ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается методология реализации практико-ориентированной деятельности обучающихся при изучении математики в вузе. Отмечается, что в настоящее время актуальным является внедрение в учебный процесс педагогических технологий, обеспечивающих достижения обучающимися личностного образовательного результата в ходе специально организованной учебно-познавательной деятельности. В этом аспекте в работе подчеркивается, что создание практико-ориентированной образовательной среды вуза, как педагогическое условие реализации требований ФГОС, способствует внедрению в учебный процесс новых знаний, значимых для профессиональной подготовки и формированию практического опыта их использования для решения проблем не только в профессиональной сфере деятельности. Актуальность практико-ориентированного обучения заключается в значительном повышении эффективности обучения на основе системы отбора учебного материала, помогающего обучающимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. Востребованность математических знаний не вызывает сомнения, они необходимы практически во всех направлениях, связанных с естественными науками, техническими и инженерными профессиями, экономикой. Актуальность практико-ориентированного обучения математики усиливается в условиях доминирования компетентностного подхода, соединяющего интеллектуальную и практическую составляющие обучения в образовании. Математика, в силу ее специфики, фундаментальности содержания становится основой естественно-математической подготовки будущих специалистов. Подчеркивается, что в цифровую эпоху, наиболее ярко отразившей связи математики с естественными, техническими и многими другими науками, а также растущими высокотехнологичными процессами, автоматизацией и роботизацией производства, важно обеспечивать опережающий характер математической подготовки студентов в вузе, в том числе естественнонаучного профиля. В контексте заявленной темы исследования определено проблемное поле исследования, которое состоит в разрешении противоречия между необходимостью научно-обоснованного отбора содержания курса математики для студентов, выявлении методических особенностей ее преподавания и стихийно складывающейся практикой обучения математике студентов естественнонаучного профиля.

Ключевые слова:
математика, практико-ориентированное обучение, междисциплинарные связи, интеграция математики и естественных наук математическое моделирование, задачный метод, педагогические условия
Список литературы

1. Абдуразаков М.М. Факторы, влияющие на характер профессиональной деятельности современного учителя в информационно-образовательной среде [Текст]. / М.М. Абдуразаков, Д.Д. Гаджиев, О.Н. Цветкова, Г.В. Токмазов // Информатика и образование. - 2018. - № 10. - C. 42-51. DOI:https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-9-42-51

2. Абдуразаков М. М., Доржпалам О. Математическое моделирование как средство обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 223-226.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды // Составитель М.Ю. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

4. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. - 1968. - № 4.

5. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.

6. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/

7. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание: учебное пособие для мат. спец. вузов. - М. : Наука, 1985. - 170 с.

8. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 1991. - 224 с.

9. Мамыкина Л.А. Реализация практико-ориентированного обучения математике студентов технических вузов в рамках национальной доктрины российского инженерного образования // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=450

10. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. №636 (с изменениями и дополнениями от 27 марта 2020 г.). - Режим доступа: Система Гарант.

11. Пасечник В.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в контексте новой образовательной парадигмы : Монография / В.В. Пасечник, А.С. Коничев, Л.П. Крившенко, П.И. Третьяков. - М. : МГОУ; Ярославль : Ремдер. - 2018. - 128 с.

12. Перминов Е.А., Гаджиев Д.Д., Абдуразаков М.М. Об актуальности фундаментализации математической подготовки студентов педагогических направлений в цифровую эпоху [Текст]. // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 5. - С. 87-112. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-87-112.

13. Пойя Д. Как решать задачу. - 2-е изд.: Пер. с англ. - М., 1961.

14. Подходова Н.С. Интеграция естественнонаучных и математических знаний на основе ознакомления студентов с методом моделирования // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик. Выпуск 5. СПб. : САГА, 2008. С. 149-154.

15. Самойленко П.И., Коржуев А.В. Высшее профессиональное образование: содержательный и методологический аспекты. - М. : Изд. «Янус - К», 2008. - 224 с.

16. Тугульчиева B.С., Васильева П.Д. Практико-ориентированное обучение бакалавров естественнонаучного профиля как способ формирования профессиональных компетенций // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Т. 13. - № 1. - С. 41- 47. DOI:https://doi.org/10.30914/2072-7783-2019-13-1-41-47

17. Тугульчиева В.С., Васильева П.Д. Интегрирующая роль математики в профессиональной подготовке бакалавров естественнонаучного профиля // Серия «Вестника СВФУ». - 2017. - № 1 (05). - С. 70-76.

Войти или Создать
* Забыли пароль?