Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются процессы, происходящие в современном обществе. Излагается мнение ряда исследователей о том, что сутью современного общества является информация. С этой точки зрения ими даются и революционные преобразования, которые прошло человечество за всю историю своего развития. Концепция понимать современное общество как информационное подвергается критическому осмыслению. Выдвигается гипотеза коммуникативного общества как формы совместной деятельности людей. Информация воспринимается как средство ускорения общественного развития, а не как само общество. Приводится периодизация революционных процессов в обществе с точки зрения коммуникативистики. Утверждается, что современное общество находится в стадии протекания пятой, коммуникативной, революции, породившей коммуникативное общество. Этапы развития этого общества тесно связаны с процессами интернет-коммуникаций. Рассматриваются причины обращения людей к Интернету, позитивные и негативные последствия этого явления.

Ключевые слова:
общество, информация, коммуникация, революционные преобразования, Интернет
Текст

Говоря о современном обществе, можно утверждать: дело не в том, что в жизни стало много информации, а в том, что информация оказывает существенное влияние на различные сферы нашей жизни.

Но вначале ответим, как в своих рассуждениях мы будем понимать общество? Согласно определению, данному в Большом энциклопедическом словаре (1999), общество в широком смысле трактуется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Известно, что ряд исследователей пришел к выводу, что сутью современного общества является информация. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который одним из первых ввел его в научный оборот в 70-х гг. ХХ в.

Информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости: «…производство информационного продукта, а не продукта материального, будет движущей силой образования и развития общества» [11].

Первоначально в исследованиях информационного общества речь велась в основном о совершенствовании средств распространения и обеспечения доступа к информации, и в обсуждении доминировали технологические, инфраструктурные и экономические аспекты.

Гуманитарные аспекты становления нового общества, в особенности социальные проблемы, стали активно исследоваться лишь в результате осознания того, что очередной качественный скачок в развитии технологий породил новую глобальную социальную революцию, нисколько не уступающую революциям прошлого по своим масштабам и воздействию на человеческое общество.

Список литературы

1. Абдуллаев И.З. Информационное общество и глобализация: критика неолиберальной концепции. Ташкент: Фан ва технология, 2006.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1.

3. Гойхман О.Я. Особенности междисциплинарного проявления в теории коммуникации // Сборник научных трудов «Философия человека: современные коммуникативные практики и образование». СПб.: Изд-во РХГА, 2010. С. 13-20.

4. Гойхман О.Я. О речевой коммуникации в Интернете // Сборник научных трудов «Понимание в коммуникации. Человек в информационном пространстве»: В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. Е.Г. Борисовой, Н.В. Аниськиной. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. С. 132-137.

5. Гойхман О.Я. Коммуникативные революции // Основы теории коммуникации: Учеб. пособие / Отв. ред. О.Я. Гойхман. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 37-43.

6. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.9. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.

7. Клюканов И.Э. Коммуникативный универсум. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010.

8. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2007.

9. Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы. URL: //www.library.by/portalus/modules/psycholodgy/

10. Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. 1997. № 4. С. 15-18.

11. Katz R.L. The information Society: An international perspective. N.Y., 1988.

12. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981.

13. Stiglitz J. Globalization and its Discontents. London, 2002.

14. Stiglitz J. Making Globalization Work. London, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?