РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос формирования естественно-научной грамотности при обучении математике в основной общеобразовательной школе с применением межпредметных связей. Методология и методики исследования: исследование базируется на системно-структурном и деятельностном подходах. Результаты. Прежде всего уделено внимание рассмотрению самого понятия естественно-научная грамотность; рассмотрен вопрос оценки уровня развития естественно-научной грамотности обучающихся и средств ее диагностики в процессе обучения математике, например, на уроках алгебры. Приведены примеры конкретных заданий межпредметного характера, которые применяются для определения уровня достижение результатов как требование Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рассмотрены условия проведения интегрированных занятий и их применения в качестве средства развития естественно-научной грамотности обучающихся средней школы на уроках алгебры. Рассматриваются вопросы синхронизации учебного материала предметных областей как ключевого условия реализации межпредметных связей математики и физики. Практическая значимость работы. Выявлены направления изменения подходов к реализации межпредметных связей математики с другими областями знаний как основы для достижения метапредметных образовательных результатов как требование Федерального государственного стандарта основного общего образования. Определены метапредметные задания, которые способствуют достижению метапредметных и предметных образовательных результатов на уроках алгебры и физики. Особое внимание уделено проведению интегрированных занятий как условие развития естественно-научной грамотности обучающихся, а также средствам оценки уровня сформированности естественно-научной грамотности. В связи с этим, рассмотрены примеры заданий по физике требующие применения математической грамотности, которая напрямую влияет на возможности анализа ситуации и построения выводов в рамках естественно-научной картины мира. Сформулированы основные рекомендации по реализации межпредметных связей для достижения метапредметных образовательных результатов.

Ключевые слова:
межпредметные связи, естественно-научная грамотность, математика, физика, средняя школа
Список литературы

1. Симакова М.Н. Метапредметный подход к преподаванию математики в основной и средней школе : методическое пособие для учителей математики. / М.Н. Симакова, Е.Е. Симаков. - Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014. - 116 с.

2. Концепция развития российского математического образования (версия 13 февраля 2013). - 2013. - 51 с.

3. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.

5. Муштавинская И.В. Система формирования и оценки метапредметных результатов. //Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 208-211.

6. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников [Текст]: новые практики формирования и оценивания / [Л.В. Арсентьева и др.]; под общ. ред. О.Б. Даутовой и Е.Ю. Игнатьевой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 160 с.

7. Демоверсии ВПР. URL: https://4vpr.ru

8. Егупова М.В. Достижение метапредметных результатов в практико-ориентированном обучении геометрии (7-9 классы): монография / М.В. Егупова, Ю.В. Мощура. - Калуга : Эйдос, 2019.

9. Белолуцкая А. К. Преемственность в формировании метапредметных образовательных результатов: учебно-методическое пособие / А.К. Белолуцкая, Т.А. Конобеева, В.А. Львовский и др. - М. : Auther’s club, 2018.

10. Селиванова О.Г., Гасникова Н.В. Управление процессом достижения школьниками метапредметных образовательных результатов в образовательной деятельности. // Вестник Вятского государственного университета. - 2018. - № 4. - С. 119-129.

11. Бережная Г.С. Реализация метапредметного подхода в основной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. - 2016. - № 4. - С. 62-67.

12. Основные результаты международного исследования PISA-2015 // Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2016. URL: www.centeroko.ru (дата обращения: 11.06.2019).

13. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 79-109.

14. Разумовский В.Г., Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Попова Г.М. Естественнонаучная грамотность и экспериментальные умения выпускников основной школы: контрольные материалы. // Школьные технологии. - 2016. - № 1. - С. 19-28.

Войти или Создать
* Забыли пароль?