции США не раскрывается) – ключевой финансовый посредник «Исламского государства», в течение многих лет курировавший отдельные хакерские операции, служил финансовым каналом для пожертвований сторонников «Исламского государства» по всему миру. В частности, он являлся собственнико интернет-ресурса FaceMaskCenter и являлся посредником террористической организации.
Согласно данным компании Chainalysis (одна из ведущих компаний в области блокчейн-анализа, которая предоставляет программное обеспечение для проверки правового соответствия и проведения собственных исследований банкам, криптобизнесам и государственным учреждениям, занимающейся аналитикой и консультациями по рынку криптовалюты) только с его счетов было изъято свыше $1 млн.
Среди сообщников Мурата Чакара – Зообия Шахназ (жительница Нью-Йорка, обвиненная в мошенничестве и использовании криптовалют для оказания финансовой поддержки террористической организации «Исламское государство»; приговорена к 13 годам лишения свободы), присоединившаяся к «Исламскому государству» в Сирии в 2017 году.
Всего ею было легализовано в интересах «Исламского государства» через американские банковские учреждения более $85 000, большинство из которых она отмывала через криптовалюты, такие как биткоин.
Поскольку быстрое распространение коронавируса оставило многие страны без средств индивидуальной защиты, Мурат Чакар увидел в этом дополнительную возможность пополнения казны «Исламского государства».
26 февраля 2020 года он создал новый web-сайт, который утверждал, что продает маски, перчатки, очки и другие товары для здоровья.
Мурат Чакар применил ряд новаций для повышения легитимности и привлекательности этого поддельного web-сайта, разместив на нем различные факты о сохранении здоровья, в том числе опубликованные Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США и Центром по контролю и профилактике заболеваний США. Мурат Чакар также создал поддельную страницу в Facebook и использовал еще два других мошеннических web-сайта, которые он создал, чтобы разместить дополнительную рекламу продукции медицинского назначения.
Когда клиент из США запросил информацию о возможности приобретения масок для больниц, домов престарелых и пожарных, сообщник Мурат Чакар заявил, что может предоставить до 100 000 масок.
Во время работы сайт принимал платежи по картам Visa, Mastercard и PayPal.
После того, как сотрудники Службы внутренних доходов США, Министерства внутренней безопасности США и ФБР узнали о планах и намерениях Мурата Чакара, они немедленно приступили к демонтажу его web-сайтов и связанных с ним online-аккаунтов.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы.
Будь то благодаря организационным усилиям, таким как официальная кампания пожертвований Аль-Кассама, или благодаря творческим индивидуальным усилиям, таким как схема с псевдопродажами масок Чакаром, террористические группы продолжают быть изобретательными и инновационными, когда дело доходит до сбора средств в Интернете. Однако эти усилия по-прежнему сопряжены с трудностями.
Во-первых, как со всей очевидностью следует из материалов настоящей статьи, транзакции с использованием биткоина и других подобных криптовалют не всегда так анонимны, как кажутся или как хотелось бы террористическим организациям.
Эти псевдоанонимные криптовалюты предоставляют правоохранительным органам ряд инструментов для определения индивидуализации лиц, связанных с определенными транзакциями.
Несмотря на то, что некоторые платформы такие, как Telegram, предлагают террористам ряд оперативных функций безопасности, online-кампании по сбору средств часто перетекают в каналы, в которые проникли официальные лица. Размещение биткоин-адресов в этих каналах, не говоря уже об официальных сайтах, позволяет третьим лицам находить адреса и проводить развернутый блокчейн-анализ (например, кластеризацию) публичных транзакций для отслеживания любой подозрительной активности, а также помогает раскрыть личность владельца адреса и владельцев любых других связанных аккаунтов.
Кроме того, многие виртуальные биржи, которые аккумулируют, хранят криптовалюты и торгуют ими, подпадают под действие правил борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма таких, как правила know-your-customer (KYC – термин банковского и биржевого регулирования для финансовых институтов и букмекерских контор, а также других компаний, работающих с деньгами частных лиц, означающий, что они должны идентифицировать и установить личность контрагента, прежде чем проводить финансовую операцию), или они требуют регистрации в Сети по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN (Financial Crimes Enforcement Network – система борьбы с финансовыми преступлениями, федеральная служба США) в качестве уполномоченных предприятий по обслуживанию денежных средств.
Эти правила затрагивают все зарегистрированные биржи, в которых участвуют клиенты из США, и включают сбор личной информации о владельцах счетов.
Несмотря на все усилия по обеспечению анонимности, террористы, использующие виртуальные платежные платформы и системы, рискуют попасть в поле зрения правоохранительных органов.
Некоторые платформы, такие как Telegram и Kik, пытались но смогли избежать регистрации своих собственных разработанных криптоактивов в Комиссии по ценным бумагам и биржам США, еще одном ключевом регулирующем органе по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Если бы их усилия были успешными, Telegram и Kik обошли бы сбор личной информации от своих пользователей.
Другие криптовалюты такие, как Monero (криптовалюта и децентрализованная блокчейн экосистема, работающая на протоколе RandomX; использует алгоритм одноразовой кольцевой подписи для выполнения анонимных транзакций), пытаются обойти правила с помощью мер защиты личных данных таких, как кольцевые подписи и стелс-адреса, но пока они остаются недостаточно используемыми.
Во-вторых, в случае посредника «Исламского государства» Мурата Чакара простое создание поддельного online-бизнеса для мошенничества в отношении клиентов не обязательно приводит к значительным доходам от сбора средств. В открытых документах нет никаких доказательств того, что какие-либо online-пользователи отправляли платежи на сайт Мурата Чакара.
Фактически, записи о регистрации сайта, которые выявили несоответствие между заявленными и фактическими датами его регистрации, в конечном итоге выдали IP-адрес Мурата Чакара правоохранительным органам.
Тем не менее, создание поддельного web-сайта, возможно, не было направлено на то, чтобы обмануть клиентов.
Прошлые схемы, включавшие создание поддельных web-сайтов, рекламирующих несуществующие товары для продажи, использовались для финансирования террористических заговоров, подобных провалившемуся заговору Мохаммеда Эль-Шинави (Мэриленд, США) в 2018 году.
С целью обеспечения финансирования запланированной террористической атаки, Мохаммед Эль-Шинави получил более 8 000 американских долларов в виде платежей за поддельные услуги, оказанные через компанию компьютерного оборудования, управляемую планировщиком внешних операций «Исламского государства».
Очевидно также, что определенное количество террористических групп или отдельных лиц смогло освоить начальные технологические инновации. Вместе с тем эти группы и лица еще не достигли значительных и широко распространенных прорывов, связанных с использованием криптовалют.
Сам по себе online-сбор средств не является чем-то новым, и не следует удивляться тому, что ХАМАС, бывшие группировки, связанные с Аль-Каидой, и собственно «Исламское государство» активизируют усилия по сбору средств в Интернете.
Очевидно, что террористические группировки, безусловно, будут стремиться к развитию и росту преступных доходов с использованием новых информационных технологий и адаптироваться к изучению и поиску более сложных путей для своего финансирования, в частности, таких, как криптовалюты, что потребует от правоохранительных органов выработки более совершенных алгоритмов противодействия таким преступлениям.
1. Andrew Mines, Devorah Margolin Cryptocurrency and the Dismantling of Terrorism Financing Campaigns // Lawfare Institute in Cooperation, 2020/ https://www.lawfareblog.com/cryptocurrency-and-dismantling-terrorism-financing-campaigns.
2. Chainalysis Crypto Crime Report // United States Department of Justice, 2019 / https://blog.chainalysis.com/reports/terrorism-financing-cryptocurrency-2019.
3. David Carlisle Countering the Use of Cryptocurrencies for Terrorist Financing // Countering the Use of Cryptocurrencies for Terrorist Financing, 2021 / https://www.elliptic.co/blog/countering-terrorist-financing-cryptocurrency.
4. Иванцов С.В, Сидоренко Э.Л, Спасенников Б.А., Берёзкин Ю.М., Суходолов Я.А. Преступления, связанные с использованием криптовалюты: основные криминологические тенденции // «Всероссийский криминологический журнал», № 4, Иркутск, 2019.